"Некомпетентное вмешательство способно завалить любую операцию"

Бывший сотрудник внешней разведки размышляет о том, почему спецслужбы проигрывают войну с террористами

Общество 
0
176
Время на чтение 5 минут
Последние вылазки экстремистских группировок, приведшие к гибели сотен ни в чем не повинных людей, вызвали в обществе сомнение в способности наших спецслужб действовать эффективно и, что называется, на опережение. В чем причина подобных провалов? Высказать свое мнение на этот счет мы попросили эксперта в области терроризма полковника запаса Владимира ЗАБРОВСКОГО. В 1980-1981 годах он курировал по линии разведки Бадахшанскую провинцию Афганистана. Находился в непосредственном подчинении известного генерала Юрия Дроздова. С 1982 по 1989 годы - в "Альфе" был заместителем известного Виктора Карпухина. Затем в Первом главном управлении КГБ (внешняя разведка) занимался проблемами терроризма. Награжден орденом Красного Знамени, пятью иностранными орденами, нагрудным знаком "Почетный сотрудник госбезопасности". "Труд" - первая газета, которой он дает интервью.

- Почему сегодня наши спецслужбы не могут обуздать терроризм? Не хватает профессионализма?

- В спецслужбах по-прежнему служат прекрасные специалисты. Среди них и мои ученики. "Альфа", другие подразделения спецназа работают достаточно профессионально. Но сейчас одного профессионализма в узком смысле этого слова уже недостаточно. Как бывший разведчик могу сказать, что у нас явно слабая агентурная сеть. В Афганистане у меня были агенты среди душманов. Конечно, примерно половина поступавшей от них информации являлась откровенной "липой", но с остальной можно было результативно работать. Через своих агентов я получал, скажем, сведения о действующих в Пакистане центрах по подготовке террористов, удалось даже добыть карту, где были нанесены места их расположения. После проверки, проведенной нашей разведкой, информация подтвердилась на 90 процентов.

Структура террористических организаций хорошо известна: вдохновители, преследующие определенные политические цели, - организаторы - исполнители. Желательно иметь информаторов на всех трех уровнях. Но обязательно - в финансовых и мозговых центрах террора. И спецслужбы должны обмениваться информацией. А у меня складывается впечатление, что нынче каждая из них тянет одеяло на себя.

- Может быть, в чужой стране вербовку осуществлять проще?

- Методы вербовки - это секрет. Но могу сказать, что и в Афганистане, и в Чечне они различаются не многим. К примеру, на Востоке и в республиках Северного Кавказа сильны традиции кровной мести. Мы этим пользовались достаточно часто. Ну и, разумеется, деньги. Хотя в Бадахшане агенты иной раз просили у меня за информацию не афгани, а "красную рыбу" - упаковку кильки в томате. Но тогда там был голод.

- Сейчас практически каждая операция по освобождению заложников заканчивается большой кровью. В ноябре 1983 года вы руководили штурмовой группой, освободившей захваченный группой террористов пассажирский самолет в Тбилиси. Известно, что при этом не пострадал ни один заложник, а вы не потеряли ни одного бойца.

- 18 ноября наше 4-е отделение группы "А" находилось на боевом дежурстве. Помню, начальник отделения Виктор Карпухин вызвал меня и приказал: "Ребятам - готовность N 1". Лишних вопросов в "Альфе" задавать было не принято. Быстро экипировались, взяли оружие. Через четверть часа мы с Карпухиным были у руководителя "Альфы" Геннадия Зайцева. Получили задачу: "Готовьтесь к серьезной операции. Вылетаем в Тбилиси. Там захвачен самолет". В течение 10 минут загрузились в транспорт и поехали в Домодедово. На взлетной полосе нас ждал личный самолет председателя КГБ СССР.

Только в аэропорту Тбилиси узнали, что 8 террористов захватили Ту-134 с пассажирами, который должен был лететь в Ленинград. Требуют отправить их в Турцию. Создан штаб по освобождению под руководством Эдуарда Шеварднадзе, ведутся переговоры. Дело осложнялось тем, что на борту уже было двое раненых. Захватившие лайнер стреляли в бортинженера и инспектора Аэрофлота...

К тому времени, когда мы получили приказ занять боевые позиции вокруг самолета, в штаб уже поступила некоторая информация о тех, кто его захватил. Хотя главарем был неоднократно судимый Гиви Кабаидзе (в прошлом актер), среди террористов оказались дети весьма высокопоставленных родителей. Накануне двое из них - дочь главного архитектора Тбилиси Тамара Патиашвили и сын известного ученого Сосо Церетели сыграли свадьбу. По разработанной легенде они вместе с друзьями, среди которых был и художник Гия Табидзе (тоже фамилия в республике известная), летели в Ленинград в свадебное путешествие. Вся группа прошла на борт по "высоким" родительским звонкам через депутатский зал и пронесла с собой оружие. Проведя обыск на квартирах террористов, оперативники госбезопасности нашли гранаты. Значит, можно было предположить, что гранаты есть и на борту.

