itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мудрость чудес

Новости Москвы 
0
370
Время на чтение 5 минут
Свидетель
Русская Православная Церковь озабочена передающимися из уст в уста историями о чудесных исцелениях, которые происходят вне Церкви. Да и в Церковь стали обращаться, как в поликлинику. И искать не спасения души, а здоровья телесного. Но, слава Богу, все-таки чудеса бывают. Какие именно, рассказал член комиссии по чудесным знамениям, происходящим в Православной Церкви, академик РАЕН Павел Васильевич Флоренский.

- Известны слова о. Павла Флоренского: "В Церкви все чудо: и таинство чудо, и водосвятный молебен чудо, и каждая икона чудо, и каждое песнопение не что иное, как чудо. Да, все чудо в Церкви, ибо все, что ни есть в ее жизни, - благодатно, а благодать Божия и есть то единственное, что достойно имени чудо". А вне Церкви чудо возможно?

Я думаю, что эти слова выражают весь смысл нашей беседы, потому что это говорил мой дед и потому что это сказано правильно. У чуда разные определения, в латыни чудо имело два обозначения miraculus и absurdum, то есть невиданное и неслыханное. А сюда можно отнести и "чудеса, где леший бродит" Пушкина, и чудесные совпадения, и даже кошелек, украденный у вас из кармана. Мы же этого не касаемся. Мы - это комиссия по чудесным знамениям, происходящим в Русской Православной Церкви. Название комиссии не столько обозначает нас, сколько ограничивает. Поэтому мы будем говорить о чуде как знамении и о божественном знаке.

Чудо в Церкви всегда знамение. Но для человека верующего чудо все. Князь С. Н. Трубецкой писал, что у древних иудеев все было чудесным, и это было для них естественным. Это отношение похоже на реакцию моего младшего внука, который, видя подброшенный мячик или фокус, одинаково радостно хлопает в ладоши. А вот старший внук сразу говорит: "У тебя второй пятак в кармане!" Он пытается разгадать и понять, и это тоже хорошо. В противоположность древним иудеям, современные протестанты считают, что все движется по плану Божьему, все объяснимо и все благодатно. У нас же несколько иная позиция. Чудо не требует объяснения, оно дано нам как знак, но все-таки его можно изучать.

Всем хочется чего-то, и чем больше сомнений, тем больше хочется. Христос творил чудеса, когда переломил весь мир, когда было кризисное состояние мира. Он созидал новый мир. Обилие чудес в наше время - показатель кризисного положения общества. И Господь дает знаки, что, мол, держитесь, ребята.

Не обходится без курьезов. В Щелкове о. Сергий Казаков, батюшка в церкви, где было мироточение, когда мы представились, как комиссия, первым делом окропил нас святой водой: "Комиссия, говорите?!".

- Чудеса даны нам в неком субъективном восприятии или есть научные способы зафиксировать то или иное явление, как чудесное?

- В комиссию вошли только ученые-естественники. И мы, как та мартышка из басни Крылова, получившая очки, которая то к темени их прижмет, то понюхает, то полижет. Занимаемся только чудесами, связанными с веществом, а не с чудесными прозрениями или исцелениями. Это дело других специалистов: врачей, психологов. Мы ограничили себя тремя систематическими, массовыми знамениями. Когда построили карту их появления на территории России, то она совпала с картой плотности населения. Такая же, кстати, история с картой падения метеоритов. Где людей больше, там их и больше находят. Но происходят эти чудеса разнообразно и постоянно.

Одно из знамений в простонародье называют мироточение. На иконах появляется благоухающее масло, но не миро, которое варят раз в несколько лет и мажут им только во время таинства крещения, а именно масло с очень приятным ароматом.

Второе знамение - обновление икон. Когда иконы приносят в храм, с них сползает грязь, и они начинают сиять. Третье знамение, которое рассматривает наша комиссия, - отпечаток иконы на стекле. В их изучении мы можем проявить себя, как деятели науки. Мы еще очень увлечены благодатным огнем в храме Гроба Господня, но туда трудно попасть вместе с приборами.

Есть и разногласия внутри самой комиссии: одни считают, что чудо должно быть необъяснимо. Но почему? Господь дал нам все в употребление во благо. Поэтому и все остальное во благо, если с любовью и благочестиво. Ведь все в той или иной степени свято. Я на практических занятиях по геохимии объясняю студентам, и это как задачку способен решить старшеклассник: в каждом из нас множество молекул, которые побывали в теле Христа во время его земной жизни. Во всем они есть и все свято.

