"Сознание современного человека поставлено с ног на голову"

0
160
Время на чтение 5 минут
Шестые Иоанновские чтения "Образование и культура" прошли в Архангельске с 3 по 5 ноября. В этом году они посвящались 175-летию со дня рождения нашего земляка праведного Иоанна Кронштадтского. Участники чтений (учителя, врачи, священнослужители, историки) обсудили проблемы семьи, веры, истории. Своей точкой зрения на эти проблемы с корреспондентом "ВП" поделился доктор церковной истории, профессор Московской Духовной академии, председатель историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви протоиерей Владислав ЦЫПИН.

Отец Владислав, сегодня много говорят о взаимодействии церкви с государством, как вы к такому взаимодействию относитесь?
- Оно в любых случаях неизбежно, даже когда церковь гонима, она может быть гонима государством, и это тоже взаимодействие. Поскольку у нашего нынешнего государства нет идеологической программы, которая бы была направлена против церкви, взаимодействие должно быть позитивным. Речь идет только о масштабах влияния церкви на общество, а оно соответствует возможностям нашей церкви, хотя и ограничено прежними испытаниями и потерями, которые имела церковь. Церковь всегда готова влиять на общество, а это значит - взаимодействовать с государством.

- Насколько сильна сегодня церковь, может ли она реально что-то изменить в государственном строе, в жизни общества?
- Церковь влияет на умы и сердца людей, она не предлагает политических программ, административных реформ, которые имели бы моментальный эффект. Но влияние церкви более прочное и устойчивое. Как видят себя люди в этом мире, как они в нем ориентируются, какие у них ценности - от этого и зависит состояние общества. Сегодня влияние церкви расширяется.

- Какие, на ваш взгляд, сегодня приоритеты у людей, что доминирует в отношениях?
- Конечно, общество в состоянии кризиса. Та часть общества, которая вне влияния веры, в массе своей живет эгоистично, причем этот эгоизм, индивидуализм разрушителен для личности. Он ведь не только сам собой в силу грехов человеческих обнаруживается - сказывается пропаганда отовсюду, в том числе из средств массовой информации, особенно телевидения. Людей развращает то, что они смотрят.

- Мне кажется, что у нас пища, одежда и развлечения доминируют над духовностью человека. По моему, считается нормальным, если у тебя есть деньги и дорогие вещи, при этом ты знаешь назубок историю какого-то невообразимого племени, но не читаешь Библию, и зазорным -если все наоборот.
- Вы сказали сразу о многом, это отчасти разные проблемы. Когда нет компьютера или мобильного телефона, люди стыдятся своей бедности. Так принято, а они не могут себе этого позволить. Это одна проблема, хотя она тоже связана с нравственной атмосферой, царящей в обществе, потому что нам отовсюду говорят: "Бедность - это плохо, это стыдно, богатство - это украшение человека". Это откровенно безнравственная социальная мораль, а она громко и навязчиво себя пропагандирует, влияет на умы людей. Раньше к бедности было уважительное отношение, а теперь это радикально изменилось. В старой России было так, потому что церковь оказывала прямое и достаточно сильное влияние на общество. В христианском учении тоже есть социальный аспект. С точки зрения церковной этики, богатство само по себе не составляет греха, но тогда, когда это богатство человек приобретает некорыстным образом или получает по наследству. Тогда можно его сразу раздать или научиться им управлять. Но затем у нас были советские годы, когда считалось, что все равны, хотя это было далеко не так, и богатство не могло пропагандироваться. Вся наша история до сих пор не имела базы для пропаганды обогащения.

- А почему это происходит сейчас?
- Может быть, люди, которые это пропагандируют, выражают себя, а не только выполняют соцзаказ для развития капитализма. Но на самом деле это провоцирует социальный протест. Если на экранах телевизоров не показывали бы так часто тусовки, концерты, "красивую" жизнь, рекламу, у народа, который тяжело живет, не было бы столько оснований для зависти, ощущения своей ущербности. Что там за забором, обычно не видно, но почему-то богатые захотели показать всему миру, как хорошо они живут.