В штабе продолжали попытки войти в контакт с террористами еще четыре часа. Хорошо, что Шеварднадзе не пытался руководить нашими действиями: некомпетентное вмешательство способно завалить любую операцию. Все силовики были замкнуты на нашего командира Зайцева. А работу "Альфы" (было несколько спецгрупп) координировал из штаба Карпухин.

Все это время моя штурмовая группа на бетоне под пронизывающим ветром ждала приказа. Я находился всего в семи метрах от двери лайнера - в "мертвой зоне". И когда переговорщики очередной раз подошли к трапу, увидел, как в проеме показалась темноволосая женщина в дорогой шубе. В руке она сжимала гранату и что-то выкрикивала на грузинском. Для меня это было не расстояние. Из своего "макарова" я все восемь пуль всаживал в "десятку" и на 25 метров. Но команды на уничтожение не было. Оставалось наблюдать. Правда, если бы женщина попыталась вырвать чеку, я имел право принять самостоятельное решение. И выстрелил бы без колебания. Позже узнал, что это как раз и была Тамара Патиашвили.

Наконец, по связи (она была односторонней) прозвучала команда "Штурм". Бойцы моей группы ринулись вперед. Двери и люки самолета были плотно задраены изнутри, но мы умели их открывать и снаружи. У меня случилась секундная заминка - свой люк сразу открыть не удалось. Хотя щелчок прошел, но где-то механизм заклинило. Вдвоем с напарником Володей Игнатовым нанесли синхронный удар ногами, и крышка просто вылетела. Ворвались в салон, применив светошумовые гранаты. Каждый из нас работал строго в отведенном секторе, чтобы не мешать остальным. В руке у меня был пистолет, прикрепленный к экипировке специальным фалом - синтетическим шнуром огромной прочности. Случайно он зацепился за рычаг на кресле. Я автоматически рванул и порвал фал. Потом наши ребята не могли поверить, что такое возможно. Но в экстремальной ситуации возможности человека многократно увеличиваются. Справа от себя сразу увидел инспектора Аэрофлота. Тот сидел, зажимая рану на шее. А в проходе передо мной оказался высокий грузин, истошно оравший: "Я ранен, я ранен!". Заложники находились в шоке, но один из них знаком показал мне - бандит. Обернувшись, приказал следовавшему сзади Жене Первушину: "Взять его!". Это и был главарь, который для маскировки сам выстрелил себе в ногу (под брючным ремнем у него был спрятан пистолет). Мои бойцы быстро обезвреживали остальных.

А у меня в голове сидела одна мысль - найти даму с гранатой. Хотя террористов удалось обмануть и под предлогом дозаправки выкачать из баков самолета значительную часть топлива, взрыв в салоне мог наделать много бед. Пробежав по проходу, обнаружил женщину рядом с кабиной пилотов - на сиденье для стюардесс. Узнал по шикарной шубе. Сдернул, заломил руку с гранатой и, бросив на пол, накрыл своим телом. На мне был бронежилет, и, если бы она все же успела выдернуть чеку, взрыв я бы принял на себя. Об опасности в такие секунды просто не думаешь - надо выполнить задачу. Отобрав гранату, поднял голову и увидел Виктора Анисимова, который уже организовывал эвакуацию пассажиров. Подозвал его и попросил помочь. Здоровяк Анисимов (он, кстати, был в числе первых ворвавшихся во дворец Амина в Афганистане) мгновенно скрутил террористку и передал ее подоспевшим оперативникам. Потом мы с ним вошли в кабину пилотов и на руках вынесли тяжело раненного бортинженера. Захваченных нами террористов по одному усаживали в подъезжавшие к самолету машины. Я взглянул на часы: вся операция длилась 1 минуту 27 секунд.

- Чего, на ваш взгляд, нам ожидать в ближайшем будущем?

- К сожалению, у меня нет сомнений, что будут готовиться новые масштабные теракты. Нашим спецслужбам необходимо интенсивно работать на упреждение. Но поскольку террористы фактически объявили нам войну - каждый гражданин страны может внести свой вклад в борьбу с ними. Не знаю, необходимы ли при этом народные дружины, все-таки террористы - не уличные хулиганы, но вот сообщить в милицию, ФСБ о подозрительных людях, машинах, о помещениях, в которых складируются неизвестные грузы, - это реальная помощь.

Беседовал Владимир Гаврилов
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11