itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сахалинские будни Владыки Даниила

Новости Москвы 
0
117
Время на чтение 8 минут
Услышала я как-то по радио "Радонеж" выступление Епископа Южно-Сахалинского и Курильского Даниила и захотелось мне написать о нЈм. Разыскала телефон Сахалинской епархии и позвонила, что называется, на авось: в то время там была глубокая ночь. На моЈ удивление мне сразу же дали мобильный владыки и сообщили, что завтра он будет в Москве. Я и нарадоваться не могла, как всЈ быстро и удачно складывается. Но "подножка" не заставила себя ждать.

- Встретимся у главного входа в 1-ый Медицинский институт на Пироговке, - назначил место встречи епископ. Оказалось, что главный вход есть у каждого факультета. Ну как тут было не вспомнить чеховское "на деревню дедушке"! Пришлось пробежать не один километр туда-сюда, прежде чем увидела высокого, худощавого, улыбающегося владыку.

- Вы уж не обессудьте, - извинялся он, - Москву знаю плоховато. - И сразу посерьЈзнел, - Хорошо, что вы меня разыскали, может, ваша публикация и привлечЈт внимание к нам. Каждую вылазку из своей сахалинской берлоги стараюсь использовать, что называется на всю катушку, проблем ведь хоть отбавляй.

Сахалинская епархия едва ли не самая молодая в России, ей исполнилось только одиннадцать лет. А условия становления - архитрудные. Епархия охватывает территорию в тысячу с лишним километров от Южно-Сахалинска до самого северного города Оха. Асфальтировано же лишь сто километров. Так что до дальних приходов не только не доедешь - не долетишь, но и по телефону, бывает, не свяжешься.

- Сахалин, - просвещает меня владыка, - это наш форпост. Именно с его рубежей начинается Россия. И церковь наша тоже. Если хотите, мы еЈ лицо, а оно всегда должно быть ухожено. Но как же трудно нам его обихаживать, потому как разница жизни у нас и на материке такая же, как, скажем, в российской глубинке и в Америке. Абсолютно во всЈм! Например, плата за двухкомнатную квартиру на Сахалине - сто долларов. А вот недавно я был в Турции и узнал, что они платят пятьдесят долларов за четырЈхкомнатную квартиру. Цены на продукты у нас выше, чем в Центральной России. ВозьмЈм для сравнения Аляску. Там продукты питания приравнены к самым дешЈвым районам США. Почему? Да потому, что государство берЈт на себя немалые транспортные расходы. А у нас они входят в цену продуктов: контейнер-пятитонник стоит более сорока тысяч рублей, и идЈт он чуть ли не два месяца. Нет ни одного кирпичного, ни одного цементного завода. ВсЈ везЈм с материка. Представляете, в какую копеечку это обходится. На материке легче построить пять домов, чем у нас один. Недавно благотворители-нефтяники построили в Южно-Сахалинске часовенку. В тридцать миллионов рублей обошлась она.

- Да на эти деньги в центре России можно десять храмов построить! - воскликнула я.

- Вот-вот. Но самая серьЈзная проблема - кадры. Священник с детьми туда не поедет, потому как не сможет дать им хорошее образование, и после школы дети ни в какое высшее учебное заведение на Большой земле не поступят. Монахов тоже не командируешь. С чего начинается патерик? ПошЈл монах в город, а там водятся такие существа, как женщины со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пошлю я его в отдалЈнный приход, а он ни готовить, ни стирать-убирать не умеет. Нет, место монаха в монастыре....

Ничего не скажешь, аргументы серьЈзные, и я находчиво подсказываю владыке: "Так вы пошлите местных молодых людей в семинарию".

- Посылаю. Но уверенности, что они вернутся, немного. Да и понять молодЈжь можно. Надо иметь немалую духовную силу, чтобы противостоять столичным соблазнам. Вот тут недавно Патриарх дал задание ректору Духовной семинарии Евгению посылать к нам на год-два выпускников. Глядишь, кто-то и осядет здесь.

- А если в самом Южно-Сахалинске открыть филиал Московского Богословского института?

- В этом году и откроем, - владыка довольно улыбается. - Но, к сожалению, сам институт оплатить дорогу преподавателям не может, приходится брать финансовую сторону на себя.

- Неужели, - спросила я, - перевелись подвижники, ну такие, как вы?

- Зачем на меня ссылаться? - приглушает он мой пафос. - Дело не в подвижничестве, просто так сложилась моя жизнь. Родился я в Воронеже, в рабочей семье. Мама была верующая, конечно же, старалась посеять и во мне семена веры. Но всходить они стали только в армии. Вы и представить не можете, какая радость была для меня эта повестка. Мы с мальчишками даже хвастались, кто раньше получит еЈ. Попал я в спецвойска. И увидел военную жизнь изнутри. Понравилась мне она очень - серьЈзная, порядочная. Я даже стал подумывать, не стать ли мне военным. Но какое-то сомнение меня изнутри всЈ-таки подтачивало, что-то угнетало. Неожиданно дали мне отпуск. Приезжаю домой, вхожу в комнату, где висели старинные иконы, и глубоко-глубоко вдыхаю их запах. Меня как бы пронзило. Я бросился в храм, исповедался, причастился. Это было моЈ первое сознательное пришествие в церковь.

Увидев, как сын стал тянуться к храму, мать привела его к опытному священнику о. Александру. Он духовно просвещал своЈ чадо и как бы подвигал его к решению, определившему всю жизнь юноши. Саша, так звали раньше владыку Даниила, был большим книгочеем, а книги, которые жаждала его душа, были в Ленинке, да в духовной семинарии. "Вот и иди в неЈ", - благословил священник. Вскоре оба - и стар и млад - поехали в Грузию к человеку глубокой духовной жизни, митрополиту Зиновию. Многие считали его старцем. "Есть замысел Божий о каждой душе. - Митрополит как бы благословлял выбор жизненного пути молодого человека. - Когда он приближается к нему, ему становится хорошо, когда отдаляется - плохо. Многие люди до конца дней живут не своей жизнью и не догадываются об этом. И маются, всЈ им не по себе. Так что ты, Саша, только этим путЈм иди. Тебя Господь никогда не оставит. Ни-ког-да! Выучишься в семинарии, иподьяконствовать будешь у Владыки".

Александр относился к тому редкому типу людей, кто внимательно прислушивался к советам взрослых опытных людей. Конечно же, он поступил в семинарию. За два дня до занятий пошЈл в храм на службу. Вышел Владыка на полиелей, внимательно посмотрел на студентов и велел привести к себе Александра. Так вот и осуществилось предсказание митрополита Зиновия.

Семинарская жизнь пролетела как один миг. Саша вставал в пять утра и бежал в семинарию, чтобы успеть ещЈ что-то почитать: учился он очень усердно. Не успел оглянуться, как снова оказался перед выбором: семинария окончена, что делать дальше? Владыка благословил: иди в академию. И опять он послушался.

- Вот ведь как всЈ промыслительно в жизни человека, - размышляет епископ, - в армии я роптал, когда меня поставили старшиной роты, а потом и зам. командира взвода. И зачем мне это нужно? Ответ нашЈл в монастыре, где мне пришлось в качестве благочинного управлять уже другим личным составом. Так что Господь готовил меня к этому уже в армии.

Через полгода он, студент духовной академии, написал прошение в монастырь и в постриге получил новое имя Даниил. Более тринадцати лет нЈс он послушание благочинного в Свято Троице-Сергиевой Лавре, в сердце русского православия.

- Как пришЈл в Лавру, так и пленился ею. Она преображает не только монашествующих, но и светских людей. Я был свидетелем, - вспоминает епископ, - как в 1987 году в Лавру приехала "железная леди" Маргарет Тэтчер. Едва она переступила порог этой обители, как просто преобразилась: глаза еЈ буквально светились.

Но Лавра не стала конечным пунктом на жизненном пути благочинного. Он получил новое назначение - епископствовать на островах Сахалин и Курилы. Узнав об этом, его мама пошутила: "Надо же, даже Ленина сослали поближе". О трудностях, с которыми столкнулся епископ Даниил, читатель уже имеет некоторое представление.

- До самого последнего времени, - рассказывает он, - многие сахалинцы не ходили в храмы, их просто на острове не было.

- Ну это же какой-то абсурд. Даже на Аляске алеуты, эскимосы, индейцы были православными и ходили молиться в православные храмы. Центром духовной культуры в Северной Америке стал храм Св. Михаила. На Аляске разбросано около ста церквей православных, а на родине православия нет ни одного храма! Ну не дикость ли это?!

- Зато в избытке молельные дома баптистов, пятидесятников, иеговистов, куда сахалинцы ходят ради куска хлеба. Их возят туда на шикарных автобусах. После зловредных сеансов людей кормили, да подарки дарили: финансовые возможности у сектантов немалые: десятки тысяч долларов ежегодно поступают из-за рубежа на содержание 15О миссионеров. Для сравнения скажу, что за 2ОО2 год на Сахалин приехало всего... три православных миссионера. Молельные дома их построены основательно, с размахом. А мы под храмы получили самые плохие здания. Даже, не поверите, бывшие пивнушки. Особенно падки на посулы шарлатанов пожилые люди, побывают они на шабашах, получат гуманитарную помощь, а то и копеечку, а потом сядут во дворике у своих домов, да и играют в карты, да матерятся. Помните, по плодам их узнаете о делах их.... ЕщЈ выдающийся святитель Николай Японский сетовал в своЈм дневнике, что Москва не посылает к нему миссионеров. Так, замечал он, дело просвещения Японии успехом не увенчается. Как же я его понимаю, - в сердцах говорит владыка Даниил, - был я как-то у московского чиновника и рассказывал о своих проблемах. А он мне равнодушно так ответил: "Из Москвы Сахалин да Курилы не видны".

- Да как же до такого положения довели остров? - негодую я.

-Когда одиннадцать лет назад сюда приехал первый священник, то он увидел совершенно удручающую картину. Разруха не только экономическая, но и в сердцах человеческих, в их умах. Еще до революции на остров ссылали преступников и убийц. В советское время основой здешнего населения тоже были приезжие, которые по тем или иным причинам покинули родные края. Меньшая часть пустила прочные корни, обустраивались с прицелом на детей и внуков. Другие как бы остановились переждать жизненную непогоду или семейную драму, чтобы отдохнуть перед рывком в другие, звонкие и изобильные края, - да так и застряли на всю жизнь. Жалко смотреть на этих людей. Застой, апатия, унылое увядание сквозят в их глазах. Даже сегодня по подростковой преступности Сахалин лидерствует в стране. Отрицательный дух, как каинова печать, лежит на этом суровом крае. Уехать отсюда удалось не всем, а вот психология временщиков уже была укоренена. До сих пор здесь много домов, крыши которых покрыты толью, а окна даже зимой закрыты мутным целлофаном.

- Да, ничего не скажешь, хорошо же унавожена почва для всяких проходимцев! - возмущаюсь я.

- И всЈ-таки, постепенно, несмотря на всевозможные препятствия, ситуация меняется, всЈ больше людей крестится. Но, ох уж это "НО". Никуда без него, вспоминаю, как говорили донские казаки, для них легче два раза умереть за церковь, чем раз в неЈ сходить. Вот и мои сахалинцы креститься-то крестятся, а воцерковляются трудно.

Я спросила владыку, кто же его прихожане. И услышала неожиданный ответ: "Кроме русских, больше всего корейцев. Есть и японцы, но мало. После второй мировой японцев с острова выселили, а корейцы остались. Паспортов у них не было, и они не имели права даже переехать из одного посЈлка в другой. Постепенно они ассимилировались, а начиная с 8О-х годов ХХ века и веру православную приняли. Теперь у нас есть даже священник кореец. ПерешЈл в православие и проповедник церкви "Благодать пятидесятников". И это далеко не единственный случай....

- Ну что мы с вами всЈ о серьЈзном, да о серьЈзном, - хочу я сменить тему разговора, - как вам там, владыка, по житейски приходится?

- Ну что ж, расскажу вам одну историю. Надобно было мне побывать на одном из дальних приходов. Погода стояла предвесенняя, солнце слепит, снег блестит. Настроение под стать природе. Иду себе по лесной тропе и чуть ли не спотыкаюсь о какой-то пень. Присмотрелся и глазам своим не поверил: то был не пень, а лохматое, головастое, жЈлто-дымчатое чудище ростом, примерно, метр семьдесят. Медведь! Я оторопело уставился на него, он - на меня. ЗелЈные дремучие глаза были парализованы страхом, шерсть на холке поднялась дыбом, и он отпрыгнул в сторону, рявкнул и понЈсся в чащу. Я же не мог прийти в себя, пока не добрался до прихода, где у меня служит батюшка с музыкальным образованием. Смотрю, на клиросе баян стоит. "Это что такое? - почти возмущаюсь я. - "Простите, владыка, - священник смутился, - хор у меня начинающий, часто сбивается, вот и подыгрываю на баяне. И знаете, народу в храм ходить стало больше". Вот и такое весЈлое разнообразие случается в моей жизни.

За разговором не заметила, как быстро пролетело время. Владыка торопился на всенощную, сослужить Патриарху. По дороге в храм, перебирая в памяти свои впечатления, я подумала о том, как же помочь Сахалинской епархии. Было бы хорошо, скажем, в Москве, открыть сахалинское землячество. Ведь в столице, как сказал владыка, немало выходцев из того сурового и далЈкого края. Не сомневаюсь, они захотели бы поддерживать связь с островом и наверняка всеми доступными способами помогали бы налаживанию жизни церкви на своей маленькой родине.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Ларина
Все статьи Наталья Ларина
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09