"Церковь всегда была, есть и будет патриотической силой"

Новости Москвы  Архиерейский Собор 2004 
0
163
Время на чтение 8 минут
Всю прошедшую неделю в Москве и Троице-Сергиевой лавре работал Архиерейский собор Русской православной церкви. Прокомментировать его итоги в эфире "Маяка" мы пригласили митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

- Владыко, читая итоговые документы Собора, я поймал себя на том, что никакая, по-моему, общественно-политическая сила в России за последние годы столь отчетливо, столь откровенно, со знанием своей силы не заявляла свою позицию практически по всем вопросам нашей жизни. В этом смысле итоговые документы для меня лично, человека, который далек от Церкви в силу разных обстоятельств, стали приятным шоком и вызвали, не скрою, уважение к Церкви и к тем людям, которые писали эти документы. Вы помните, что долго обсуждалось, станет ли эпохальным этот Собор, не станет; по-моему, уже стал. Почему сегодня Церковь считает нужным столь определенно высказаться по очень широкому кругу вопросов?

КИРИЛЛ: Спасибо вам за оценку. Вы подметили очень точно, что документы Собора отличаются особой тональностью. Я бы хотел сказать, что тут очень мало политеса, мало политкорректности или вообще она не присутствует. Здесь сказана, как нам кажется, правда и сказана предельно ясно. Мы отдавали себе отчет, что кому-то эта правда не понравится. Но ведь так оно и должно быть. Еще Господь сказал, что слово Божие есть меч обоюдоострый, разделяющий человека до души же и тела, то есть способный разделить само существо человека, не говоря уже об обществе. Правда всегда вызывает реакцию. И эта реакция не всегда бывает положительной. Слово "правда" всегда в каком-то смысле является вызовом для многих. Мы сознавали, что это так, но у нас не было выхода.

Давайте подумаем, в какое время мы живем и что вокруг нас происходит? Нужно быть глухим, слепым, немым или просто глупым, чтобы не видеть знаков времени. То, что произошло в Беслане, то, что вообще происходит в области терроризма, это ведь не отдельная вылазка каких-то нелюдей, человеконенавистников, а это некое грозное явление в жизни современной человеческой цивилизации. Сегодня взрывают школу. Неизвестно, что взорвут завтра, неизвестно, в какой стране и какого масштаба будут эти разрушения. Но, наверное, самое важное - это то, что все это происходит на фоне некоей теплохладности людей. Вот эти кровавые сцены из Беслана всех волновали. Но потом вдруг включалась реклама на телевидении, и мы вроде как забывали все то, что мы только что посмотрели. Кто-то был потрясен, а кто-то спокойно в это время отправлялся в дискотеку или в казино. Я задаю себе вопрос: что означает вот это наше бесчувствие в отношении такого страдания ближних? И ответить можно однозначно: неблагополучие на уровне нашего сердца, неблагополучие внутреннее. И вот это нравственное неблагополучие общества и цивилизации сегодня - как некий сигнал бедствия. Безнравственная личность нежизнеспособна. Цивилизация, теряющая нравственные ориентиры, нежизнеспособна.

- Когда вы все сводите к нравственности, это ведь тоже не совсем верно. Когда вы говорите о том, что терроризм развивается потому, что общий уровень нравственности падает, это, конечно, так. Но при этом вот этот пресловутый материальный уровень, безработица повальная, которая на Кавказе существует, - ведь невозможно все это победить только нравственной проповедью. Получается, что, сводя все к нравственности, вы снимаете ответственность с государства таким образом?

КИРИЛЛ: Вы совершенно правильно говорите. Невозможно одной проповедью победить. Там, где рвутся снаряды и бомбы, там нужно употреблять силу для того, чтобы защитить людей. Нужна воля на уровне государства, нужны слаженные действия многих институтов гражданского общества. Многое нужно сделать. И Церковь, может быть, должна об этом говорить. Но поскольку все молчат о нравственности, то нам в первую очередь приходится говорить об этом. И, кроме того, когда человек становится зверем, то он может совершить любое преступление. Все происходит из человеческого сердца. Можно человека поместить в замечательные условия материальные, культурные, обеспечить его комфортом, но если в его сердце звериное начало, то оно себя проявит. И поэтому во многом, что происходит с нашей цивилизацией, повинно состояние наших душ. И сегодня ведь об этом никто кроме Церкви не говорит. О политике говорят, об экономике говорят. Включите телевидение, радио - поток объяснений политико-экономических. Церковь должна говорить о том, что она видит и что она чувствует. Но, говоря так, мы, конечно, не сводим всю проблему только к нравственной проблеме. И всегда выступаем за необходимость мобилизации общественных усилий и государственных усилий для решения тех конкретных проблем и экономических, и политических, которые сегодня терзают наше общество.

- Скажу о противоречии, которое заложено, может быть, в документах. С одной стороны, Церковь всегда была структурой надгосударственной. С другой стороны, в итоговых документах Собора есть четкое неприятие того, что называется в современном мире "глобализация", я почти цитирую: "знакомая тоталитарная практика навязывания всем одного и того же образа мыслей и действий". Русская православная церковь в этих документах выступает как противник глобализации и при этом отчетливо поддерживает нынешнее Российское государство. Нет ли в этом противоречия?

КИРИЛЛ: Нет противоречия. Церковь всегда была, есть и будет, надеемся, патриотической силой. В каком смысле? Она воспитывает в людях чувство любви. Но нельзя воспитывать чувство любви к человечеству. Об этом еще наши литературные классики говорили. Нельзя любить человечество, можно любить конкретного человека. Можно любить своих родных, близких, по-доброму относиться к своим сослуживцам, можно и нужно любить то место, где ты живешь, - малую родину, наконец, свой народ. Это более высокий уровень, на котором реализуется нравственная природа человека и в том числе оттачивается вот это чувство любви. И поэтому мы призываем любить конкретно человека, семью, народ свой, Родину свою. И в этом смысле патриотизм Русской церкви не политически конъюнктурное явление, а глубинное, обоснованное нашим богословием, нашим мировоззрением, если хотите. И при этом, конечно, мы поддерживаем государство, в том смысле, что государство - это та форма общественных отношений, которая обеспечивает людям возможность бороться со злом. Государство - единственная организация, если хотите, которая законно имеет право использовать силу в борьбе со злом.

- Если мы заговорили об отношениях Церкви и государства, все-таки сегодняшнее Российское государство для Русской православной церкви - это чадо, это начальник, это равный партнер, это инструмент для того, чтобы осуществлять тем или иным способом свои цели? Как вы выстраиваете эти отношения сегодня?

КИРИЛЛ: Члены правительства, если они крещеные люди и верующие, они чада церковные. Но члены правительства не являются государством. Государство как институция - партнер Церкви в решении совершенно конкретных проблем и задач. И мы государство поддерживаем как институцию, которая обеспечивает человеческое общежитие. Церковь борется со злом на духовном уровне, а государство имеет право бороться со злом, употребляя силу. А без этой борьбы общежития быть не может, оно будет разрушено. Зло разрушит человеческие отношения. Поэтому государство есть религиозно окрашенная миссия, миссия, которая имеет религиозный смысл, - борьба со злом. А другого-то особенно ничего и нет. Ведь человек самодостаточен. Он может любить, быть счастливым и без всякого государства, он может реализовывать свой потенциал без всякого государства. А вот жить вместе без государства мы не можем. Потому что в человеческих отношениях слишком много зла. И государство призвано регулировать человеческие отношения таким образом, чтобы не давать злу распространяться. В этом смысле апостол Павел говорил о том, что есть нечто удерживающее от пришествия в мир Антихриста. И многие богословы под этим "удерживающим" понимали государство. Государство борется со злом, значит, объективно ограничивает распространение зла в обществе и в человеческой истории.

- И тогда через эту призму можно рассматривать и следующий тезис, который есть в документах: если социальные установления не учитывают религиозные нормы, они теряют право на единодушное общественное признание в государстве. Тогда как Церковь может влиять на эти законодательные акты, на социальные установления? Войдет ли Русская православная церковь в Общественную палату, о необходимости создания которой говорил президент? Какие инструменты есть для влияния?

КИРИЛЛ: Во-первых, диалог, который существует сегодня между Церковью и властью - не только исполнительной властью, для решения конкретных проблем, но и законодательной властью: мы в диалоге с Государственной Думой. Если мы будем приглашены, то, конечно, мы примем участие в работе Общественной палаты. Мы считаем, что Церковь - это старейший институт гражданского общества, когда еще самого понятия гражданского общества не существовало, Церковь уже существовала. И поэтому без Церкви, конечно, я не знаю, как могут обсуждаться вопросы, имеющие отношение к гражданскому обществу. Поэтому считаю, что вообще идея создания этой палаты очень правильная, у власти должна быть возможность и должно быть место диалога с людьми, и такая палата, я думаю, может быть таким местом.

