itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Любовь к родному краю

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на открытии Вторых Московских областных Рождественских образовательных чтений<br>Коломна, 9 ноября 2004 г.

0
156
Время на чтение 9 минут
Сегодня мы открываем Вторые Московские областные Рождественские образовательные чтения и хочется надеяться имеем основания говорить, что этот интеллектуальный форум станет традиционным для Подмосковья, привлекающим внимание широких кругов нашего общества.
В связи с этим скажу о том, каково предназначение этого масштабного мероприятия, какие цели мы, как его организаторы, ставим перед собой. Каковы должны быть наши устремления и действия? В Священном Писании сказано: "мудрость - пред лицом у разумного, а глаза глупца - на конце земли" (Притч. 17:24). Поэтому нет смысла фантазировать об отдаленном будущем и строить несбыточные планы. Необходимо быть реалистами и видеть как и что следует делать сегодня, сейчас. Как помочь обществу преодолеть нынешний духовно-нравственный кризис, как дать людям опору в поисках смысла жизни?
В Определении состоявшегося в октябре этого года Архиерейского Собора нашей Церкви в частности говорится: "Труды в области религиозного образования должны привести к реальному изменению современного общества. Образовательную работу Церкви нельзя заключать в рамки церковной ограды. Следует развивать сотрудничество Церкви со светской средней и высшей школой, без чего - вследствие практически полного разрушения церковной школы в годы гонений - религиозное образование еще долго будет недоступно большинству наших соотечественников. Собор обращается к православным родителям с призывом добиваться преподавания для своих детей "Основ Православной культуры" в светских школах".
Собор обратил особое внимание на необходимость сочетания общего среднего образования с православным воспитанием в целях формирования гармонически развитой личности. Сочтено необходимым "усиление духовно-просветительской деятельности во всех социальных группах нашего общества, особенно среди детей, лишенных родительской заботы, - в приютах и детских домах". Указано и на то, что работа с молодежью должна для церковных людей стать приоритетной.
Думаю, что успешное продвижение по этому пути возможно только через расширенный социальный диалог. В сфере образования - это диалог между Церковью и школой. Каково основание этого диалога? Да те ценности, которые являются общими для сотрудничающих сторон: вера в добро и справедливость, понимание долга и ответственности, любовь к Родине и к семье, забота о сохранении великого дара жизни, стремление к сбережению культурного наследия и многое другое. Обобщая, можно сказать так: мы едины в отстаивании традиционных нравственных ценностей, семейных и общественных идеалов, в стремлении сохранить и приумножить отечественную культуру.
О путях нашего диалога и предполагается говорить на нынешних образовательных чтениях, которые называются Рождественскими, поскольку будут проходить в течение поста, который предваряет празднование великого праздника - Рождества Христова. В рождественском тропаре, церковном песнопении, излагающем основное значение празднуемого события, говорится, что с пришествием Спасителя в мире воссиял свет разума. Значит естественно нам собираться в преддверии Рождества и рассуждать о путях развития, содержании и методологии педагогической деятельности, обмениваться опытом культурно-просветительской работы.
Должен сказать, что проведение уже Вторых Московских областных Рождественских образовательных чтений не является случайным событием. Напротив, это следствие длительной и многообразной работы по сближению и сотрудничеству между Московской епархией и Министерством образования. Сначала мы подписали договор о сотрудничестве, потом началась работа Координационного совета по двустороннему взаимодействию. Важно было еще раз уяснить принципиальные позиции друг друга, достичь взаимопонимания. Это было сделано в процессе рецензирования учебных пособий и программ по предмету "Основы Православной культуры", в ходе подготовки программы переподготовки преподавателей этого факультатива. Мы посмотрели как можно работать вместе в рамках круглого стола или при проведении конкурса детского творчества. Полученные результаты показали, что можно продвигаться дальше, настало время для консолидации всех церковных и общественных сил, заинтересованных в совместной работе на ниве просвещения.
В прошлом году прошли Первые Московские областные Рождественские образовательные чтения. В Коломенской Духовной семинарии встречались священнослужители, работники образования и культуры. Состоялось широкое обсуждение таких проблем как преподавание "Основ Православной культуры" в светской школе, деятельность воскресных школ, патриотическое воспитание и работа с молодежью, социальная работа и благотворительность. Общественный интерес, который был проявлен к первым Рождественским чтениям превзошел наши ожидания. Мы увидели, что общество давно и с нетерпением ждет, чтобы Церковь и школа стали теснее сотрудничать не только в деле воспитания детей, но и в многоразличных проектах, затрагивающих молодежь и людей старшего поколения.
