itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Рецидив атеистического гуманизма

Общество 
0
175
Время на чтение 6 минут
Из недр Министерства образования вышло несколько разъяснительных писем, фактически означающих отступление Министерства от первоначальной поддерживающей преподавание "Основ православной культуры" позиции.

Введение изучения основ традиционной религиозной культуры в России наталкивается на многочисленные видимые и невидимые препятствия. В общественное сознание последовательно внедряется мысль о том, что "Основы православной культуры" - это Закон Божий.

В своЈм интервью агентству "France press" Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был вынужден заметить, что "преподавание "Основ православной культуры" в нашей стране не является обучением религии, как это порой пытаются представить. Речь идЈт о предмете, скорее, культурологического цикла, его преподавание - лишь реализация права будущего гражданина и просто образованного человека получить необходимый объЈм знаний о национально-историческом и духовно-культурном наследии родной страны. Ведь вне культурно-религиозного контекста невозможно, в том числе, и адекватное восприятие великой русской литературы, живописи, музыки, не говоря уж об искусстве русской иконы".

Постараемся вникнуть в аргументацию противников курса, по своему содержанию аналогичного и даже более секуляризированного, чем те, которые изучаются в большинстве европейских стран, несмотря на последовательное осуществление в них принципа отделения школы от Церкви.

Рассмотрим основные аргументы, выдвигающиеся и на страницах отечественных СМИ и в официальных документах. Первый из них: Россия - светское государство. В условиях "постсоветского синдрома" в обыденном сознании это зачастую означает атеистическое. Однако, по справедливому утверждению авторов обращения к министру образования (Патриарх Алексий II, президент РАН Ю.С. Осипов, президент РАО НД Никандров, ректор МГУ, председатель Российского союза ректоров В.А. Садовничий): "Само по себе декларирование "светского" характера образования так же, как и декрет об отделении школы от Церкви, по существу означает лишь то, что государственная школа не находится ни в административной, ни в финансовой зависимости от какой-либо церковной организации и не ставит своей задачей подготовку клириков. "Светский" не означает "атеистический", основная масса христиан живЈт светской жизнью, является тружениками со светскими специальностями, а конфессиональные, например, православные, гимназии дают государственные аттестаты зрелости, готовят вполне светских выпускников. Ничем неоправданное расширительное толкование ленинского декрета и также термина "светский характер" представляет закон как запрет на христианское знание. Отказываясь от сокровищ христианского наследия, мы сами загоняем свой народ в атеистическое гетто. Атеизм, даже не воинствующе агрессивный, не есть какое-то объективно-надрелигиозное прогрессивное знание. Это всего лишь одно из мировоззрений, выражающее взгляды отнюдь не большинства населения земного шара, притом не имеющее какого-либо научного обоснования. В стране с тысячелетней православной культурой, где даже в конце XX века, ознаменовавшегося жесточайшими гонениями на веру, больше половины населения заявляет себя верующими, нет разумных оснований для того, чтобы по-прежнему предоставлять атеизму господствующее положение в образовании и воспитании. А если учесть, что атеизм, отрицая онтологическое существование добра и зла, не способен логически непротиворечиво обосновать необходимость и обязательность морали, то тем более не должен он иметь господства в нашей гибнущей от безнравственности стране".

Многовековой принцип отделения Церкви от государства не препятствует европейским странам иметь теологические факультеты в большинстве классических вузов, поддерживать социально-значимые инициативы конфессий, финансировать и организационно обеспечивать преподавание основ религии, а не только религиозной культуры в общеобразовательных школах. Вторым традиционным утверждением противников православного просвещения является заявление о том, что Россия - многонациональное государство. Прежде всего, необходимо отметить, что такое понятие отсутствует в главном юридическом документе страны - Конституции, в которой говорится о "многонациональном народе" Российской Федерации. Результаты последней переписи населения также позволяют несколько откорректировать безапелляционные ссылки на нашу многонациональность. Согласно имеющимся данным, в современной России проживает 145,2 млн человек. При этом русские составляют абсолютное большинство: 116 млн или почти 80% жителей. При этническом многообразии (170 народностей) только 6 из них перешагнули миллионный барьер. Это татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне (из этих 6 национальностей, как видим, 3 традиционно исповедуют христианство). Итоги переписи с наглядностью показывают, что в России проживает русских больше, чем французов во Франции, а немцев в Германии. В связи с чем принцип отказа от преподавания "Основ православной культуры" по причине многонациональности страны может вызывать по меньше мере недоумение. Нельзя не согласиться со словами Святейшего Патриарха Алексия II, что изучение этого предмета в школе ни в коей мере не может ущемить интересы даже тех детей, семьи которых исповедуют не Православие, а иную веру: "К духовно-исторической традиции Православия, по оценкам социологов, принадлежит до 80% населения современной России. Базовые познания в сфере православной культуры ни для кого не могут оказаться излишними... В местах компактно проживающего неправославного населения вместо курса "Основ православной культуры" или параллельно с ним по желанию учащихся или их родителей может преподаваться аналогичная дисциплина на основе любого из традиционных для России вероисповеданий".

