Последний день октября выдался в Волгограде теплым и безветренным. Правда, было пасмурно, но дождь не шел. И ничто не мешало горожанам, собравшимся на набережной им. Владимира Высоцкого, смотреть, как к берегу медленно подходит десантный корабль... увенчанный тремя золотыми куполами.
Все было организовано на широкую ногу: еще за несколько часов до прибытия митрополита Волгоградского и Камышинского Германа возле часовни на набережной появились палатки, ближе к трем часам военный оркестр заиграл марши. Митрополита встретили хлебом-солью, и он - в сопровождении клириков епархии, представителей городских властей, почетных гостей и, конечно, самого инициатора торжества бизнесмена Владимира Корецкого - проследовал по забетонированному склону к кораблю. Пройти внутрь храма, оборудованного в отсеке корабля, где когда-то стояли готовые к десантированию танки, всем желающим не удалось, хотя "Князь Владимир" - самая большая из имеющихся в России плавучих церквей, она может вместить до 200 человек.
Митрополит Герман отслужил "во чреве" корабля водосвятный молебен, потом окропил водой все помещения. На набережной тем временем начинался концерт художественной самодеятельности. В зале яхт-клуба тоже прошел концерт, но более камерный: Владимир Корецкий пел для своих гостей песни Высоцкого, которые, по сути, и вдохновили его на создание плавучих церквей.
ВОИН МИРА
Идея построить плавучую церковь пришла Владимиру Корецкому, когда его яхта боролась со штормом на подходе к Мадейре. Пластиковое суденышко, казалось, должно было вот-вот пойти ко дну, и 14-летний юнга Руслан произнес почти в утвердительной форме: "Папа, теперь мы погибнем..." Не погибли. Владимир увидел в этом руку Божию и поклялся построить в благодарность корабль-храм. Верить в Бога и ходить в церковь он стал еще до океанского похода, но среди штормовых ветров вера укрепилась, стала более осознанной.
Тогда, летом 96-го, Корецкий, 36-летний предприниматель из Волгограда, пустился в рискованное, если не сказать, безумное путешествие. Горячий почитатель Высоцкого, он однажды услышал запись концерта русского барда в Торонто и решил сходить в Канаду на яхте, которая, как нетрудно догадаться, была названа "Владимир Высоцкий". Команда состояла из четырех человек - старшего сына и двух друзей. Несмотря на все трудности, за 107 суток переход от Волгограда до Торонто был завершен.
Кому-то идея плавучей церкви может показаться экстравагантной, однако местный архиерей, архиепископ (теперь уже митрополит) Герман, отнесся к плану Корецкого благосклонно. Многие населенные пункты Волгоградской области не имеют своих церквей, да и с дорогами здесь, как повсюду
в России, - беда. В то же время через область пролегают два крупнейших водных пути - Волга и Дон. Отчего же не воспользоваться имеющимися водными ресурсами для миссионерской работы? Не хватало, впрочем, еще одного немаловажного ресурса - денег.
Но уже на следующий год судьба свела Корецкого с православным священником из Голландии Феодором ван дер Воортом. У них нашлось много общего: о. Феодор в свое время тоже ходил по Атлантике на яхте. К тому же сотрудничал в то время с международным католическим фондом "Помощь Церкви в беде", который в начале 90-х стал активно помогать Русской православной церкви.
Вскоре Владимир Корецкий побывал в немецком Кенигштайне, где находится штаб-квартира фонда, и познакомился с его основателем о. Веренфридом ван Страатеном.
О. Веренфрид (1913-2003) - настоящая легенда католической благотворительности. Широкую известность он получил после Второй мировой войны, когда основал фонд "Помощь Церкви в беде". Изначально целью о. Веренфрида и его соратников была помощь нуждающимся немецким католическим священникам и беженцам из Восточной Европы. Словно оправдывая свое имя (Веренфрид значит "воин мира"), ван Страатен проповедовал прощение и примирение между бывшими врагами. Его девизом были слова: "Люди намного лучше, чем мы думаем, и Бог тоже намного лучше, чем мы думаем". За свою деятельность по сбору продуктов для немецких католиков он получил прозвище Speckfater - Отец Сало: именно сало составляло большую часть гуманитарной помощи.
Первую помощь христианам России фонд о. Веренфрида начал оказывать еще в 60-е годы. Тогда было время "железного занавеса", и все, что могли сделать благотворители, - это финансировать издание христианской литературы на русском языке, которую затем контрабандой ввозили в Россию.
