Горькие размышления о Беслане и мире вокруг нас

Религия 
0
154
Время на чтение 5 минут
События в Беслане, ставшие потрясением для уже немало пережившей за последнее десятилетие России, явились своего рода разделительной чертой: время в нашей стране разделилось на "до" и "после Беслана"...

Это успели заметить и по-своему осмыслить уже многие. Следствие трагедии в Северной Осетии - это и перемены во внутренней политике России, и изменения в политике внешней (в сторону "похолодания" в отношениях с нашими привычными уже "западными партнерами"), и, наконец, возможная смена самой системы власти.

Очевидно и то, что определенный рубеж перешли сами террористы. Захват школы в Беслане, безусловно, войдет в анналы истории - как самая страшная, самая бесчеловечная акция, которую только можно себе представить. Ни у кого после произошедшего не хватит уже духа говорить о террористах как о благородных героях, мстящих за погибших родных и друзей, борющихся за независимость возлюбленной Ичкерии. Лицо терроризма приобрело совершенно отчетливые очертания: ничего не только "святого", но и просто человеческого в нем нет.

Страшно, впрочем, не только это лицо. Страшно от сознания того, что Беслан для террористов - не пик, после которого начнется спад, а очередная взятая ими высота, на которой по своей воле они не остановятся. Их должны остановить, но до сих пор, за все прошедшие годы никто этого не сделал. Террористы учатся: они учитывают уроки предыдущих терактов, анализируют ошибки - свои и чужие - и делают необходимые выводы. Власть им в этом катастрофически уступает: хотелось бы думать иначе, но факты сами свидетельствуют за себя.

Чего ждать, к чему готовить себя "простому" россиянину? Что зависит в этой уже всеобщей трагедии разворачивающейся на территории нашей страны необъявленной (а скорее, все же объявленной, войны) от нас?

Ответ на этот вопрос для человека верующего и человека, веры не имеющего, будет разным. Во втором случае от рядового гражданина, его политической или общественной активности мало, что по-настоящему зависит. Мы живем во время, когда практически любая активность народа разыгрывается политиками как карта в их игре, народом пользуются, но сам он от этого никакой пользы не получает - такова горькая реальность, ставшая уже совершенно очевидной.

Но для верующего человека в происшедшем (и происходившем, и происходящем) есть повод для очень серьезных и для столь же скорбных размышлений.

Мы смотрим на мир через призму евангельских заповедей и потому видим многое из того, что от зрения современного человека сокрыто. Когда на наших глазах происходило чудо воскресения Русской Церкви, ее восстания из тех руин, в которые десятилетиями ее всеми силами обращала власть, тогда очень часто раздавались повсеместно слова о необходимости "всенародного покаяния". Трудно сказать, все ли, произносившие и слышавшие эти слова, понимали, каково их реальное содержание, в какой форме это покаяние может быть выражено и в чем конкретно оно необходимо. Вряд ли можно было мыслить его как некое коллективное выражение покаянного чувства - будь то в письменной или какой-то иной декларативной форме. Каяться может лишь отдельно взятый человек. Но если бы каялся каждый представитель русского народа, тогда покаяние это стало бы всенародным. А если бы каялись лишь некоторые или меньшинство, то это и оставалось бы (как и осталось) покаянием меньшинства.

И не только в грехе цареубийства, отвержения монархического строя должен был исповедовать свою вину народ. Нет, от каждого Бог ждет покаяния в том, в чем он согрешил. А согрешал каждый чем-то своим. Однако абсолютное большинство - забвением Бога. И именно этот грех обуславливал все остальные.

Это было странное и удивительное время. Очень неожиданное. Людям, далеким от веры, такое предположение покажется абсурдным, но в действительности оно похоже на истину. Кажется, что самым главным, ради чего Промыслом Божиим были допущены эти изменения в той уже сложившейся и ставшей для всех привычной (еще не российской, а всего лишь советской) действительности, являлась свобода Церкви. Двери вновь открывшихся храмов распахнулись - это на самом деле было чудом для всех: и для тех, кто помнил еще их былую красоту и величие, и для тех, кто вырос, не зная, что такое храм, и для тех, кто эти храмы в свое время закрывал и осквернял.