Наконец, третьим аргументом атеистов является утверждение, что Россия - многоконфессиональное государство. Данное положение также не может быть препятствием к введению "Основ православной культуры". Даже при юридической равнозначности всех конфессий они не могут быть равнозначны культурно и исторически для России. Русское государство, его искусство и литература формировались в лоне православной традиции, и отказ от признания доминирующей роли христианства в истории нашего Отечества равнозначен отказу от своего прошлого. Здесь вновь можно сослаться на опыт западных демократий. При чЈтком соблюдении принципа отделения

Церкви от государства в большинстве европейских стран существует законодательное закрепление статуса традиционных для данного государства религиозных организаций. В некоторых странах (например, в Великобритании, Норвегии и Исландии) христианские церкви сохранили статус государственных. Это означает, что государство финансирует все церковные расходы и осуществляет управление делами Церкви. При этом никто не называет Норвегию и Исландию "клерикальными" или "религиозными" государствами.

Можно сделать вывод, что аргументация, используемая противниками введения "Основ православной культуры", рассчитана прежде всего на некомпетентность основной части народонаселения России. Атеисты-гуманисты не гнушаются и откровенной фальсификацией фактов. Они высказывают стойкое неприятие идеи знакомства подрастающего поколения с традиционными для нашей страны духовно-нравственными ценностями.

Так, лауреат Нобелевской премии известный физик академик В. Гинзбург заявляет: "Я просто возмущЈн засильем клерикалов! МоЈ отношение к этому резко отрицательное. Но дело не в моЈм отношении, в конце концов, это противоречит Конституции! Я, естественно, сторонник свободы совести, религия несЈт некоторые благотворные вещи, например, всегда призывает к добру, когда не требует крови неверных, но при чЈм тут государство? Религия - дело интимное. А одним из самых возмутительных проявлений того Средневековья, что сейчас творится, я считаю появление слова "Бог" в нашем гимне. Это ужасно"".

А вот радикальное мнение, которое с удовлетворением воспроизвели "Известия": "Любой грамотный человек знает, что Бога нет... Мне 48 лет, я всегда презирал тех, кто разрушал храмы, но если священнослужители заявятся в школы, то я возьмусь за оружие".

Проблема преподавания "Основ православной культуры" обнажила истинное лицо всех борцов за гражданские свободы. Это лицо искажено бесовской ненавистью к Православию.

Однако просто запоздавшим рецидивом атеизма сложившуюся ситуацию объяснить нельзя. За истерическими криками протестующих против введения "Основ православной культуры" можно обнаружить несомненную обеспокоенность ряда российских и зарубежных сил растущим влиянием Русской Православной Церкви. Статистические данные, собираемые с разной степенью предвзятости, свидетельствуют, что от 60 до 80% россиян считают себя православными. Именно это вызывает явную тревогу идеологов "нового мирового порядка".

Согласно выводам, сделанным редакцией "Неприкосновенного запаса", за десятилетие своего свободного развития (1990-2000 гг.) Русская Православная Церковь последовательно отстаивала антилиберальные и антиглобалистские ценности. Русская Церковь "окончательно отказалась от идеи модернизации и адаптации к условиям постиндустриального общества, хотя и эффективно использует некоторые его механизмы". Недоброжелатели вынуждены признавать высокую степень доверия к Церкви со стороны россиян, которую не удалось обрушить шквалом антицерковных публикаций и откровенных диверсий (попытки расколоть Церковь по вопросу об ИНН и другие). Об этом свидетельствуют социологические рейтинги, устойчиво ставящие Церковь в число наиболее популярных общественных институтов. А, как известно, для медиа-технологов рейтинг - это всЈ.

Итак, причины борьбы с "Основами православной культуры" как формой образования и воспитания подрастающих поколений в духе национальных духовных и культурных традиций имеют глубокие либерально-атеистические, враждебные Российской государственности корни. В этой учебной дисциплине определЈнные круги усматривают попытку Православной Церкви усилить своЈ влияние на общественные процессы, чему либералы готовы решительно противодействовать, видя в Церкви институт, препятствующий вхождению России в систему "нового мирового порядка".

N 10, октябрь 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Димитрий Лескин
Православное образование в России: обретение себя
Доклад, прочитанный на пленарном заседании V Пименовских Чтений
15.02.2008
Все статьи Протоиерей Димитрий Лескин
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии