itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Русский след на Святой земле

Ключи от храма стали поводом к войне

Новости Москвы 
0
148
Время на чтение 5 минут
Земля Палестины, священная для иудеев, христиан и мусульман, всегда привлекала к себе множество паломников. Одним из первых русских, посетивших Святую землю еще в начале XII века, стал черниговский игумен Даниил. Он совершал свое путешествие под покровительством Балдуина I, правителя Иерусалимского королевства, созданного крестоносцами на землях, отвоеванных у арабов. В 1244 году господству крестоносцев пришел конец: Иерусалим захватил египетский султан Наджим ад-Дин. А в 1517 году египтян сменили турки, и Палестина на пятьсот лет вошла в состав Османской империи.

С ослаблением Османской империи в XIX веке усилилось вмешательство ведущих держав Европы во внутренние дела страны. Стремясь укрепить свои позиции и влияние на Ближнем Востоке, европейские государства открывают в Палестине дипломатические представительства. Первым из них стало английское консульство в Иерусалиме, открытое в 1838 году. Примеру Великобритании последовали Пруссия (1842), Франция (1843) и Австрия (1847). Зачастую под маской религиозной озабоченности скрывались политические интересы. Так, например, под давлением Франции, традиционно выступавшей в роли защитника интересов Католической Церкви и ее святынь, Рим в 1847 году назначил в Иерусалим "латинского патриарха", а ранее, в 1841 году, Великобритания направила туда же англиканского епископа.

Православные патриархи Ближнего Востока, Иерусалимский и Антиохийский, столкнувшиеся с католической и протестантской пропагандой, нуждались в поддержке Русской Церкви, но оказать такую поддержку было непросто. Положение России на Ближнем Востоке было чрезвычайно сложным и опасным, нужно было не только играть с европейским державам в хитрую дипломатическую игру, но и постоянно демонстрировать турецким властям свое миролюбие и отсутствие захватнических намерений.

Обер-прокурор Синода граф Николай Протасов в докладе императору Николаю I от 1 марта 1841 года сообщал, что, по сведениям архиепископа Воронежского Антония (Смирницкого), "приходящие по возвращении из Иерусалима поклонники Гроба Господня все вообще с чувством соболезнования повествуют о бедственном положении, в каком находится сия святыня, и вместе о затруднениях, с какими сопряжено пребывание в Иерусалиме соотечественников наших, не имеющих там никакого постоянного пристанища". Архиепископ предлагал устроить в Иерусалиме гостиницу для русских паломников, используя для этого "ныне почти стоящий впусте" Крестный монастырь, где пребывал бы "православный архимандрит из россиян с двумя или тремя монашествующими".

Лишь в 1842 году вице-канцлер граф Карл Нессельроде представил императору программу крайне осторожных церковно-дипломатических мероприятий, согласно которой в Иерусалим в качестве частного лица, а не официального представителя, должен отправиться русский архимандрит, который находился бы в двойном подчинении: Министерства иностранных дел и Синода.

Доклад Нессельроде с царской резолюцией был направлен в Синод "для зависящего, в чем следует, исполнения". Синод "признал полезным возложить исполнение означенного высочайше одобренного предположения на находящегося при миссии нашей в Вене архимандрита Порфирия".

Архимандрит Порфирий (Успенский, 1804-1885), ставший впоследствии епископом - викарием Киевской епархии, был рекомендован не только "по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами", но и как выдающийся историк, книголюб и знаток церковных древностей.

Прибыв в Палестину в 1843 году, архимандрит провел в Иерусалиме около восьми месяцев, разбираясь в хитросплетении местных дел. В январе 1845 года он представил властям отчет о поездке, где заявлял о необходимости создания в Иерусалиме духовной миссии как постоянного представительства Русской Церкви. После двух лет проволочек доклад был утвержден Николаем I. Затем Синод издал указ об открытии Российской духовной миссии в Иерусалиме. В феврале 1848 года первый состав миссии (архимандрит Порфирий с несколькими монахами) прибыл в Палестину.

Деятельность первого состава продолжалась до начала Крымской войны, которая, как известно, разразилась после того, как в 1852 году турецкие власти под нажимом Франции передали католикам ключи от храма Рождества Христова в Вифлееме, издавна принадлежавшие православным.

Итоги войны не могли не коснуться и положения дел на Ближнем Востоке. В Иерусалиме в 1858 году открылось российское консульство, а в 1859 году был создан специальный Палестинский комитет, председателем которого стал брат нового императора Александра II, великий князь Константин Николаевич. Таким образом, комитет получил экстраординарный "высочайший" статус.

Решено было также поднять статус миссии, сделав ее руководителем архиерея. Таковым в 1857 году стал Кирилл (Наумов, 1823-1866), епископ Мелитопольский. В 1863 году его сменил образованный и энергичный архимандрит Леонид (Кавелин, 1822-1891), известный церковный историк и археограф. В 1865 году его отправили в Константинополь служить при посольской церкви, а в Иерусалим прибыл архимандрит Антонин (Капустин, 1817-1894), наверное, самый известный из руководителей Российской миссии.

Сын священника из глухой уральской деревни, Андрей Капустин получил образование в Киевской духовной академии. В 1845 году он принял монашество с именем Антонин, затем служил священником при русских посольских церквях в Афинах и Константинополе. В 1865 году Антонин прибыл в Иерусалим. Здесь он занялся собиранием греческих, славянских и арабских рукописей, а также изысканиями в церковной археологии. Пожалуй, наиболее интересные открытия в этой области были сделаны в 1883 году при раскопках возле храма Гроба Господня, которые архимандрит проводил совместно с городским архитектором Конрадом Шиком. В результате этих раскопок были открыты древнеримская мостовая и фрагмент стены Иерусалима с порогом Судных врат, через которые Христа вели на казнь. Эти уникальные находки сразу же вошли в систему христианских святынь Палестины.

При Антонине было продолжено расширение владений Российской миссии. Знаток библейской археологии, архимандрит начал приобретать у арабов участки земли, на которых находилась недвижимость, связанная с событиями истории Ветхого и Нового Заветов. Одним из первых был куплен участок на горе Елеон, откуда, согласно Новому Завету, Христос вознесся на небеса. Одновременно были начаты переговоры о покупке земли в селе Горнем (по-арабски Айн-Карем), месте встречи Девы Марии и Елизаветы, матери Иоанна Крестителя.

В Хевроне был куплен участок с древним деревом, которое принято считать библейским Мамврийским дубом. Под ним Авраам принимал Троицу в виде трех путников. Все участки покупались на имя драгомана (переводчика) Российской миссии Якова Халеби, турецкого подданного, а тот составлял дарственную на имя своего начальника - архимандрита Антонина. Таким образом, приобретенные земли считались частной собственностью архимандрита. Перед смертью в 1894 году Антонин завещал Синоду свою "собственность", которая по тому времени оценивалась в миллион русских рублей.

Из числа последующих начальников Российской миссии необходимо упомянуть архимандрита Леонида (Сенцов, 1868-1918), жившего в Иерусалиме в 1903-1914 годах. Он сумел существенно расширить русский участок в Хевроне и начал ходатайствовать перед церковным начальством о строительстве здесь храма. Осенью 1904 года Синод принял постановление просить согласия Иерусалимского Патриарха Дамиана на осуществление этого проекта. Но только четыре года спустя Патриарх подписал грамоту на сооружение русской церкви во имя Святых праотцев.

Хевронский храм был построен, но из-за начала Первой мировой войны его освящение пришлось отложить. К этому времени Российской миссии принадлежали 37 земельных участков, 8 церквей и часовен, 2 женских монастыря, 5 больниц, 7 гостиниц для паломников, а также около 100 школ для православных арабов.

В декабре 1914 года турецкое правительство, выступившее на стороне Германии против России, приказало всему русскому мужскому населению покинуть Палестину и выехать в Египет. Архимандрита Леонида выслали в Александрию, храмы закрыли, а помещения миссии, монастыри и паломнические гостиницы заняли турецкие солдаты.

В 1917 году Леонид участвовал в Поместном Соборе Русской Церкви в Москве. Вернуться в Иерусалим ему уже было не суждено, он заболел и умер осенью 1918 года. С его кончиной завершилась дореволюционная история Российской духовной миссии в Иерусалиме.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Урушев
Патриарх Третьего Рима
Святитель Иов предал анафеме Лжедмитрия и до конца остался верным Годуновым
19.07.2007
Под знаком зверя
Церковный раскол XVII века обернулся величайшей религиозной драмой русского народа
10.02.2007
Яблоки на снегу
Обычай праздновать Новый год в январе ввел Петр I
22.12.2006
В новую жизнь со старой верой
Митрополит Андриан пытался перекинуть мост между Древней Русью и современной Россией
08.09.2006
Все статьи Дмитрий Урушев
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17