В последующий период эта идея была реализована сначала в рамках прошедшего весной Пасхального фестиваля "Подмосковная весна. Дорога к храму", а затем и осенью на областном родительском собрании "Дети. Семья. Образование", которое было посвящено грядущему 60-летию Победы и проходило под девизом "Никто не забыт". Эти мероприятия прошли с участием и образовательных, и церковных структур, а главное - были направлены на приобщение к нашему сотрудничеству родителей. Ведь если Церковь и школа не найдут в семье поддержки своих начинаний, значительная часть усилий будет потрачена напрасно.
И тогда мы решили, что необходимо расширить круг потенциальных участников Подмосковных Рождественских чтений как ежегодного общественного форума, включающего самые разнообразные мероприятия, призванные объединить людей вокруг позитивных культурных традиционных ценностей, способствовать развитию интересных начинаний и личных талантов, помогать реализации добрых инициатив. Встал вопрос о том, какова будет главная тема чтений в этом году, и мы ее сформулировали: "Любовь к родному краю".
В этих словах заложен глубокий смысл человеческого существования в единении с Родиной, со своими духовными корнями, в единстве с соотечественниками, в мирном созидании семьи.
Наша деятельность должна носить долговременный характер. Только в результате кропотливой воспитательной работы, ориентированой на длительную перспективу, станет возможным преображение облика нашего общества. Ни преступность, ни распущенность и безнравственность не исчезнут сами по себе. Нужно вырастить новое поколение людей, исповедающих высокие нравственные ценности. Для этого требуется любовь, терпение и вера в значимость совершаемого дела. Сказано в Священном Писании: "обними сыновей твоих, воспитывай их с радостью" (3 Езд. 2:15).
Негативные тенденции общественного развития последних лет способствовали распространению равнодушия, а подчас и пренебрежения патриотическими ценностями. Нам необходимо объединиться для того, чтобы противопоставить этому уважительное, любовное отношение к нашему историческому достоянию и ориентировать людей на созидательную деятельность в условиях сегодняшнего дня.
Возьмем для примера историю наших святынь. Монастыри и храмы всегда были духовными центрами городов и сел, или даже целой округи. С их строительством и последующей историей теснейшим образом связаны биографии выдающихся людей разного общественного положения, важнейшие события в жизни Российского государства. Ведь храмы часто строились в благодарение Богу за победу над врагом, с молитвой о благоденствии Отечества, государя и царствующего дома, для прославления помощи Божией в избавлении от бедствий и по иным поводам. Нередко церкви возводились там, где происходили чудесные события.
Шли годы, и поколение за поколением люди приходили в храм крестить детей, венчаться, провожать ближних в последний путь. Здесь они молились и в великие праздники, и в обычные воскресные дни, и в радости, и в горе. Здесь обреталось единство народа в вере, которое мы называем соборностью. Здесь на протяжении веков происходило приобщение наших предков к основам веры, высоким идеалам нравственности, знакомство с культурой и книжностью. Церковная жизнь давала мощный импульс и для духовного развития самодостаточной личности, и для закрепления здоровых основ общественного бытия.
Потом наступил период гонений на веру. Не хочу утверждать, что все в нашей предшествовавшей этому истории было безупречно или что тяжкие испытания, постигшие Церковь и верующих в ХХ веке были совершенно беспричинными. Но вопрос, который интересует нас сейчас, заключается в другом. Казалось, все силы мощного репрессивного аппарата атеистического государства были направлены на уничтожение Церкви; казалось, что большая часть общества сознательно и решительно отвернулась от Православия. И вдруг результатом всего этого оказался подвиг новомучеников и исповедников Российских, несмотря ни на какие мучения не отрекшихся от веры. А вслед за тем наступило и возрождение Церкви, которое мы наблюдаем сегодня.
Храмы и монастыри - великие свидетели трагедии прошедшего столетия. Их история - это история нашего народа. Пойдите в архив, обратитесь к ведомостям простого сельского приходского храма, - и вы найдете там имена людей, фамилии семейств, живших в округе три века назад. Откройте церковные книги, и узнаете, когда в вашей семье венчались прапрадедушка и прапрабабушка.
Изучение истории храма через имена их строителей и архитекторов подводит нас к ознакомлению с государственной историей и историей отечественного искусства.
В нашей Московской области находились поместья представителей самых знаменитых родов России, давших стране выдающихся военачальников, государственных деятелей, ученых и писателей. Усердием многих из них не только созидались святые храмы, но и создавались при них школы и училища, больницы и богадельни. Таким образом, приходская история может вывести ее исследователя на общероссийский исторический простор.
Многие храмовые здания возведены по проектам знаменитых зодчих, расписаны талантливыми иконописцами, а потому являются бесценными памятниками отечественной культуры.
Если углубиться в документальные свидетельства о жизни прихода в ХХ веке, можно будет узнать о священнослужителях и благочестивых прихожанах, которые, не уклоняясь от исполнения своего гражданского долга в условиях гонений на веру, тем не менее оставались верными православными христианами.
Заслуживает нашего внимания и совсем недавнее прошлое. Ведь не успеешь оглянуться, и оно станет историей. Если возродился храм, то кто-то ведь стоял у истоков этого события. Нашлись люди, которые поставили церковное дело выше личной выгоды и благополучия. Память о них также должна сохраниться в веках. Серпуховская школьница написала в исследовании, посвященном древнему возрождающемуся храму: "В России всегда были бессребреники, которые помогали людям и делали благие дела по велению своей души, ничего за это не требуя. Низкий им поклон!"
Вот лишь несколькими штрихами очертил я круг интересов того направления деятельности, которое мы называем церковным краеведением.
Но ведь этим не ограничивается содержание темы "Любовь к родному краю". Сюда относится и изучение народных обычаев, песенного искусства и танцев, различных местных промыслов, - словом, всего того, что составляет культурное содержание народной жизни.
Следует напомнить о многообразии в жизни наших предков. Стоит обратиться к историческим документам, и мы увидим множество разного рода просветительских, культурных, религиозных обществ и братств, которые существовали, скажем в конце XIX - начале XX века.
Любовь к Родине - это и готовность защищать ее до последней капли крови. Мы скоро будем отмечать 625-летие Куликовской битвы. Велико ее значение для последующих судеб России, вступившей благодаря победе святого благоверного князя Димитрия Донского на путь освобождения от иноземного ига. Не только древняя Коломна, но и еще многие города и села нашего края были свидетелями формирования ополчения, подготовки к этому великому сражению. Это ли не повод для краеведческих исследований, для литературного и художественного творчества?
По-прежнему остаются не полностью исследованными героические страницы истории Великой Отечественной войны на территории Московской области. Приближается 60-летие Великой Победы, и наш долг состоит в прославлении подвига ветеранов, а также в увековечении памяти о тех, кто отдал свои жизни за Отечество.
Все о чем я говорю, в значительной части уже изучено, но не в полном объеме, и уж совершенно точно не является достоянием общественности в самом широком смысле слова. А ведь углубленное знание о том месте, где ты живешь, о людях, которые здесь раньше жили, трудились и молились, о своих собственных предках - все это дает человеку чувство укорененности в истории, уверенности в смысле собственной созидательной деятельности как части многовековой преемственности поколений.
Наконец, без бережного отношения к родной речи невозможно приобщение к сокровищам национальной культуры. Мы должны встать на защиту великого русского языка. Особое внимание нам в связи с этим необходимо уделять письменному творчеству молодежи, следует поддерживать достижения молодых прозаиков и поэтов, первые опыты молодых ученых, педагогов и журналистов.
Подготавливая эти Рождественские чтения мы не ограничивали их перспективных участников в выборе форм деятельности. И предложения, которые пришли с мест подтвердили правильность такого подхода. В течение ноября месяца в различных муниципальных образованиях пройдут конференции, семинары, круглые столы, фестивали, выставки и концерты. Особый интерес повсеместно проявляется к изучению "Основ Православной культуры", к методике и путям совершенствования преподавания этого факультатива.
Доклады и тезисы, которые в течение этого времени будут представлены на чтениях на местах, я надеюсь, могут быть впоследствии опубликованы.
Как видно из сказанного, мы постепенно продвигаемся к тому, чтобы сформировать благоприятную и постоянную среду для позитивного культурного развития в нашем регионе. Для этого, думаю, важна и интенсивность нашей деятельности. Весной, после праздника Пасхи Христовой, мы проводим празднование Дня славянской письменности и культуры, приуроченного к дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Зимой центром событий в культурной жизни становятся Рождественские чтения. Такая регулярность - примерно через полгода - позволит всем участникам своевременно, не откладывая, показывать обществу свои достижения, обмениваться опытом, устанавливать отношения сотрудничества.
Открывая нынешние Рождественские чтения мы верим, что делаем еще один шаг к нашему духовному единению в трудах на благо Отечества, ради каждого из ближних во исполнение Божественной заповеди о любви, которая, по слову апостольскому, никогда не перестает (1 Кор. 13:8).
Нам предстоит и подумать о том, какой теме будут посвящены эти чтения в будущем году. Наверное, в ней должны быть отражены наши надежды, устремления и направление усилий. Давайте рассудим: наша совместная деятельность направлена на созидание обновленного Отечества. Поэтому предлагаю подумать о возможности Третьи Московские областные Рождественские образовательные чтения провести под девизом: "Вместе возрождаем Россию".
Сайт Московской Епархии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)
Все статьи Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков)
Последние комментарии