Чтобы брешь не превратилась в пропасть

Следование сложившимся традициям не всегда ведет к спасению

0
168
Время на чтение 5 минут
Об авторе: Рафаэль Сибгатович Хакимов - государственный советник по политическим вопросам при президенте Республики Татарстан, директор Института истории Академии наук Татарстана.


Татары приняли ислам 16 мая 922 г. в городе Булгар, недалеко от Казани. Средневековые мечети Булгара и сегодня служат местом паломничества для многих верующих. Особой датой для мусульман Поволжья является 1312 г., когда Узбек-хан, при котором Золотая Орда достигла вершин своего могущества, начал "исламскую революцию". Он нарушил "Великую Ясу (Свод законов)" Чингисхана, по которой все религии были равны и освобождались от налогов. Те татары, которые не согласились принять "веру арабов", были казнены. Правда, реформы Узбек-хана не затронули русских, но для татар это было поворотным моментом в истории.

После падения Казани в 1552 г. начался период насильственной христианизации, сопровождавшейся разрушением мечетей и медресе. Перед татарами встала дилемма: стать православными и сохранить свое имущество, поместья, дворянское звание и т.д. или же остаться мусульманами и лишиться всего. Часть татар предпочли первое. Такие известные русские фамилии, как Державин, Карамзин, Чаадаев, Тургенев, Аксаков, Кутузов, Огарев, Тимирязев, Юсупов, Куприн и т.д., происходят из старинных татарских родов. Они не только знали о своем происхождении, но и порой гордились им.

Другая часть татар отказалась перейти в православие. Кто-то уехал в мусульманские страны, кто-то поднимал восстания. После пугачевского бунта Екатерина II была вынуждена принять указ о веротерпимости. С этого момента начинается строительство мечетей, часть крещеных татар принимает ислам. Некоторым из них восстановили дворянское звание, хотя оставили ограничения в имущественных правах или выборе профессии, а также запретили открывать татарские светские учебные заведения.

В XIX в. развитие капиталистических отношений поставило перед татарским народом новые задачи: они должны были стать конкурентоспособными. Это в корне меняло функции ислама: из института сохранения этноса он должен был стать фактором развития. Существующие мазхабы (правовые школы) не годились для условий России. Нужно было самостоятельно искать пути развития. Мазхабы, появившиеся в IX-XI веках как естественное развитие ислама, впоследствии законсервировали свободную мысль и общественные отношения. Выдающийся исламский богослов Абу Ханифа предупреждал: "Запрещено кому бы то ни было, кто не знает моего доказательства, выносить мои постановления - фетвы, ссылаясь на мои слова". Но его последователи не послушались учителя и создали ханифитский мазхаб, которого татары придерживались с X века.

Ровно 200 лет назад, в 1804 г., богослов Габденнасыр Курсави написал трактат, в котором призвал татар к модернизации ислама. В нем, в частности, говорилось: "Вы не истинные и правоверные мусульмане. Вы отступили от Корана Аллаха и преданий Пророка". Следование сложившимся традициям не вело к спасению, нужен был иджтихад, то есть самостоятельный поиск. При этом для Курсави общественное мнение не могло выступать критерием истины. Он считал, что человек, убежденный в истинности своих рассуждений, имеет право действовать по собственному усмотрению, даже если его поступок осуждается большинством. Эта мысль была революционной.

С Курсави начинается религиозное течение, получившее название джадидизма (от арабского ал-джадид - обновление, реформа). Джадидизм критически относился к мазхабам. Фанатизм мазхабов стал "проклятием народов ислама", писал Габдулла Буби, основатель одного из самых передовых медресе того времени "Иж-Буби". Джадидизм был открыт западной культуре. Он стал доминирующим движением среди поволжских и крымских татар, в Центральной Азии и Азербайджане.

Исламская реформация, начавшись с богословия, преобразовала и общественную жизнь татар. Изменилась система образования, возникли новые периодические издания, издательства и типографии, так что к началу ХХ в. почти все татары были грамотными. Одной из статей экспорта татарских купцов стали книги и газеты. В Азии о Пушкине впервые узнали через переводы на татарский язык.

В джадидских медресе готовили предпринимателей, которые получали образование по математике, бухгалтерии, географии, французскому языку и т.д. Наконец, как своего рода венец татарской исламской реформации следует назвать создание политических партий и собственной мусульманской фракции в Государственной Думе.

Борьба татарских реформаторов со средневековыми традициями была одним из проявлений вечного противостояния прогресса с отсталостью. Как это ни прискорбно, но в "кадимизме" (направление традиционного ислама у татар) не было ничего прогрессивного, из этой среды не вышло ни одной значительной фигуры. Кадимисты даже доносили царской охранке на джадидов.

Сегодняшняя ситуация возвращает татар к началу XIX века. В условиях господства мирового рынка и глобализации перед татарами вновь стоит задача достижения конкурентоспособности. И опять-таки, как и двести лет назад, исламский мир не дает образцов поведения. Мы не можем, как Саудовская Аравия, жить на нефтедоллары. Татарстану нужно самостоятельно искать пути развития, причем с учетом того, что российские условия для наших мусульман не чужды. Миллионы мусульман выросли в России с убеждением, что они должны жить в светской стране, считаясь с той культурой, которая выработана за многие столетия.

Наши главные конкуренты находятся на Западе, а потому мы вынуждены вводить стандарты, близкие к международным. Мы не можем ориентироваться на Судан, Пакистан, Иран. Нам нужен евроислам. Пророк Мухаммад говорил: "Воистину, Аллах в начале каждого столетия будет посылать умме человека для обновления религии".

Многие нормы шариата безнадежно устарели. Ислам призывает к справедливости, а ее не бывает без равенства мужчины и женщины. Полигамия, как и исламское право наследования, процедура развода ставит женщин в неравное с мужчинами положение. Это неравенство было оправданно в Средние века, но оно не имеет смысла сегодня. Иного прочтения требует и понятие джихада, который чаще всего понимают как войну с неверными. Пророк различал малый джихад с применением силы и высший джихад, который предполагает мирное продвижение ислама. Сегодня под джихадом следует понимать то, что он буквально и означает - "усердие", борьбу с неверием в себе. Малый джихад, если он справедлив, то объявляется в целях самообороны, для борьбы с насилием и тиранией, что вполне соответствует международному праву.

Человечество движется от раздробленности к единству. Международные нормы стали выше, чем интересы отдельных государств и общин, а значит, и шариат нуждается в соответствующей корректировке. Когда-то воинственность была чертой всех религий. Мусульмане с мечом в руке создавали халифаты. Христиане Европы устраивали крестовые походы. Католики и протестанты ожесточенно воевали друг с другом. Сегодня особенно важно в каждой религии увидеть призыв к добру и милосердию.

По Корану, Бог един. В нем сказано: "Тем, которые уверовали, иудеям, христианам, сабеянам и всем, кто уверовал в Бога и в последний день и кто творил добро, будет награда от Господа. и им не будет ни страха, ни печали", поэтому творить добро для людей - безусловное предписание Аллаха. Благодать Господа объемлет все его творения, вне зависимости от вероисповедания.

После событий 11 сентября 2001 г. в мире нарастает исламофобия. Мир раскололся, появилась брешь, которая может стать пропастью. Объединить мир могут только новые ценности. Они не могут быть чисто либеральными, но не могут быть и традиционно-исламскими. Сближает Восток и Запад иджтихад - свободомыслие, которое есть не что иное, как начало либерального сознания. Если свободная личность тянется к образованию и наукам, стремится к прогрессу общества, то это вполне приемлемо как для западной, так и исламской культур.

В ХХ в. одним из самых значимых событий стало разрушение Берлинской стены не только в смысле объединения двух немецких стран, но и исчезновения преград между Западом и Востоком. Но вместе с тем возникла стена между христианством и исламом. Задача людей доброй воли сломать и эту "Берлинскую стену". Нам нужен евроислам, который одинаково приемлет ценности Востока и Запада.

Праведность состоит в том, чтобы люди становились цивилизованными, культурными и образованными. Это и есть служение (ибадат) в широком смысле слова. Пророк Мухаммад сказал: "Для всего есть свой путь. Путь же в рай открывает знание". Любое знание есть шаг к Господу, который ждет не слепого поклонения, а пользы от деятельности человека.

Ислам - развивающееся мировоззрение. Модернизация - его внутренняя сущность и неотъемлемое качество. В этом его сила, и он достаточно гибок, чтобы суметь ответить на вызовы времени.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Рафаэль Хакимов
Все статьи Рафаэль Хакимов
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31