itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Возрождение духовно-нравственных традиций Российской семьи как основа преодоления Демографического кризиса"

Протоиерей Геннадий Нефедов, ректор Московской регентско-певческой семинарии

0
210
Время на чтение 7 минут
Ваше Святейшество!

Досточтимое собрание!

Всем хорошо известно: семья есть наиважнейший фактор в формировании человека - гражданина своего Отечества, патриота своей Родины, носителя веры, благочестия и духовно-нравственных традиций. Именно семья раскрывает все заложенные в человеке способности, силы и дарования. Семья призвана быть духовно-здоровой, стать источником прочности и красоты семейных отношений, твердым основанием духовного единения и единства - единства мужа и жены, готовых понимать друг друга и однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей.

Создающим семью необходимо наблюдать, чтобы Господь стал центром их семьи во всех отношениях, иначе их собственные старания окажутся напрасными. Семья развивается в правильном отношении только тогда, когда такой Центр в семейной жизни есть. Тогда однородность духовных оценок, единство и общность духовной цели у обоих создадут необходимые условия для взаимного доверия и уважения пред Лицом Божиим, и будут способствовать образованию духовной, жизненно сильной, ячейки общества, которой под силу давать детям правильное духовно-нравственное воспитание.

К сожалению, в нынешних российских семьях и детей не так много, и желания иметь Господа центром своей жизни мало, и вкус к благочестию почти утрачен. Образ семейного дома, собирающего и укрепляющего единство семьи, видится крайне размытым в своем очертании. Семьи распадаются, часто не успев возникнуть, количество неполных семей катастрофически растет, интерес и устремление их к сферам духовного опыта снижен, члены семей и их дети не учатся утверждать свое духовное достоинство, и свою свободу быть духовной личностью не реализуют.

Создавать духовно-здоровую семью значит содействовать Богу своими усилиями и делами, когда Он соединяет мужа и жену в браке и Своими законами утверждает основы их семейной жизни.

По христианской традиции моменту официального создания семьи предшествует долгая "святая" дружба юноши и девушки, ограждаемая целомудрием и порядочностью, взаимной откровенностью и расположенностью доверять друг другу, стремлением узнать друг друга. Такая дружба, по словам священника Павла Флоренского, позволяет видеть себя глазами другого, но пред лицом Третьего. Это время созерцания себя через друга в Боге. "Посему дружба, - говорит он, - есть одинаковый строй двух душ, способствующий размену и взаимному их восполнению. Тождество же достигается богатством Третьего, ибо Любовь обогащает, Бог же есть совершенная Любовь, и дает любящим осмысленность и примиренность". И действительно жениха-христианина и невесту-христианку сближает не только любовь друг к другу, но и устремление каждого из них ко Христу, которое и дает неложное основание! быть браку ради Господа. Это основание содержит в себе решимость принять Господа в свою жизнь и сделать Его Центром этой жизни.

Заручившись благословением родителей и духовника-священника, нареченные жених и невеста, посоветовавшись со старшими, назначают день свадьбы. Ради юридического признания брак должен быть зарегистрирован в гражданской инстанции (ЗАГСе); затем совершается над ними браковенчание - Святое Таинство, в котором через обручение и венчание новобрачным преподается Божественная Благодать, освящающая их союз и сообщающая им благословение Божие на добрую совместную жизнь, рождение и воспитание детей.

Обручение - это особое молитвенное последование. В нем перед Богом и Церковью утверждается уже созданный женихом и невестой брачный союз, утверждается молитвой и вручением колец, принесенных из алтаря со святого престола. Кольца - это знак веры в непрерывность заключенного союза, даруемого благодатью Святого Духа, и, одновременно, свидетельство свободно воспринятого обета верности, трудовой деятельности, молитвы и благословения.

Венчание, своим молитвенным последованием, отображает традицию церковного осмысления основ семейной жизни. Нераздельное жительство мужа и жены представляет собой путь подвижничества, осуществляемого изучением и упражнением в заповедях Господних. Цель такого жительства - слава Божия и слава Отечества в добрых делах человеческих (Мф. 5,16), видя которые людям хочется прославить нашего Небесного Отца. Путь подвига, обретаемый семьей, тесно связан со стремлением к Совершенству и святости. Он развивает духовную природу человека, приучая членов семьи к труду, к молитве, к христианскому доброделанию: к христианской любви, умеренности во всем, послушанию Богу и законам Церкви. "Велика, - говорит преподобный Ефрем Сирин, - пагуба душам там, где не жительствуют правила и утверждение душ".

Последование венчания, таким образом, полагает основания для жительства по правилам Святой Церкви и для упражнения душ в усвоении науки христианской жизни. Для этой то цели Господь "славою и честию" венчает их, претворяя "воду" обыденной семейной жизни в "вино" правды Царства Божия.

Отсюда мысль о строгой нравственной чистоте, о способности рождать детей и радоваться умножению семьи. Отсюда же побуждение новобрачных достойно и непредосудительно стать причастными к делу спасения людей Сыном Божиим, подражая в этом святым, которые, как говорит святитель Григорий Богослов, являются "порождением и славой супружества".

Подражание святым пробуждает в семейном человеке его лучшие духовные, душевные и телесные силы. В подражании все имеет свою ценность. Скромная походка, благочинная беседа так же важны в семье, как и внимание к старшим и умение молчать в их присутствии, удаление от людей, подверженных страстям и угождающим своей плоти. Привычка не многословить, не смеяться по любому поводу, не говорить чего-либо поспешно, не обдумав, всегда ценилась в христианской семье наравне со скромностью и благочестием, с умением исправлять свои оплошности покаянием пред Богом и друг перед другом.