- Насколько все это влияет на жизнь семьи?
- Утрачивается верное представление о семье. Детей рождается очень мало, сегодня во всех развитых странах общество стареет. У нас продолжительность жизни мала, и это не так заметно, но где-нибудь во Франции сегодня общество старых людей. У двух родителей растет один ребенок, у которого живы по две бабушки, два дедушки, а еще прабабушки и прадедушки.

- Как вы относитесь к популярному сегодня гражданскому браку?
- Гражданский брак - это тот, который регистрируется в загсе, а называть им стали связь при отсутствии этого самого брака. Более точно называть его "пробный". По моим личным наблюдениям, он довольно редко перерастает в настоящий. Чаще это проявление распутства, что тоже говорит о кризисе современного общества, морали, семьи. Людей объединяют общие страсти.

- Получается, что люди ищут не близкого по духу человека, а просто партнера?
- Тут все понятно. Сознание типичного современного человека извращено, поставлено с ног на голову. Плоть господствует над духом, и все, что связано с плотью, оказывается во главе угла. Попробуй это, испытай то, купи там - и все сознание человека пытаются этим заполнить! Сегодня единственный путь воспитать ребенка нравственным - вера. Воспитание детей - тоже своего рода служение. Быть родителем - это очень много, это почти то же, что быть человеком, женой, мужем. Было бы действительно целесообразно иметь структуру, где учат быть родителями.

- С чего начинается любовь к Богу?
- Все это индивидуально, поэтому сложно ответить однозначно. У этого мира есть Творец, и ничто не существует само по себе. Порой ребенок понимает это быстрее, яснее и доступнее, чем взрослый с его закоренелыми предрассудками и предубеждениями. Иногда любовь к Богу зарождается от отношения к родителям. Чувство благодарности ребенка к своим родителям переносится и на того, кто является нашим Отцом на небесах. Большинство приходит к вере через жизненные переживания.

- Сегодня невозможно просто верить, надо выбрать истинного Бога, но как?
- В сознании людей, принадлежащих к разным вероисповеданиям, бывает разный образ Бога. Мы, христиане, - единобожники и не представляем, как среди множества Богов выбрать своего. И рядом с собой мы видим евреев и мусульман, которые также верят в единого Бога. Россия - страна православная, и найти веру у нас несложно, но в то же время и отрыв от традиций у нас глубокий. Самые разные идеи, даже псевдорелигиозные, заявляют о себе отовсюду, демонстрируются напористо, и современному молодому человеку труднее сделать выбор.

- На ваш взгляд, почему среди молодежи так популярна рок-музыка, а в Архангельске даже некоторые священнослужители в прошлом - рокеры?
- Современная рок-музыка духовно более сомнительна, чем, допустим, классика, в роке острее контрасты, диссонансы. Чтобы понять, почему такую музыку выбирает молодежь, надо более глубоко ее знать. Мое представление, возможно, поверхностно, но агрессивный тон рока накладывается на чувство несогласия, протеста одних и чувство самоутверждения, самовыражения - других, поэтому рок и находит такой живой отклик.

- Что самое главное в жизни?
- Сделать выбор между добром и злом. Зло губит человека, приносит ему явное, видимое зло здесь. Получается, что человек даже не умирает, а погибает душевно. Другой путь -путь спасения для жизни вечной со Христом.

- Есть ли спасение вне веры, может быть в семье, в творчестве?
- Если вы под спасением подразумеваете некое пристанище, где может человек душевно отдохнуть, успокоиться, то, наверное, люди, совершенно погруженные в семейные заботы или занятые творческим трудом, и находят в этом некое удовлетворение. Но поскольку человек создан для вечной жизни и инстинктивно это присутствует в его сознании, даже если он рационально вечную жизнь отрицает, то совершенного успокоения для безрелигиозного человека не бывает. Когда мы говорим не о спасении от житейских невзгод, а о спасении от греха, проклятья, которое пало на нас после грехопадения наших прародителей, и преодолении греха и смерти, - такое преодоление совершается в церкви и в вечности, а не в коротких пределах земной человеческой жизни.

Подготовили Янова Ксения, Порохин Евгений

N 43, 10 ноября 2004 г.

Опубликовано на сайте Архангельской епархии 11 ноября 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владислав Цыпин
Все статьи Протоиерей Владислав Цыпин
Последние комментарии
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 18:31
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 18:28
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 18:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
23.04.2024 17:02