Диалог или монолог?

Священник Георгий Кочетков как общающийся клирик

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
122
Время на чтение 7 минут
Давно замечено, что кого Бог хочет погубить, того Он лишает разума. Но происходит это, очевидно, не со всяким, а лишь с людьми духовно неблагополучными, близкими к тому, что святоотеческая традиция называет "прелестью". И особенно опасно, когда подобного рода люди претендуют на роль духовных и политических вождей, харизматических лидеров всякого рода маргинальных парацерковных движений, вовлекая в них изначально духовно чистых, романтически настроенных и покамест еще ничем особо не испорченных молодых людей.
"Международная научно-богословская конференция "Вера - диалог - общение: проблемы диалога церкви и общества", прошедшая в Москве с 29 сентября по 1 октября 2004 г. и организованная "Свято-Филаретовским Православно-Христианским Институтом", журналом "Вестник Русского Христианского Движения" и Российским Государственным Гуманитарным Университетом, производит сильное впечатление. Предшествовало ей очередное интервью священника Георгия Кочеткова газете его "Преображенско-Сретенского братства" "Кифа" (июль-август 2004 г., с. 4), в котором мы услышали все "старые песни о главном": о "расцерковленности" самой Церкви, о том, что в ней "не с кем вести диалог" (тогда неясно, с кем же собрались вести диалог и общаться участники конференции), о том, что наша Церковь - это некая "груда песка", что в ней "не на кого опереться" (весьма характерная оговорка! Отец Георгий все время выдает себя, свою скрытую гордыню. Не худо спросить, а что, разве главная цель и задача Церкви, основанной Самим Христом - в том, чтобы служить опорой для отца Георгия и его "братства"? Не правильнее было бы с подобающим случаю христианским смирением сказать, что отец Георгий с его братством должны служить опорой для Церкви?), что в этой бесформенной груде нет личностей и "личностности" и, наконец, что авторитет Церкви в обществе падает все ниже.

Единственной альтернативой и наиболее подходящей площадкой для церковно-общественного диалога о. Георгий считает свое "братство".

Если в православной Церкви, по мнению о. Георгия, разговаривать не с кем, то в светском, нецерковном обществе и среди инославных партнеры по диалогу находятся им в большом количестве. Один из главных партнеров - печально известный академик Ю.Н. Афанасьев (чей доклад прозвучал в числе первых на пленарном заседании в день открытия конференции), который совсем недавно отличился как один из наиболее яростных противников введения культурологического курса "основы православной культуры" в светской школе. Из уст этого замечательного деятеля, столь легко нашедшего общий язык с о. Георгием и его единомышленниками, мы и в этот раз услышали традиционный набор высказываний об опасности клерикализма и о необходимости противостоять проникновению Церкви в школу. Как видим, именно этот вполне уже реликтовый либерал-большевик с его одиозной ненавистью к русской православной традиции пришелся ко двору в среде кочетковцев, всегда выставляющих себя в качестве главных поборников духовного просвещения, оглашения и катехизации нашего темного народа! Думается, комментарии здесь излишни.

К сожалению, я смог посетить далеко не все секции, но того, что удалось услышать, вполне хватило для полноты впечатлений. Во-первых, это доклад легенды либерального христианства, "практикующего игумена" Иннокентия Павлова "Российская религиозность в контексте переписи населения 1937 года". Основное положение доклада сводилось к тому, что, несмотря на то, что в ходе переписи значительная часть нашего народа заявила себя верующими и православными (что, как всем хорошо понятно, было небезопасно в условиях богоборческого террора), в действительности эти люди таковыми не были, поскольку храмов не посещали (правда, докладчик как-то невнятно упомянул о том, что большая часть храмов к этому времени уже была закрыта), а, стало быть, в таинствах не участвовали и не могли считаться "практикующими православными". Далее докладчик по обыкновению сослался на свой личный опыт посещения различных московских и подмосковных храмов, по его словам, свидетельствующий о том, что верующих в нашей стране становится все меньше. Ссылка на личный опыт православного священника, который вместо того, чтобы служить в храме, проповедовать Слово Божие, просвещать и катехизировать народ, бродит по разным храмам и по головам считает молящихся, называя подобное занятие социологией - это, конечно, замечательный метод социологического анализа, но причем здесь перепись 1937 года?

После вполне выдержанного и своей взвешенностью и умеренностью выбивающегося из общего ряда конференции доклада О.Ю. Васильевой (которая, правда, центральную его часть позаимствовала из статьи дьякона Андрея Кураева "Беслан. Ритуальная бойня" ("Радонеж", N 8 (149), 2004)), в прениях выступил сам о. Георгий Кочетков. Он заявил, с одной стороны, что согласен с утверждением докладчика, согласно которому единственная сила, способная противостоять разжиганию этно-конфессиональных конфликтов на территории России - это русская православная традиция, для которой терпимость является важнейшей чертой. С другой же стороны, по убеждению о. Георгия, стремление возродить, восстановить эту традицию утопично, данная цель недостижима и с этим следует смириться. Данное утверждение очень характерным для о. Георгия образом внутренне противоречиво; это ярчайший образец его мысли, не выдерживающей серьезной критики. Если с одной стороны, по мнению этого священника, выраженному, кстати, с большой горячностью, русская православная традиция окончательно стала достоянием истории и восстановить ее невозможно, а, с другой стороны, действует он и его "братчики" весьма активно, называя себя при этом православными, то возникает вполне естественный вопрос: а каких, собственно, целей они стремятся достичь? Ведь вряд ли можно предположить, что кочетковцы столь активно работают ради целей, которые им самим кажутся недостижимыми! Откровенный человек о. Георгий: так часто проговаривается!

