Поздним вечером в пятницу завершил работу Освященный собор
Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ). Его члены обсудили призыв
Русской православной церкви (РПЦ) к сближению двух ветвей православия,
прозвучавший в докладе митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла
Архиерейскому собору РПЦ (см. Ъ от 07.10.04). О реакции староверов на эту
инициативу рассказал корреспонденту Ъ ПАВЛУ
Ъ-КОРОБОВУ глава РПСЦ митрополит Московский и всея Руси АНДРИАН.
- Как Освященный собор РПСЦ отнесся к предложениям Московской
патриархии?
- Соборяне решили пока не начинать дискуссии. Собор доверил
предстоятелю церкви и совету митрополии решение всех оперативных вопросов.
- Каковы условия, на которых старообрядческая церковь готова
пойти на сближение с РПЦ?
- Слово "сближение" весьма расплывчато. Что под сближением надо
понимать? Если соединение, то об этом речь идти не может, потому что за 350 лет
раскола слишком далеко разошлись наши пути. Если поиск тех точек, где наши
культурные, социальные, экономические, патриотические и подобные сим интересы и
усилия могут сопрягаться, то, разумеется, мы готовы к диалогу.
-
Значит, старообрядцы на объединение не пойдут?
- Пока
нас вполне устроили бы отношения дипломатического характера.
- Значит, заявления некоторых архиереев РПЦ о том, что
процесс объединения уже начался, преувеличены?
- И преувеличены, и поспешны. Все русские люди, которые
чувствуют, что русская нация является расколотой в самой себе нацией, желали бы
уврачевания этой раны. Но излишняя поспешность может тут только повредить.
Для того чтобы только начать разговор о сближении, необходимо
выполнить множество предварительных условий. Начать можно хотя бы с того, чтобы
повсеместно ввести в практику РПЦ трехпогружательное крещение. Без этого
разговор вообще невозможен. По канонам дораскольной русской церкви человек,
крещенный поливанием или окроплением, считается вообще некрещеным. Иначе говоря,
не христианином. Это условие необходимо, но для новообрядческой церкви
трудновыполнимо. Думаю, пока можно остановиться на этом.
- Не чувствует ли старообрядческая церковь (или вы лично)
какого-то принуждения к сближению со стороны властей?
- Мы понимаем, что сейчас у России нет иного пути, кроме как
собирания русского народа и государственности. Мы готовы поддерживать усилия
властей предержащих и участвовать в деле объединения и укрепления России,
поскольку это не противоречит нашим религиозным убеждениям. Но преодоление
раскола - это очень долгое и очень непростое дело. Между нами и новообрядцами с
XVII века лежит пропасть. Если нас начнут подталкивать, обе стороны просто могут
свалиться в эту пропасть. Очевидно, это понимают все, кто знаком с трехвековой
проблемой русского раскола. Поэтому нас никто и не подталкивает.
-
Каким образом вы будете в ближайшее время строить отношения с РПЦ?
- Архиерейским собором РПЦ было принято решение о создании
комиссии для связи со старообрядцами. Мы пока не знаем, кто будет входить в
состав этой комиссии, каковы будут их намерения и действия. Со своей стороны мы
могли бы внести ряд предложений для совместного обсуждения. Например, мы давно
уже предлагаем вернуться к осуждению итогов Никоновой реформы и объективно
рассмотреть со всех точек зрения ее причины и последствия.
-
Планируете ли вы встретиться с патриархом Алексием II?
- Решение о возможности встречи с патриархом Алексием II может
быть принято в зависимости от выводов и предложений, которые сделает эта
комиссия.
- На какую помощь РПЦ в случае успешного начала диалога вы
рассчитываете? И что можете предложить взамен?
- Целью диалога мы видим вовсе не торг со взаимными уступками.
Путь компромисса к истине не ведет. Поэтому отношения, построенные на принципе
"ты - мне, я - тебе", нас не привлекают. Даже наши спорные имущественные
проблемы мы должны решать, основываясь на понятии исторической справедливости, а
не конъюнктурной целесообразности.
При этом наши расхождения не должны нам препятствовать вместе с
Московской патриархией искать формы противодействия духовному экстремизму,
сектантству и прочим болезням нашего общества. Мы также надеемся на
взаимопонимание и сотрудничество в области церковно-государственных отношений.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна