Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Полный коллаж

Михаил  Поздняев, Новые Известия

28.10.2004


Православные активисты Нижнего Новгорода "зачистили" выставку местных авангардистов …

На следующей неделе в Замоскворецком суде столицы возобновятся слушания по уголовному делу, возбужденному против устроителей выставки "Осторожно, религия!" в Музее А. Д. Сахарова. Напомним, что возбуждению иска предшествовал разгром экспозиции членами "Союза православных граждан". История получила на днях развитие в Нижнем Новгороде: активисты СПГ руками градоначальников "зачистили" выставку "Коллаж-сити".

Экспозиция, открывшаяся на прошлой неделе в выставочном центре Музея истории и культуры, по словам кураторов, по-своему уникальна. Коллаж (сочетание в художественной фактуре разнородных материалов) "впервые стал основополагающей концепцией". Директор музея Сергей Алешин говорит, что цель выставки - создание единого пространства, объединяющего началом которого стал бы синтез различных манер и техник составления коллажа. "Все это отражает калейдоскопичность жизни современного большого города. Форма коллажа может считаться одной из наиболее адекватных мировоззрению современного городского человека", - убежден директор музея. Короче, "типа эксперимент", как выражаются современные мастера культуры. Но далеко не все нижегородцы его одобрили. Региональное отделение "Союза православных граждан" выступило с открытым обращением к городским властям закрыть выставку раньше установленного срока. В петиции говорится, что в состав экспозиции вошли кощунственные изображения, оскорбляющие религиозные чувства, "Православные граждане" полагают, что нахождение "непристойных изображений" в одном помещении с произведениями искусства других художников бьет по репутации последних. А потому "правоверные" художники должны "откреститься" и от самой выставки, и от работ "певцов низости". "Мы считаем, - сказано в обращении, - что честь нашего города задета этим событием, являющимся вызовом всем нижегородцам и уголовно наказуемым делом".

Пытаясь объективно рассмотреть ситуацию в Нижнем, не принимая точку зрения ни художников, ни православных зрителей, поневоле приходится прибегнуть к психиатрической терминологии. Говорить о фрагментарном сознании как одних, так и других. Мастера культуры выхватили из плотного слоя православия лишь отдельные элементы, даже не знаки и символы, но расхожие клише. Точно также православные граждане посчитали за кощунство, к примеру, то, что художник Андрей Егоров поместил в оклад иконы взамен святого лика фотографию Мерилин Монро. "Я нашел икону на улице и даровал ей вторую жизнь, - объясняет свою позицию художник. - Икона моя собственность, что хочу, то с ней и делаю". - "Если нашел икону - отреставрируй и отдай в церковь или молись дома, но не устраивай бесовщину, - возражает секретарь нижегородской епархии РПЦ о. Игорь Пчелинцев. - Не плюй в лицо верующим!" Казус "Коллаж-сити" вскрывает, пожалуй, даже глубже, чем разгром выставки в Сахаровском центре и захват членами СПГ в августе этого года реставрационных мастерских им. Грабаря, конфликт двух типов сознания: архаичного и авангардного. Им, как двум медведям, не ужиться в одной берлоге. Что не означает невозможность плодотворного диалога. Но диалог должны вести конкретные носители того и другого сознания, испытывающие в этом потребность. Как испытывали ее Пушкин и митрополит Филарет (Дроздов), Малевич и о. Павел Флоренский, Александр Галич и о. Александр Мень. А таких людей сегодня, похоже, нет ни в церковной ограде, ни в стане мастеров культуры. Те же, кто есть, включая нас, руководствуются исключительно принципом "нравится - не нравится".Хилым, признаться, принципом. Умные люди в таких обстоятельствах стараются не заступать на чужую территорию. Но беда в том, что и церковь, и актуальное искусство сегодня "свою территорию" стремительно расширяют. И всякого чужака, забредшего на их землю, готовы объявить вражьим лазутчиком, если не террористом. А при первой стычке - апеллируют к властям. Вот и нижегородские "православные граждане", смекнув, что повторение пройденного (силовые методы, вроде обрызгивания картин фаской из баллончиков и захвата помещения) чревато силовым же ответом, призвали власти защитить их совесть. И прошли с большими дядями по музею, тыча пальцем в коллажи: "Этот оскорбляет... И этот... А этот вроде не шибко..."