Ситуация в корне изменилась с падением коммунистического режима. Как вспоминает нынешний генеральный секретарь фонда "Помощь Церкви в беде" Антония Виллемсен, племянница о. Веренфрида, идея оказывать материальную поддержку возрождающейся Православной церкви в России пришла не кому иному, как папе Иоанну Павлу II. Именно он предложил Ван Страатену установить контакты с иерархией РПЦ и выяснить, в какой помощи она больше всего нуждается. В 1992 году состоялась первая встреча голландского священника с патриархом Алексием II, через год - вторая. Присмотревшись к деятельности этой благотворительной организации, патриарх официально благословил сотрудничество фонда с РПЦ.
И с тех пор, несмотря на охлаждение отношений между РПЦ и Ватиканом, фонд "Помощь Церкви в беде" никогда не вызывал нареканий с православной стороны.
МИССИОНЕРСКИЙ ФЛОТ
Выслушав Корецкого, о. Веренфрид согласился выделить необходимую сумму на создание плавучей церкви. Более того, священник пошел даже дальше своего волгоградского гостя: в России должен быть целый флот кораблей-храмов, сказал он.
Первый плавучий храм, переделанный из простого дебаркадера, был освящен в мае 1998 года. "Святителю Иннокентию" было определено ходить с миссионерскими рейсами по Дону. Двигаясь с помощью буксира, плавучая церковь заходила то в одну, то в другую деревню; священники крестили, исповедовали, причащали.
Двумя годами позже в епархии появилась вторая плавучая церковь - "Святитель Николай", которая курсирует по Волго-Донскому каналу. Однако оба корабля имели существенный недостаток - баржи, они могли передвигаться только на буксире. Тогда-то и возникла идея превратить в церковь самоходное судно. В результате долгих поисков был найден подходящий вариант - бывший десантный корабль "Олекма". Конструкция кораблей такого типа позволяет вплотную подходить к берегу даже в самых мелких местах, а опускающийся в носовой части мост - аппарель, изначально предназначенная для выезда на берег танков и прочей бронетехники, - очень удобен для прохода в храм молящихся.
Храм было решено освятить в честь св. князя Владимира - небесного покровителя Высоцкого и Корецкого. Корецкий часто говорит, что Высоцкий своим творчеством делал Божье дело, расшатывал изнутри советскую систему. Когда же встал вопрос
о том, чтобы как-то отметить участие в строительстве плавучей церкви фонда "Помощь Церкви в беде", митрополит Герман предложил назвать сам корабль "Отец Веренфрид". Теперь на каждом борту судна белыми буквами написано "Святой равноапостольный князь Владимир", а синими - "О. Веренфрид".
Освящение "Князя Владимира" стало событием не только городского, но в какой-то степени и международного масштаба. Кроме районного начальства и представителей городского бомонда на церемонию прибыла делегация фонда-благотворителя в составе Антонии Виллемсен и заведующего отделом по вопросам Русской православной церкви Петра Гуменюка (за этот год он прилетал в Волгоград не раз, следя за процессом преобразования военного корабля в храм). Был в Волгограде и официальный представитель Ватикана в РФ архиепископ Антонио Меннини, правда как частное лицо.
Точные маршруты нового храма-корабля пока не определены. Время еще есть - в первое миссионерское плавание "Князь Владимир" отправится уже после открытия навигации весной 2005-го. Ясно одно: корабль будет ходить по Волге и Волгоградскому водохранилищу. По словам митрополита Германа, не исключено, что маршруты будут простираться и за пределы его юрисдикции - в соседние Астраханскую, Элистинскую и Саратовскую епархии. Однако переговоры с местными архиереями пока не велись.
За зимние месяцы Владимир Корецкий планирует усовершенствовать корабль. Когда возвели купола, оказалось, что они значительно сузили обзор с капитанского мостика. Но выход, кажется, найден: Корецкий хочет установить в носовой части камеры наблюдения, а в рубке - монитор. Деятельный предприниматель строит не только плавучие храмы. Подплывая по Волге к основанному им яхт-клубу "Парус" (разумеется, имени Высоцкого), сразу же видишь купола двух часовен. Одна из них посвящена Иверской иконе Божией Матери и по виду напоминает афонские каливы, куда монахи уходили для уединенной молитвы. Вторая стоит на краю набережной и посвящена преподобным Сергию и Герману Валаамским. Идея назвать набережную в честь любимого певца тоже принадлежит Корецкому.
N144, 10.11.2004