Но век двенадцатый оставил ещЈ одно имя из этого именитого княжеского Дома. И не за ратные подвиги и удачные походы. Духовными подвигами прославила свою жизнь и свою землю внучка Всеслава Чародея, вошедшая в историю и православные святцы под именем преподобной Евфросинии Полоцкой.
Будущая просветительница и святая родилась в год смерти своего прославленного деда в семье одного из младших его сыновей Григория Всеславовича и сестры византийского императора Мануила Комнина и была названа распространЈнным славянским именем Предслава.
Со времЈн крещения Руси в 988 году прошло немногим более века, но Древняя Русь за это время сделала огромный шаг вперЈд. Этому в значительной мере способствовала и пришедшая с христианством письменность.
Богатства князей стали определяться не только золотом, но и наличием в княжеских ризницах книг.
Были, конечно, книги и у полоцких князей. ЕщЈ князь Изяслав, прапрадед Предславы, по словам летописца, "прилежаша прочитанию" книг. Любовь князя-книжника к чтению передалась и Предславе. "И так любила она учиться, что удивляла даже отца своего такой любовью к науке..." - говорит о будущей святой "Житие".
Вскоре слава о мудрой, красивой и образованной княжне разнеслась "по всем градам" княжества, побуждая многих княжичей искать еЈ руки. Но когда по достижении двенадцати лет родители решили выдать еЈ замуж, Предслава тайком ушла в монастырь, где игуменствовала еЈ тЈтка, и приняла монашеский постриг под именем Евфросинии.
Но в послушании у тЈтки она пробыла недолго. Спросив разрешения епископа, Евфросиния перебралась в церковь Святой Софии, которая, будучи главной церковью княжества, видимо, имела библиотеку. Поселившись там в келье-голубце над хорами, молодая инокиня всецело посвятила себя служению слову - списыванию книг.
Это было трудное послушание, проходившее в посте и молитвах. С утра до вечера, а то и ночью при свете свечи горбилась она над столом, аккуратно выводя на пергаменте буквы. На списывание одной книги уходили многие месяцы.
Занималась она и переводами с греческого языка, который хорошо знала. Писала и свои произведения - проповеди, наставления, молитвы.
Но затворническая деятельность не приносила Евфросинии полного духовного удовлетворения. И когда полоцкий епископ Илья предложил ей в дар загородную церковь Спаса в Сельцах, она с радостью приняла его.
Небольшая деревянная церковь на погосте, куда пришла Евфросиния с единственной черницей, связками книг и тремя монастырскими хлебами, и стала тем местом, где она основала женский монастырь. Сделавшись игуменьей, Евфросиния сумела привлечь к иночеству, несмотря на сопротивление родителей, свою сестру и двух племянниц. Пришла в монастырь и еЈ двоюродная сестра Звенислава. ПричЈм она принесла в дар Святому Спасу "всю свою утварь золотую и ризы многоценны" - девичье приданое, которое, возможно, и стало начальным капиталом для возведения новой церкви.
Для еЈ строительства был приглашЈн известный полоцкий мастер Иоанн, поставивший до этого две церкви в Бельчицах - полоцком пригороде за Двиною. Но именно церковь Спаса в Сельцах стала лучшим творением мастера, шедевром полоцкой школы зодчества.
И сегодня стоит она на берегу медлительной Полоты, сохраняя "горний порыв духа" мастера. Под потемневшими наслоениями красок видна и первичная роспись - великолепная фресковая живопись ХII века, о которой известный художник и искусствовед Игорь Грабарь в 1929 году сказал: "Материал огромнейшей важности и абсолютно неведомый и невиданный". Чем, видимо, отвЈл от древнего храма незавидную участь овощехранилища или гвоздильной мастерской.
Основав женскую обитель, Евфросиния заводит ещЈ один монастырь - мужской, с храмом Богородицы. Эти монастыри становятся очагами духовности, центрами просвещения и культуры в Полоцком княжестве. В них открываются школы, причЈм одна из них женская. Как говорится в словаре Брокгауза и Ефрона, сама Евфросиния Полоцкая "становится выразительницей и отчасти виновницей религиозного движения..." в этих местах.
Меж тем распавшемуся на уделы Полоцкому княжеству нужны были объединяющие духовные символы, общенародные святыни, подобно воинским хоругвям на бранном поле, призывающие к сплочению.
Наверное, об этом думала Евфросиния Полоцкая, заказывая местному мастеру-ювелиру Лазарю Богше в 1161 году большой напрестольный крест. Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии - частицы мощей греческих святых. Золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни отыскались в монастырских и княжеских сундуках. Но главное - был задействован талант удивительного мастера Лазаря Богши. Крест, созданный им, стал не только знаменитой православной святыней, но и непревзойдЈнным образцом древнерусского эмальерного искусства.
И ещЈ одной славной святыней одарила Евфросиния Полоцкая свой родной город. Для мужского монастыря она выпросила у византийского императора и константинопольского патриарха одну из трЈх икон Богородицы Эфесской, приписываемых евангелисту Луке. Сейчас эта икона после долгих скитаний и смены названий находится в одном из выставочных залов Русского музея в Петербурге. А история креста Евфросинии Полоцкой заслуживает отдельного повествования.
Последним духовным подвигом Евфросинии Полоцкой было паломничество в Святую землю, которое она предприняла в уже преклонном возрасте вместе с братом и сестрой. Она хотела умереть в Иерусалиме и заранее простилась с оплакивавшими еЈ полочанами.
Три дня молилась она у Гроба Господня, где оставила золотое кадило и другие дорогие дары. Ей хотелось ещЈ дойти до Иордана и омыться святой водой, но сил на это уже не хватило.
Она скончалась 23 мая 1173 года в келье русского Богородицкого монастыря на Святой земле. Впоследствии, в 1187 году, в связи с угрозой штурма Иерусалима воинами ислама еЈ мощи были перенесены в Феодосиеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Русская православная церковь канонизировала Евфросинию Полоцкую в 1547 году. И лишь в 1910 году святые мощи "покровительницы Белоруссии", как называли еЈ тогда в газетах, были перенесены из Киева в Полоцк. 23 мая под колокольный звон всех полоцких церквей, при стечении многих тысяч верующих и в присутствии членов царской семьи, а также королевы Греции, они нашли упокоение в соборном храме Спасо-Евфросиниевского монастыря.
И не иссякает поток идущих к ней за поддержкой, утешением и надеждой людей...
N43, 27 октября - 2 ноября 2004 г.