itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ислам и терроризм: союзники или противники?

Шариат должен быть включен в борьбу с экстремизмом

0
507
Время на чтение 9 минут
Об авторе: Леонид Рудольфович Сюкияйнен - доктор юридических наук, профессор Государственного университета Высшей школы экономики.


Исламский экстремизм, крайним выражением которого является терроризм под мусульманским лозунгом, оказывает в последнее время все возрастающее влияние на политическую жизнь России. Относительно того, какие силы стоят за этим явлением и каковы его конечные цели, высказываются различные взгляды. Но вывод о его ориентации на исламские идейные постулаты опровергнуть трудно. Ведь влияние непосредственных руководителей и вдохновителей мусульманских радикалов во многом определяется тем, что они выдают себя за последователей истинного ислама и борцов за воплощение его идеалов в жизнь. Поэтому нельзя безоговорочно согласиться с утверждением, будто терроризм не имеет отношения к религии.

Ислам против ислама

На словах отделить ислам от терроризма нетрудно, но на деле все обстоит гораздо сложнее. Утверждающие, что ислам не имеет никакого отношения к современному международному терроризму, выдают желаемое за действительность.

Возникает принципиальный вопрос: действительно ли в исламе можно обнаружить оправдание терроризма? Ответ зависит от того, кто и в каких целях берется за толкование догматов веры. Дело в том, что на протяжении веков исламская политическая и правовая мысль накопила огромный набор внешне противоречивых идей и представлений, имеющих прямое отношение к современному терроризму: основы власти и права, взаимосвязи государства и индивида, статус иноверцев, допустимые методы политической борьбы.

Неоднозначный подход ислама к этим проблемам наглядно иллюстрирует его примечательную черту - плюрализм взглядов, что в особой степени характерно для сферы политики, поскольку основные предписания, призванные ее регулировать, были сформулированы на основе иджтихада (самостоятельное решение - араб.). Под иджтихадом исламская мысль понимает рациональный поиск решений по вопросам, точно не урегулированным в Коране и поучениях Пророка Мухаммада. К этому надо добавить, что немногочисленные имеющиеся в этих источниках правила ведения войны или отношения к иноверцам сложились в начальный период становления ислама, его острого соперничества с политическими и идейными противниками. Некоторые из них, вырванные из исторического контекста, в наши дни нередко используются для оправдания политического экстремизма.

Вместе с тем заметное место в идейном наследии ислама занимают начала, противоположные указанным правилам. Поэтому тезис о радикализме ислама должен быть дополнен указанием на присущие этой религии умеренность, терпимость и способность к позитивному взаимодействию с другими культурами.

Поэтому тезис "Ислам против терроризма" вполне допустимо перефразировать как "Ислам против ислама". И это не игра слов, а образное выражение сути проблемы. Ведь просто отмахнуться от исламской аргументации лидеров экстремизма, назвав их немусульманами, - значит сдать ислам террористам.

"НГР" неоднократно публиковала материалы, авторы которых подробно излагают исходные идейные посылки исламских радикалов. Мы же остановимся лишь на отдельных моментах этих концепций, обратив внимание на аргументы их оппонентов.

Террор - удар по защищаемым шариатом ценностям

В оправдание терроризма против немусульман (о единоверцах речь впереди) исламские экстремисты обращаются к Корану, в котором, в частности, говорится: "Убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили... О Пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь беспощаден к ним" (9:5; 73 - здесь и далее Коран цитируется в переводе М.-Н. Османова (М.: Ладомир, 1999). Сторонники бескомпромиссной борьбы за утверждение ислама приводят также высказывание Пророка Мухаммада, которое якобы открывает путь к насилию над неверными: "Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад Его посланник, не станут совершать молитву и вносить закят (милостыню); если же они сделают это, то их жизнь и имущество окажутся под моей защитой, в противном случае с ними надлежит поступать по праву ислама, а суд над ними в руках Всевышнего Аллаха".

Современная мусульманская правовая мысль, сравнивая эти предписания с иными положениями Корана и поучениями Пророка, чтобы избежать противоречий между ними, толкует их в ином духе - как допущение вооруженного насилия над неверными лишь в случае агрессии с их стороны. В Коране также недвусмысленно говорится о предпочтении мира перед войной с неверными: "Если неверующие склонны к миру, то и ты, Мухаммад, склоняйся к миру" (8:61).

Ссылаются мусульманские юристы и на изречения Мухаммада, который говорил: "Для каждого мусульманина являются запретными кровь, честь и имущество другого мусульманина". Ему же принадлежат слова: "Никто из вас не должен направлять оружие в сторону своего брата, ведь никто из вас не знает, что, возможно, его руку ведет Сатана". Кроме того, фанатики и террористы вселяют в души людей смятение, ибо в Коране сказано: "А те, которые верующим мужчинам и женщинам причиняют незаслуженные обиды и страдания, берут на себя ложь и явный грех" (33:58).

На первый взгляд приведенные положения шариата свидетельствуют о защите жизни лишь мусульман. А как быть с неверными? Отвечая на этот вопрос, мусульманские правоведы ссылаются на изречения Пророка и его сподвижников, недвусмысленно закрепляющие гарантии права немусульман на жизнь. Так, халиф Али бин Талиб говорил: "Они согласились платить подушный налог с тем, чтобы их имущество было как наше имущество, а их кровь как наша кровь".

Придерживаясь этих ориентиров, современная мусульманская мысль приходит к выводу об однозначном осуждении шариатом терроризма. Еще более важно то, что из аналогичного принципа исходит правовая практика многих исламских стран. К примеру, Коллегия богословов в Саудовской Аравии еще в 1989 г. приняла решение о наказании за совершение терактов. В нем прямо говорится о терроре и приводится предусмотренная Кораном ответственность за разбой: "Воистину те, кто воюет против Аллаха и его посланника и творит на земле нечестие, будут убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или будут они изгнаны из страны" (5: 93). Тем самым по аналогии было сформулировано, что наказанием за терроризм является смертная казнь. В документе подчеркивается, что террористы ставят под удар защищаемые шариатом ценности: религию, жизнь, достоинство и собственность.

Естественно, террористы настаивают на том, что они ни в коей мере не выступают против ислама, а наоборот, сражаются за утверждение его идеалов. Именно поэтому свои действия они именуют джихадом.

Ведут ли террористы джихад?

Понятие "джихад" по-разному трактуется исламской мыслью. В общем виде под ним подразумеваются усилия, нацеленные на претворение заповедей Аллаха разнообразными способами вплоть до отстаивания ислама вооруженным путем.

Традиционное мусульманское право сводило джихад к правилам подготовки и ведения боевых действий. Причем предполагалось, что в принципе война допустима только против немусульман. Поэтому широко распространенное определение джихада в качестве священной войны с неверными не должно удивлять.

Однако ведущие современные мусульманские правоведы понимают его значительно шире. Они подчеркивают, что это прежде всего призыв встать на путь Аллаха и последовательно претворять шариат в жизнь. Причем такой проповеднический джихад исключает любое насилие по отношению у немусульманам, о чем прямо говорится в Коране: "Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом" (16:125). Что же касается военных действий как одной разновидностей джихада, то они, по мнению большинства мусульманских правоведов, допускаются лишь в качестве необходимого средства обороны, а не способа покончить с неверием.

Джихадом могут быть названы только те действия, которые нацелены на постижение воли Аллаха, утверждение исламских норм в жизни отдельных людей и всего общества, а также на защиту этих ценностей от посягательства извне. Нет сомнения в том, что совершаемые в России акции террористов этому критерию не отвечают. Хотя бы потому, что их мишенью почти всегда становятся мирные граждане, которые никоим образом не угрожают исламу, а выдвигаемые террористами требования не имеют к этой религии никакого отношения.

Допустим, что террористы искренне воюют за ислам. Но и при таком предположении оказывается, что они являются первыми нарушителями шариата, который даже в ходе законной войны категорически запрещает убивать женщин и детей, а тем более стариков, священнослужителей и вообще всех невоеннообязанных.

По исламским нормам коллективную ответственность за акты террора должны нести все причастные к ним лица, а не только их непосредственные исполнители. Ведь согласно шариату джихад допустим лишь по приказу имама-правителя. Поэтому политические лидеры, непосредственные командиры и - прежде всего - верховный руководитель не могут снять с себя ответственность за творимое преступниками зло. Что же касается участи идеологов экстремистов-убийц, то она вытекает из высказывания Пророка Мухаммада: "Если кто-либо пошел на нарушение, получив не основанную на достоверном источнике фетву (разрешение), то его грех ложится на того, кто ему такую фетву дал". В Коране можно найти хороший совет и тем, кто, преследуя собственную корысть, издалека поощряет террористов: "Сотрудничайте в творении добра и благочестии и не сотрудничайте в грехе и несправедливости" (5:2).

Вопреки утверждениям исламских экстремистов, они не служат исламу, а приносят ему вред, создавая своими руками в России и во всем мире отрицательный образ своей веры и мусульман. Поэтому есть значительно больше оснований называть джихадом не теракты под лозунгами ислама, а борьбу с их исполнителями и вдохновителями.

Не шахиды, а грешники

Исламские экстремисты убеждены в своем праве вершить насилие над всеми, кто не подчиняется воле Аллаха, в том числе и над мусульманами, не разделяющими их взгляды. Для обоснования такого права используется, в частности, известная концепция претворения предписанного и пресечения запрещенного. Этот принцип закреплен в ряде стихов Корана, к примеру: "И образуется из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к предписанному и отвращать от запретного" (3:104). Порядок исполнения этой обязанности усматривают в следующих словах Пророка Мухаммада: "Если кто-нибудь из вас увидит нечто запрещенное шариатом, то пусть изменит его своей рукой, а если не сможет сделать этого рукой, то пусть остановит грех своим языком, а если и так не сможет, то хотя бы своим сердцем, и это будет самым слабым проявлением веры".

Для обоснования своих действий террористы выбирают первую часть приведенного высказывания: предотвращение отклонений от шариата рукой, то есть насильственным путем. Причем речь идет о насилии не только по отношению к немусульманам или власти, не соблюдающей шариат, но и к единоверцам, якобы отошедшим от ислама.

Отметим, что вероотступничество одно из тяжких преступлений, за совершение которых шариат предусматривает смертную казнь. Взятая на вооружение исламскими экстремистами концепция обвинения в неверии тем и опасна, что обосновывает возможность и даже необходимость жестокой расправы над теми, кто отнесен к вероотступникам. Поэтому террористы одних убивают за неверие, других - за выход из ислама, а на властные структуры они нападают за то, что те игнорируют шариат в их экстремистской трактовке.

Совершив столько преступлений, террористы надеются на милость Аллаха в будущей жизни. Идущие на самопожертвование рассчитывают стать шахидами. На земле они уже добились своего: их стали совершенно безосновательно так называть. Но у Аллаха их надеждам не суждено сбыться. Хотя бы потому, что шариат категорически запрещает самоубийство, следуя Корану: "И не убивайте самих себя; воистину Аллах милостив к вам" (4:29). Но, пожалуй, самое главное в том, что погибшего по причине собственного греха ислам ни при каких обстоятельствах не относит к шахидам. Убийце женщин и детей рай не уготован. Наоборот, павшие от рук террористов мусульмане могут стать шахидами, ибо Пророк Мухаммад говорил: "Тот, кто был убит, защищая свое имущество, жизнь, религию или семью, является шахидом".

Как понимать единобожие?

Среди исламских постулатов, используемых для оправдания терроризма, особое место занимает подчинение воле Аллаха абсолютно во всем. Однако на самом деле исламские экстремисты, наоборот, отходят от единобожия, произвольно манипулируя шариатом, рассматривая его как средство, а не как цель. Именно это имел в виду выдающийся мусульманский ученый Ибн Кайим аль-Джавзийя (1292-1350), когда писал: "Что касается фанатиков, то они любую проблему переворачивают с ног на голову; обращаясь к сунне (предание), они принимают из нее только то, что соответствует их высказываниям, и прибегают к уловкам, чтобы опровергнуть расходящееся с их мнением либо отбросить не подходящее им свидетельство".

За взятыми по своему выбору предписаниями шариата экстремисты не видят главного смысла этих правил и упуcкают ту цель, ради которой они были сформулированы. О чем конкретно идет речь? Прежде всего о том, что претворение шариата в земных делах предполагает не только и не столько жесткое и слепое следование когда-то установленным нормам, сколько осмысление и решение любых проблем мусульман в духе справедливого и разумного удовлетворения их интересов. Аль-Джавзийя подчеркивал рациональную природу шариата и не видел противоречия между истиной Аллаха и разумом, в частности он писал: "Шариат - олицетворение абсолютной справедливости, милосердия, заботы об интересах и наивысшей мудрости; если какое-нибудь решение... отклоняется от милосердия в противоположную сторону... то оно не принадлежит шариату".

Вопреки такому подходу ради слепого осуществления призывов ислама террористы идут на причинение ущерба мусульманам. Касаясь этого момента, Мухаммад ибн Абдель Ваххаб, основоположник ваххабизма (1705-1792), которого, понятно, нельзя упрекнуть в отходе от ортодоксии, говорил: "Некоторые религиозно настроенные люди пресекают запрещенное, и в этом они правы; но их ошибка заключается в том, что в своем рвении они доводят дело до розни между братьями".

Итак, ясно одно: прикрывающиеся исламом террористы - не ведущие джихад борцы за чистоту веры, а воюющие с женщинами и детьми убийцы, не защитники исламских ценностей, а посягающие на основные цели шариата грешники, а не герои.

Поэтому за свои преступления и грехи они должны отвечать не только по российским законам и нормам международного права, но и по шариату. Иначе говоря, шариат должен не стоять на вооружении террористов, а быть обращен против них самих. От того, удастся ли решить такую задачу, зависит ответ на поставленный в заголовке статьи вопрос.

6 октября 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Сюкияйнен
Умеренность как стратегия современного ислама
Мусульманская мысль ищет ответ на глобальные вызовы времени
02.03.2006
Все статьи Леонид Сюкияйнен
Последние комментарии