Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. 3-8 октября 2004 года

Возлюбленные о Господе всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада церковные!

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве, в Храме Христа Спасителя, и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 3 по 8 октября 2004 года, обращается ко всей Полноте нашей Церкви со словами апостольского приветствия: "Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего" (2 Пет. 1. 2).

Благоволением Божиим Собор завершил свои труды, и ныне мы возносим ко Господу молитвы о даровании сил ко исполнению соборных определений. Призываем пастырей - соработников наших на ниве Христовой, а вместе с ними и всех боголюбивых православных христиан к дальнейшим трудам. Вместе с апостолом взываем: "Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды" (1 Кор. 16. 13).

В прошлом остались тяжелые годы тоталитарного атеизма, воздвигавшего прямые, откровенные гонения на веру Христову. Испытание насилием сменилось искушением свободой, и мы с горечью замечаем: общество его не выдерживает.

Сегодня у нас и новые недруги - более коварные, скрытные и изощренные, но не менее опасные, чем атеизм. Это культ роскоши, потребления, комфорта, удовольствий, зачастую связанных с нравственной распущенностью. Это уход молодых, активных людей в мир наркотических иллюзий, "виртуальной" реальности, азартных и "интеллектуальных" игр. Это межнациональные, социальные, политические и даже внутрицерковные распри, в которых истощаются духовные силы народа.

Особенную тревогу вызывает у нас распространение секуляризма в современном обществе, желающем строить жизнь без Бога. Мерилом всего объявлен человек, который, будучи сотворен по образу и подобию Божию, изначально имел высочайшее достоинство, но был поврежден грехом.

Секуляризм не нов, но только сегодня, в эпоху глобализации, он стал всемирной силой, претендующей на то, чтобы выражать интересы всего человечества с универсальных позиций. Система общественных отношений строится сегодня таким образом, что религия остается лишь частным делом. Под предлогом защиты прав человека защищается грех, который внедряется в жизнь как некая болезненная норма. Предпринимаются также попытки вытеснить Церковь из различных сфер общественной и государственной жизни.

Мы не можем с этим согласиться. Для блага государства и общества необходимо увеличение присутствия Православия во всех областях социальной жизни. Православное мировоззрение должно обладать, по крайней мере, равными правами с секулярным видением мира. Религиозные ценности должны учитываться при осуществлении любых общественных проектов, затрагивающих интересы большого числа людей.

Верующие люди должны иметь право обучать своих детей в государственных школах без опасения, что им будет навязываться, как "единственно научная", безрелигиозная картина мира. Исполняя свой долг по защите Родины в армии, трудясь на производстве, в органах государственного управления, в различных общественных и частных организациях, верующие граждане хотят быть уверены, что их религиозные убеждения учитываются в повседневной практике и охраняются законом.

К сожалению, разрушение моральных устоев нашего народа во многом осуществляется через средства массовой информации, особенно через телевидение. Практика показывает, что попытки законодательного регулирования в этой области встречают серьезное противодействие. Положение может измениться с принятием журналистами нравственных обязательств перед обществом за содержание своей работы. Участие православных священнослужителей в теле- и радиопрограммах, публикация в средствах массовой информации материалов, выражающих церковную позицию по актуальным вопросам современности, должны стать регулярными.

Мы вновь говорим о том, что если социальные установления не учитывают религиозные нормы, они теряют право на единодушное общественное признание. Сегодня очевидно, что насаждение в мире одной системы ценностей является лишь повторением уже знакомой нам тоталитарной практики, противоречащей духу христианской свободы, попыткой скроить мир по единому образцу, лишить его красоты и многообразия, данных Творцом.

Что же мы, члены Церкви, можем противопоставить этому безбожному натиску? Как мы можем помочь миру, стремительно движущемуся к самоуничтожению в бесконечной погоне за удовлетворением все новых потребностей и не замечающему гибельности этого пути?

Чтобы быть православным сегодня, нужно, как и во все времена, жить по заповедям Христовым, быть укорененным в церковном учении, делами свидетельствовать свою веру. Мы должны оставаться светом миру и солью земли, дабы многие люди для Христа "без слова приобретаемы были", видя "чистое, богобоязненное житие" (1 Пет. 3. 1-2). Пусть примером для нас будет жизнь подвижников благочестия, которых прославил в лике почитаемых всей Церковью святых настоящий Собор. Среди них: преподобный Афанасий Высоцкий, праведный воин Феодор (адмирал Ушаков), преподобный Зосима (Верховский), преподобный Пимен Угрешский, преподобная Александра Дивеевская, блаженная Параскева Дивеевская и блаженная Матрона Московская.

Освященный Архиерейский Собор призывает народ Божий к укреплению единства, умножению миссионерских трудов и святости жизни. Обращаемся к вам со словами утешения и надежды: "Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами" (1Кор. 16. 13).


Патриарх Московский и всея Руси Алексий II


Члены Священного Синода:

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир;

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир;

Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет;

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий;

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей;

Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир;

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир;

Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий;

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий;

Архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий;

Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил;

Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Архиерейский Собор 2004"
К сожалению, по странным причинам...
Епископ Тульчинский и Брацлавский Ипполит рассказывает о закулисных механизмах, с помощью которых церковные либералы-отступники манипулировали Архиерейским Собором
27.11.2004
Кто дискредитирует Архиерейский Собор?
Еще раз о пресловутых приложениях 4 и 5 к докладу митрополита Ювеналия
19.11.2004
Все статьи темы