Однако следующий докладчик затмил всех, в том числе и самого "практикующего игумена". Некто К.С. Емельянов зачитал доклад "Диалог агиографии и социологии в свете современных катехизаций РПЦ", полный кощунственных нападок на новых русских святых и на сам институт катехизации. По мнению докладчика, канонизация сонма новомучеников Российских на архиерейском соборе 2000 года в действительности не отражает реального почитания этих святых в народе; собор выполнял "социальный заказ", не имеющий прямого отношения к вере. Общество потребления, заявил докладчик, распространяет свои стереотипы и на канонизацию святых. Особую ярость докладчика и радостно поддакивавшего ему игумена Иннокентия вызвало почитание в русском православном народе блаженной Матроны, причисленной, кстати, последним архиерейским собором 2004 года к лику общечтимых русских святых, и воина-мученика Евгения Родионова. Здесь игумен Иннокентий все-таки переплюнул своего достойного ученика, заявив, что и Димитрия Донского не следовало канонизировать. Снова выступивший в прениях о. Георгий Кочетков (который брал слово практически после каждого доклада) заявил буквально следующее (я особо обращаю внимание читателя на то, что это практически дословный пересказ): "Сам институт канонизации себя изжил. Это время кончилось. Этот институт полностью прогнил" и т.д. Позиция о. Георгия здесь сводится к тому, что никакая канонизация невозможна "сверху"; святость свидетельствуется самим церковным народом. Само по себе это вполне верно, только как же совместить с этим, в общем-то, правильным взглядом такое неприятие святых, именно в народе православном массово почитаемых, например, блаженной Матроны? Кроме того, конечно, не имеет ничего общего с действительностью оценка о. Георгием и его единомышленниками деяний великого Собора 2000 года, поскольку идея "массовой" канонизации новомучеников и в особенности царской семьи как раз особенно активно отстаивалась широкими кругами православной общественности и в конечном счете была воспринята высшим священноначалием. Выступая против "бюрократизации" процесса канонизации, отстаивая на словах право православного народа молиться своим почитаемым святым и почитать их как святых, кочетковцы вступают в острый антагонизм именно с подавляющим большинством простого православного народа, навязывая церковной полноте свое, мягко говоря, своеобразное понимание святости. Понимание это выражается, в частности, в предложении канонизировать недавно умершего академика С.С. Аверинцева, который, будучи незаурядным ученым, в свое время сильно подпортил свою репутацию в православных кругах участием в деятельности кочетковского "братства". Будучи довольно близок к кругу учеников и почитателей его великого учителя А.Ф. Лосева, я могу засвидетельствовать, что там отношение к подобного рода увлечениям уважаемого Сергея Сергеевича по меньшей мере весьма ироническое. Получается, что кочетковцы хотят канонизировать покойного академика как бы в благодарность за оказанную в свое время поддержку. Хотелось бы поинтересоваться у наших братьев во Христе: а какие такие широкие круги православного народа почитают С.С. Аверинцева в качестве православного святого? Если это не социальный заказ, то я уж и не знаю, что такое социальный заказ! Только "социум" этот какой-то малахольный, маргинальный, прямо скажем, в контексте нашей общецерковной жизни. Выслушав все вышеизложенное, я еще пытался крепиться и продолжал внимать "диалогу", однако был окончательно добит следующим высказыванием о. Георгия (цитирую, повторяю, практически дословно): "Канонизировать мусульман и иудаистов лучше, чем Матрону". Как пишут в подобных случаях наши англоязычные коллеги, "no comments".
После этого впечатлений мне вполне хватило, и я, выйдя в фойе, уже вполуха слушал доклад некоего "профессора-священника" (надо полагать, из Лютеранской церкви Германии) Норберта Котовского "Лютеранская церковь и общество в XX веке: опыт сопротивления", в котором докладчик излагал до боли знакомую теорию о вине христиан перед евреями, поскольку христиане плохо защищали евреев от преследований при Гитлере.


В свое время (в 2000 году) православная общественность нашей Церкви надеялась, что после блестящей и разгромной критики лжеучений священника Георгия Кочеткова, произведенной Богословской Синодальной комиссией, все проблемы, связанные с его деструктивной деятельностью, будут вскоре успешно преодолены. Нам долго рассказывали о "покаянии" о. Георгия, за каковое выдавался его достаточно двусмысленный ответ Богословской комиссии от 28 июня 2001 года, местами больше похожий на самооправдание и "замыливание" принципиальных вопросов. Однако как недавно прошедшая конференция, проведенная кочетковским "братством" вместе с другими организаторами, так и другие мероприятия этого "братства" и так называемого "Свято-Филаретовского Православно-Христианского Института" совершенно ясно свидетельствуют: никакого реального покаяния в своих лжеучениях и в своей деструктивной деятельности о. Георгий не принес и по-прежнему считает себя некой высшей инстанцией, имеющей право судить Церковь. О. Георгий и его единомышленники продолжают призывать к "диалогу", но по-прежнему слышат только самих себя. Они упорно продолжают противопоставлять "лаиков" и "клириков", православный народ и иерархию, но при этом настоящим народом Божиим во вполне сектантском духе продолжают считать только себя, свое так называемое "братство", свои "общины", существующие фактически параллельно официальной церковно-приходской структуре. Здесь они вступают в явный антагонизм не только и не столько с высшим священноначалием (которое предпочитает по большей части просто не замечать проблему), сколько с часто молчаливым консервативным большинством нашей Церкви, с обычными православными людьми, тихо и мирно трудящимися в своих приходах и не выступающими в СМИ, чуждыми той светской публичности, к которой столь тяготеют наши "либеральные христиане".

25 октября 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Семенко
Все статьи Владимир Семенко
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35