В лучших христианских семьях всегда заботились о благообразии чувств и добрых навыках тела, ибо от них рождаются добрые помыслы.

Семейный человек призван уважать и ценить благочестие, ибо оно выявляет духовное благо, наличие которого возвышает достоинство каждого и определяет честь предстоять и служить Богу. Этим благом для человека является его религиозность, то есть личный духовный опыт, который он переживает в результате живой связи своего духа с Духом Божиим и наполнения данного опыта верным содержанием по слову Божественного Откровения.

Этот опыт зиждется на традиции передачи и воспроизведения ситуаций, в которых Бог являет Себя людям и остается с ними. От человека же Бог ожидает подвига веры и сердечного созерцания, чтобы видеть ту новизну, которая изменяет его религиозной реальностью. "И найдет на тебя Дух Господень, и ты сделаешься иным человеком" (1 Цар. 10, 6), - говорит Писание. Человек традиции учится быть таким, каким он еще не был. Смысл иного бытия подскажет семейному человеку поиск боговосприятия, понимание действующей в этом мире власти Божией, духовной интенсивности в обращении к Богу и усилит жажду Божественного Откровения. Подобное благо, опытно переживаемое в семье каждым ее членом, действительно станет условием сосредоточенности всех сил духа, души и тела на верном восприятии законов Божиих и законов своей веры и основанием созидания духовно-зд! оровой семьи.

Традиция способствует вхождению человека в благодатную атмосферу Церкви Христовой, где человек должен разрешить Богу действовать в себе. И если наша страна испытывает острый демографический кризис, то одну из основных причин его следует видеть в отказе современного человека дать Богу возможность действовать в себе, в снижении интереса к сферам духовного опыта, в нежелании утверждать свое духовное достоинство и свою свободу быть духовной личностью.

Чтобы уйти от этой "горькой правды", Православная Церковь учит людей принимать, ценить и воспроизводить в своих семьях апробированные веками духовно-нравственные традиции. Она учит через них насаждать объективно-ценные, святые содержания в душах людей, воспитывать в семейной среде человека с неповрежденным душевным организмом, способным самостоятельно органически любить, органически строить и органически воспитывать. Своими Таинствами и обрядами Церковь желает утвердить в каждом члене семьи благочестие, стремление служить Богу, Церкви, Родине и людям. Именно подобное благо дает человеку силу "твердо стоять во всем, что честно" (Ис. 32, 8) и любить семейный образ жизни, любить рождение и воспитание детей, любить традиции Православия, и тем вносить свой вклад духовно воспитанного "многочадия" в демографическое богатство своего Отечества.!

Каким путем мы можем достичь положительного результата в деле возрождения семейного служения Богу и Отечеству? - Сердцевиной этого служения, его вечным центром и источником духовного здравия является восприятие человеком любви Божией к людям, Его премудрости и силы. В храме Божием через Таинства Церкви под влиянием благодати Божией грешное человечество становится смиренным прекрасным богочеловечеством. Для духовного руководства церковным народом Господь поставил священство, дав ему особый дар благодати. В храме им воспитывается и укрепляется духовность, сердечная расположенность и благочестие семьи. И тогда-то семья становится главнейшим институтом воспроизводства общества людей, населяющих нашу Родину. "Благочестие (же в семье) служит основанием прочного благосостояния государства". Так говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Пользуясь историческим опытом России и для поднятия благочестия жителей нашей земли следует видеть вполне целесообразным сближение служения храма и государственных отделов регистрации актов гражданского состояния. Сделать, например, выездные или филиальные группы служащих, которые осуществляют свою работу при соборных храмах тех или иных районов. Тогда подающие заявления в ЗАГС молодые люди могли бы тут же, при храме, иметь беседы со священниками, согласовать дни венчания с церковным календарем, осваивать традиции Православия на предмет создания семьи и ее утверждения в рамках закона Божия, законов Церкви и государства.

Другими словами, вполне уместно скоординировать взаимодействие духовенства храмов с работниками филиальных отделов ЗАГСов при приоритете уставов и традиций Церкви. Создание института повышения знаний о духовности и вере семейных пар и их родителей, для раскрытия перед ними целей и задач брака, знакомство их с воспитательными процессами в семейной жизни, прояснения духовной связи семьи со своим Отечеством то же было бы вполне оправданным

Так же можно решать вопросы записи рождения детей, соотнося их с Таинством Крещения, давать навыки служения Богу и людям, освящать их жизнь Таинствами Святой Церкви, совершать духовно-нравственную работу с семьями, уже имеющими достаточный стаж совместного жительства. Уместно было бы и создание при храмах при финансовой поддержке государства "домов творчества", где могли бы проводить свой досуг и повышать свои знания как созидать свои духовно-нравственные отношения с людьми православно ориентированные семьи. Участие в духовно-нравственных традициях такого рода, верим, принесет достойные плоды и послужит славе нашего Отечества.

"Стяжи дух мирен, - говорил преподобный Серафим Саровский, - и вокруг тебя спасутся тысячи". Сделай целью своей жизни служение Богу, Церкви и Отечеству в своей семье, и благо этого служения создаст необходимые условия: да "тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04