Народу, так страшно наказанному, точнее наказавшему себя, Господь дал еще одну возможность - снова возвратиться к Нему, подобно блудному сыну; отцовские объятия раскрылись для всех. Что было причиной тому - кто ответит на этот вопрос, кто вообще может знать пути Промысла Божия, кто их познал? Быть может, молитвы новомучеников Российских пред престолом Царя Славы об их бедствующих сродниках - о нас - вошли в слух Господа, быть может, узрел Бог в рассеянных подобно овцам, не имеющим пастыря, людях тех, кто, Его не зная, Его искал и к Нему стремился.

Последнее в любом случае было правдой: таких оказалось много, они (или правильнее сказать - мы) и наполнили церкви, так что возникла необходимость открывать закрытые, восстанавливать разрушенные, строить новые...

А Россия вступила в полосу свободы - той свободы, когда у каждого есть возможность сделать свой выбор. Свободы, которая была предоставлена народу после десятилетий рабства, предоставлена Богом. Но многие так и не поняли ничего: ни того, для чего она, эта свобода, нужна, ни Кто ее предоставил, ни как ею надо воспользоваться. Многие даже не задумались: а что будет, если дар Божий останется в небрежении, если мы поругаемся ему, обратим во зло себе и другим? Многие и не спросили себя: "А надолго ли это и что будет потом?".

Времена и сроки (ср.: Деян. 1, 7) никому неведомы, но нельзя не замечать того, что сегодня апокалиптические пророчества очевидным образом сбываются. Нет, не о "шестерках", не о новых паспортах, электронных документах и микрочипах идет речь. Это лишь внешние признаки того "нового мирового порядка", который хотят установить нынешние строители вавилонской башни. Есть в Откровении Иоанна Богослова такие, относящиеся к последним временам, слова: Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще (Откр. 22, 11). То есть одна из примет этих времен - резкое разделение людей, словно два потока реки расходятся каждый в свою сторону.

Такое разделение происходит сейчас на наших глазах, невиданное, пожалуй, никогда. На одном полюсе - Церковь и ее святость, на другом - потеря каких бы то ни было представлений о морали, целомудрии и подобных тому понятиях, какой-то страшный, фантастический разврат. На одном - вера в любящего и милующего Бога, на другом - ненависть к Богу Любви, ненависть, становящаяся, по сути, содержанием жизни. И, всматриваясь в окружающий нас мир, мы можем сами ответить себе на вопрос: на каком полюсе людей больше, как именно совершается разделение.

Да, наверное, о многом можно говорить уже очень определенно. И, безусловно, потрясения, которые переживает наше Отечество, - результат этого разделения, результат того выбора, который делают люди, делаем мы. В них - начало суда Божия, начало болезней (Мф. 24, 8). Можно говорить об ошибках политиков, о развале системы государственной безопасности, о войне, которую ведут против нас на нашей же территории спецслужбы противника (или, если так привычнее, стран-партнеров). Но если мы верим в то, что все руке Божией, то не лучше ли задуматься: за что эта любящая рука нас так карает? И, всмотревшись в свою жизнь, удивиться уже не тому, за что нас наказывает Господь, а тому, почему Он до сих пор нас терпит.

Снова вернемся к вопросу, пожалуй, главному сегодня: что же, все-таки, зависит от нас? Накал борьбы, которая ведется против нашей Родины, вряд ли спадет: видя слабость противника, враги редко останавливаются. Террористы не станут человечнее, чем больше крови эти нелюди проливают, тем больше желают пролить, и они будут все тем же страшным оружием в руках еще более бесчеловечных разработчиков очередного комплекса "малых войн". Потерявшие своих лучших профессионалов, обескровленные, деморализованные годами демократических игр и экспериментов спецслужбы не восстанут из пепла по мановению волшебной палочки разом. А значит, переживая сегодняшние испытания, мы должны готовиться к новым.

Что же нам делать? Наверное, остается одно: понять, где проходит самая главная линия этого невидимого фронта, победами и поражениями на котором определяется участь не только России, но и всего мира. Участь эта решается колебаниями весов, на одной чаше которых грехи согрешающих, а на другой покаяние кающихся. Какая чаша перевесит? Никто из нас не ответит на этот вопрос. Но доподлинно мы можем знать лишь одно: на какую из чаш положим свой "довесок" лично мы. Этот выбор - то единственное, что реально в нашей власти. Он кажется чем-то малым по сравнению с теми процессами, которые происходят в мире. Но скажем снова: от этого малого зависит всЈ.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:35
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28