Но самое главное для всех нас - понимать следующее. Все-таки на сегодня огромный процент людей, может быть, не абсолютное большинство, но значительное большинство людей связывают свое мировоззрение с религией. Это не значит, что люди каждый день в церковь ходят, или в мечеть, или в синагогу, но они пытаются связывать свое мировоззрение с идеей Бога, с идеей Божественной справедливости. А значит, в каком-то смысле подставляют себя под суд Божий. У многих людей присутствует то, что мы называем страх Божий, который и останавливает от дурных поступков. Боится человек Божьего наказания - и слава Богу, пока будет бояться, мир будет существовать. И если государство будет принимать какие-то решения, которые будут входить в противоречие с религиозными убеждениями людей, то такие решения не будут иметь стопроцентной поддержки в обществе. Будет большая часть людей, которые скажут: нет, это не для меня. И, конечно, государство должно принимать это во внимание. Это совсем не означает, что государство должно принимать исключительно религиозно окрашенные решения, такого и быть не может. Но учитывать религиозные настроения людей государство должно.

- С другой стороны, в обществе сегодня существует и такое опасение, что слишком активно РПЦ идет на диалог с государством, слишком близка она к власть имущим. В условиях российского федеративного государства, многонационального, многокультурного и даже многоконфессионального государства, не станет ли вот это усиление влияния Русской православной церкви фактором, работающим не на единство, а скорее на разобщение? Не пройдет ли еще один водораздел в обществе - по религиозному признаку?

КИРИЛЛ: Первое, что хотелось бы в этой связи сказать, что не так уж близки отношения у Церкви с государством. Здесь очень много мифов.

- Но когда появляется президент среди участников Архиерейского собора, то куда уж ближе, кажется.

КИРИЛЛ: Если президент принимает олигархов и промышленников, если президент принимает артистов, писателей, почему же президент не примет архиереев? Просто это бывает не так часто, и когда это произошло, общественное внимание обратилось в эту сторону. И сразу возник вопрос: а что за этим стоит? Да ничего не стоит. Собрались 147 архиереев, представляющих Русскую православную церковь, и президент, конечно, встретился, потому что есть вопросы у него к Церкви, и к нему как к руководителю государства есть вопросы. Это обычное мероприятие, я бы сказал. В том смысле обычное, что оно должно было бы быть нормой. Это и есть форма диалога Церкви с государством. Поэтому, когда говорят о чрезмерной близости Церкви и государства, здесь больше мифа, чем реальности.

Но в вашем вопросе содержится нечто очень важное. Мы должны сознавать, что в нашем обществе есть много людей неправославных, принадлежащих другим традиционным религиям или людей, безразличных к религии. И поэтому участие Церкви в общественной жизни должно принимать во внимание этот факт. И первое, что мы делаем - развиваем систему диалога с другими традиционными религиями. Несколько лет тому назад был создан Межрелигиозный совет России. Очень многие вопросы, имеющие значение для общества, для государства, для отношения религии и государства, мы обсуждаем в рамках этого Межрелигиозного совета и предлагаем государству как нашу согласованную точку зрения. Вы, наверное, обратили внимание на нашу инициативу в отношении того, чтобы был избран новый праздник в качестве национального дня, который бы объединял всех людей. Это предложение вышло не от Русской православной церкви, а от Межрелигиозного совета России, где, конечно, Русская церковь играет свою очень заметную роль, но и другие тоже. Поэтому многие вопросы, которые будут затрагивать не только православных людей, но и представителей других религий, мы будем обсуждать с государством в рамках диалога Межрелигиозного совета с соответствующими государственными учреждениями. Собственно говоря, это уже происходит.

Беседовал Владимир Аверин.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Архиерейский Собор 2004
К сожалению, по странным причинам...
Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит рассказывает о закулисных механизмах, с помощью которых церковные либералы-отступники манипулировали Архиерейским Собором
27.11.2004
Кто дискредитирует Архиерейский Собор?
Еще раз о пресловутых приложениях 4 и 5 к докладу митрополита Ювеналия
19.11.2004
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
20.04.2024 11:09
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
На картошку!
Новый комментарий от Советский недобиток
20.04.2024 10:53
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22