- Какие чудеса, из названных вами, имели место в Москве?

- Вот, например, обновление икон. Замечательный реставратор Адольф Овчинников, который расчищал все великие святыни иконописи России, сказал мне, что они никогда не обновляются. Обычно обновление происходит с новыми, молодыми иконами. В храме Покрова в Красном Селе, где настоятель о. Валентин Асмус, человек широкого образования, ведет огромную благотворительную работу, было обновление иконы. Храм расположен в окружении трех вокзалов, месте, как известно, не очень хорошем. Но там открыли благотворительные центры, воскресную школу, начали вести большую пастырскую деятельность. Храму была пожертвована прихожанами икона Божией Матери Троеручицы. И после нахождения в храме, она обновилась.

Мироточение я наблюдал около Чкаловского, в том храме, где о. Сергей Казаков окропил нас когда-то святой водой при знакомстве, и во многих других местах. Масло, появляющееся на иконах при мироточении, по своему составу ближе к растительному, а не к минеральному. Но о. Сергей Казаков относится к этому, как к второстепенному чуду, ведь главное - богослужение. Опытные батюшки всегда уносят мироточивую икону в алтарь, чтобы не отвлекать паству от главных чудес.

Бывал я и в частных домах, где мироточат иконы. Например, под Брянском наблюдал мироточение очень благоуханное. Но в XVIII веке Церковный Собор постановил, если в доме происходит такое с иконой, надо отнести ее в храм или монастырь. Потому что жить во всей нашей обыденности в доме, где происходят чудеса, - кощунственно. Дом не место для чудес, и это справедливо.

- Павел Васильевич, а как правильно относиться к чудесам?

- Если это происходит в храме, то спокойно, как и относятся к этому священники. Там это естественно и обычно. Что же касается иных мест, то будьте осмотрительны. К сожалению, к чудесам обращаются не столько как к предмету благоговейного созерцания, сколько как к способу решать свои проблемы. Будь то болезни или неприятности. Существует даже плакат, где говорится о том, какой святой заведует решением каких вопросов, как указатель кабинетов и врачей в поликлинике. Но врачи - профессионалы, а здесь нередко врачевателем выступает "баба Феня - целитель в десятом поколении".

Лет 10 назад наше общество тяжело болело экстрасенсами, которые принесли очень много зла, отвлекая людей от профессиональной медицинской помощи. Поверьте, что каждое выздоровление есть все-таки чудо, но делается оно руками врачей. Конечно, по вере, по праведной жизни и по молитвам близких. Но подчеркиваю: не надо подменивать церковью поликлинику, а особенно знахарями и целителями, действующими от имени Церкви.

- А какое чудо поразило Вас самого?

- Главное чудо - это возрождение православия. Сам я прикоснулся к чуду возрождения храмов. Когда-то писатель Владимир Солоухин и тогдашний редактор "Литературной России" Эрнст Сафонов предложили дело, в успех которого мы тогда не совсем верили. Мы писали статьи, отдавали гонорары в счет восстановления храма Христа Спасителя. Мы собрали, наверное, большую сумму в пересчете на каждого участника, но незначительную, если считать затраты на строительство. Юрий Селиверстов предлагал прекрасную идею: установить на месте храма один каркас. Такой абрис в воздухе, сияющий, бестелесный храм. А внизу часовня. Но тут свершилось настоящее чудо, и храм был восстановлен полностью городскими властями. Мы ведь не сильно верили, что это произойдет, и нам вернут главную святыню России. Этим событием был обозначен рубеж тысячелетий в России.
Обилие чудес в наше время - показатель кризисного положения общества.

Иванка Бикеева
06.11.2004
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Флоренский
Протоколы заморских мудрецов
Об аферах и заблуждениях в области экологии
09.11.2021
О сохранении памяти и передачи традиций
в семье священника Павла Флоренского
03.03.2021
Крысолов вернулся
Листая старую тетрадь…
10.02.2021
«Народ наш хороший, только уж очень доверчивый…»
Памяти Михаила Яковлевича Лемешева († 6.01.2021). Воспоминания
16.01.2021
Все статьи Павел Флоренский
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09