Преподобная Евфросиния, княжна Полоцкая

Религия 
0
202
Время на чтение 4 минуты
Весной 1101 года в Полоцке скончался престарелый полоцкий князь Всеслав Брячиславович, прозванный в народе Чародеем. Со смертью Всеслава ушла и сила Полоцкого княжества. РазделЈнное на уделы и отданное в наследство сыновьям - а их у Всеслава Чародея было семеро, - княжество стало слабеть. Угасла и прямая линия полоцких князей.
Но век двенадцатый оставил ещЈ одно имя из этого именитого княжеского Дома. И не за ратные подвиги и удачные походы. Духовными подвигами прославила свою жизнь и свою землю внучка Всеслава Чародея, вошедшая в историю и православные святцы под именем преподобной Евфросинии Полоцкой.

Будущая просветительница и святая родилась в год смерти своего прославленного деда в семье одного из младших его сыновей Григория Всеславовича и сестры византийского императора Мануила Комнина и была названа распространЈнным славянским именем Предслава.
Со времЈн крещения Руси в 988 году прошло немногим более века, но Древняя Русь за это время сделала огромный шаг вперЈд. Этому в значительной мере способствовала и пришедшая с христианством письменность.

Богатства князей стали определяться не только золотом, но и наличием в княжеских ризницах книг.
Были, конечно, книги и у полоцких князей. ЕщЈ князь Изяслав, прапрадед Предславы, по словам летописца, "прилежаша прочитанию" книг. Любовь князя-книжника к чтению передалась и Предславе. "И так любила она учиться, что удивляла даже отца своего такой любовью к науке..." - говорит о будущей святой "Житие".
Вскоре слава о мудрой, красивой и образованной княжне разнеслась "по всем градам" княжества, побуждая многих княжичей искать еЈ руки. Но когда по достижении двенадцати лет родители решили выдать еЈ замуж, Предслава тайком ушла в монастырь, где игуменствовала еЈ тЈтка, и приняла монашеский постриг под именем Евфросинии.

Но в послушании у тЈтки она пробыла недолго. Спросив разрешения епископа, Евфросиния перебралась в церковь Святой Софии, которая, будучи главной церковью княжества, видимо, имела библиотеку. Поселившись там в келье-голубце над хорами, молодая инокиня всецело посвятила себя служению слову - списыванию книг.
Это было трудное послушание, проходившее в посте и молитвах. С утра до вечера, а то и ночью при свете свечи горбилась она над столом, аккуратно выводя на пергаменте буквы. На списывание одной книги уходили многие месяцы.
Занималась она и переводами с греческого языка, который хорошо знала. Писала и свои произведения - проповеди, наставления, молитвы.

Но затворническая деятельность не приносила Евфросинии полного духовного удовлетворения. И когда полоцкий епископ Илья предложил ей в дар загородную церковь Спаса в Сельцах, она с радостью приняла его.
Небольшая деревянная церковь на погосте, куда пришла Евфросиния с единственной черницей, связками книг и тремя монастырскими хлебами, и стала тем местом, где она основала женский монастырь. Сделавшись игуменьей, Евфросиния сумела привлечь к иночеству, несмотря на сопротивление родителей, свою сестру и двух племянниц. Пришла в монастырь и еЈ двоюродная сестра Звенислава. ПричЈм она принесла в дар Святому Спасу "всю свою утварь золотую и ризы многоценны" - девичье приданое, которое, возможно, и стало начальным капиталом для возведения новой церкви.
Для еЈ строительства был приглашЈн известный полоцкий мастер Иоанн, поставивший до этого две церкви в Бельчицах - полоцком пригороде за Двиною. Но именно церковь Спаса в Сельцах стала лучшим творением мастера, шедевром полоцкой школы зодчества.

И сегодня стоит она на берегу медлительной Полоты, сохраняя "горний порыв духа" мастера. Под потемневшими наслоениями красок видна и первичная роспись - великолепная фресковая живопись ХII века, о которой известный художник и искусствовед Игорь Грабарь в 1929 году сказал: "Материал огромнейшей важности и абсолютно неведомый и невиданный". Чем, видимо, отвЈл от древнего храма незавидную участь овощехранилища или гвоздильной мастерской.
Основав женскую обитель, Евфросиния заводит ещЈ один монастырь - мужской, с храмом Богородицы. Эти монастыри становятся очагами духовности, центрами просвещения и культуры в Полоцком княжестве. В них открываются школы, причЈм одна из них женская. Как говорится в словаре Брокгауза и Ефрона, сама Евфросиния Полоцкая "становится выразительницей и отчасти виновницей религиозного движения..." в этих местах.

Меж тем распавшемуся на уделы Полоцкому княжеству нужны были объединяющие духовные символы, общенародные святыни, подобно воинским хоругвям на бранном поле, призывающие к сплочению.
Наверное, об этом думала Евфросиния Полоцкая, заказывая местному мастеру-ювелиру Лазарю Богше в 1161 году большой напрестольный крест. Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии - частицы мощей греческих святых. Золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни отыскались в монастырских и княжеских сундуках. Но главное - был задействован талант удивительного мастера Лазаря Богши. Крест, созданный им, стал не только знаменитой православной святыней, но и непревзойдЈнным образцом древнерусского эмальерного искусства.

И ещЈ одной славной святыней одарила Евфросиния Полоцкая свой родной город. Для мужского монастыря она выпросила у византийского императора и константинопольского патриарха одну из трЈх икон Богородицы Эфесской, приписываемых евангелисту Луке. Сейчас эта икона после долгих скитаний и смены названий находится в одном из выставочных залов Русского музея в Петербурге. А история креста Евфросинии Полоцкой заслуживает отдельного повествования.

Последним духовным подвигом Евфросинии Полоцкой было паломничество в Святую землю, которое она предприняла в уже преклонном возрасте вместе с братом и сестрой. Она хотела умереть в Иерусалиме и заранее простилась с оплакивавшими еЈ полочанами.
Три дня молилась она у Гроба Господня, где оставила золотое кадило и другие дорогие дары. Ей хотелось ещЈ дойти до Иордана и омыться святой водой, но сил на это уже не хватило.

Она скончалась 23 мая 1173 года в келье русского Богородицкого монастыря на Святой земле. Впоследствии, в 1187 году, в связи с угрозой штурма Иерусалима воинами ислама еЈ мощи были перенесены в Феодосиеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Русская православная церковь канонизировала Евфросинию Полоцкую в 1547 году. И лишь в 1910 году святые мощи "покровительницы Белоруссии", как называли еЈ тогда в газетах, были перенесены из Киева в Полоцк. 23 мая под колокольный звон всех полоцких церквей, при стечении многих тысяч верующих и в присутствии членов царской семьи, а также королевы Греции, они нашли упокоение в соборном храме Спасо-Евфросиниевского монастыря.
И не иссякает поток идущих к ней за поддержкой, утешением и надеждой людей...

N43, 27 октября - 2 ноября 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от РОНОЛ
18.04.2024 19:14