Как сообщили "Новым Известиям" в администрации Нижнего Новгорода, оскорбляющие чувства верующих объекты были изъяты из экспозиции. Пресс-секретарь мэрии Евгений Семенов пояснил, что "духовная цензура" стала в данном случае возможна, поскольку помещение выставочного зала является муниципальной собственностью. Частные же музеи (кинозалы, театры, концертные площадки) остаются, надо так понимать, не только площадками для эксперимента, но и "зоной риска". Равно как и храмы - не только местом для молитвы, но и объектом для экспериментов художников. Короче, типа между искусством и церковью идет война. Не на живот, а на смерть. И не идейная - всамделишная. И не только в Москве и Нижнем, а на всем пространстве нашей матушки России.

***

Возможен ли сегодня диалог Церкви и культуры?

Протоиерей Михаил АРДОВ, писатель, публицист:

- Мне кажется, что люди, громящие подобные выставки, движимы добрыми чувствами: защитить свои святыни от поругания, что мы сплошь и рядом наблюдали при большевиках, Но это борьба не с болезнью, а с ее внешними проявлениями. Если бы наша Церковь имела смелость и силы бороться с истинной болезнью - обличать коррупцию, противостоять растлению народа, порицать культ наживы и насилия - тогда бы и к ней относились куда серьезнее. Диалог культуры с Церковью и вообще чей бы то ни было диалог с ней уже невозможен, потому что весь мир, включая нашу несчастную страну, путает Божий дар с яичницей на каждом шагу. Это касается и Церкви. Нельзя понять, чем ее чиновники руководствуются, снимая в Нижнем "псевдоиконы" Мерилин Монро и одновременно превознося Илью Глазунова, у которого подобных "икон" сотни. Чем объяснить, что наша Церковь осуждает показ по ТВ фильма "Последнее искушение Христа" и объявляет шедевром мерзкую своим натурализмом картину "Страсти Христовы"? Только тем, что как "мастера искусства", так и наша Церковь давно без царя в голове. В данном случае - Царя Небесного.

Владимир МАРТЫНОВ, композитор, историк древнерусской музыки:

- Ни современная культура, ни Церковь не только не готовы к диалогу - изначально не способны. Один из главных моментов то, что Церковь не то что не имеет собственной культурной политики, но ведет политику антикультурную. Продукция, которую она поощряет, и взгляды, которые она прокламирует, как культуру, для реальной культуры попросту не приемлемы. Я 17 лет в церковных структурах проработал, преподавал, был регентом хора, но ушел в 97-м году оттуда, поскольку на собственном опыте познал, что это вещи несовместные. Но и от художников требуется некоторая деликатность. Я знаю, что многие художники, которые выставились в Музее Сахарова, пали жертвой даже не глупости своей, а необразованности. Эти люди не отдают себе отчета, с чем имеют дело. Так же и "Церковь не имеет понятия о тех культурных стратегиях и культурных жестах, которые сейчас приняты. В общем, ситуация похожа на басню про лису и журавля. С той разницей, что наша лиса готова журавлю горло перегрызть, а он ей череп клювом раздробить.

Олег ЦЕЛКОВ, художник:

- Светское искусство изначально кощунственно, поскольку отражает грешный мир. А Церковь - обращена к миру ангелов. Что касается разгромов выставок православными гражданами - это рецидив советского воспитания. 30 лет назад выставки громили коммунисты, а теперь носители православной идеологии. Наша система как тогда не могла, так и теперь не может обойтись без врагов. Ведь если нет врагов, не нужно никого за собой вести. Системе проще, когда можно ткнуть в кого-то пальцем: "Ты видишь? Оказывается, у тебя есть враг". Меня тоже, когда я жил в СССР, упрекали не только в антисоветчине, но и в богохульстве, когда я написал "Тайную вечерю". Мне говорили: "Ты каких уродов нам нарисовал?! Это же Христос и 12 апостолов!" А мне захотелось изобразить для окружавших меня людей их богов зеркально: в том виде, в каком люди эти похожи на богов. Если человек образ и подобие Бога, значит, и Бог имеет подобие человека. Вот приблизительно колесо картины. Это, безусловно, богоборчество, безусловно вызов, но это несет, с моей точки зрения, и много правды. Я конкретно не против Христа, не против апостолов, не против христианства. Но я против лжи о Боге и о человеке. И против такого порядка вещей, когда каждый день тысячи Христов подвергаются предательству и избиению, И никто, включая Церковь, не желает понять: жить в отчуждении - себе дороже...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме