Источник преподобного Ферапонта

К торжеству основания святой обители

Совсем скоро минут уже шесть столетии с тех пор, как святым преподобным Ферапонтом в 1408 году был основан Можайский Лужецкий Рождества Богородицы мужской монастырь. Шестьсот лет исполнится и святому источнику, находящемуся неподалеку от обители, по преданию, ископанному руками самого святого старца.

Ни одно дореволюционное издание о монастыре не обходились без упоминания об этой святыне: "При ручейке Исавице, вне монастыря, под горой - с северо-западной его стороны издавна поставлена деревянная часовня над родником, называемым, по преданию, колодезем преподобного Ферапонта. Чистая, чудная на вкус вода привлекает к себе богомольцев и недужных, которые по вере получа­ют здесь исцеления".

Этот колодезь традиционно служил местом паломни­чества и считался чудотворным. "На этот св. источник ежегодно, на память преп. Ферапонта, 27 мая, совершается из оби­тели крестный ход в преднесении чудотворной иконы сего преподоб­ного, при великом стечении молящихся. Молебное пение с чтением акафиста и водоосвящением совершается на открытом воздухе, против сего св. источника".

Согласно указанию автора многих трудов по истории монастыря архимандрита Дионисия (Виноградова)(1847-(1892)), первое существующее упоминание об этом обычае крестных ходов к святому ис­точнику относится к 1810-1811 годам, и известно из записки некоего иеромонаха Гавриила.

Архимандриты Лужецкого монастыря и благочестивые граждане, почитающие память святого, всегда заботи­лись о благоустройстве колодезя преподобного Ферапонта. Часовня, установленная над родником, неоднократно исправлялась и переделывалась.

Например, в 1861 году, при архимандрите Викторе (Саврасове) (1859-1872 гг.), вместо обветшавшей, была устроена новая деревянная брусчатая часовня на 200 рублей серебром, пожертвованных московским купцом и уроженцем г. Можайска Иваном Рыбниковым по случаю его исцеления от воды из источника.

В рукописных сборниках о чудесах преподобного Ферапонта, запись в которых велась настоятелями Лужецкого монастыря, сохранялось известие об этом событии. Оно повествовало о том, как купец с тем, чтобы "увековечить память о своЈм благодатном исцелении, полученном от этой врачующей по молитвам преподобного Ферапонта всякие недуги святой воды", объявил настоятелю монасты­ря о своем желании построить часовню. "Да не останется в забвении у меня это чудесное событие, совершившееся со мною, но да послужит и для всех истинно верующих к назиданию и в благоговейное прославление сего преславного чудотворца преподобного Ферапонта, а чрез него и Того Великого Бога, который дивно прославляется в угоднике своем". Часовня вскоре была воздвигнута по разреше­нию епархиального начальства. А купец затем на протяжении многих лет раз в год совершал паломничество в Лужецкую обитель и молился преподобному на месте своего исцеления.

Святой колодезь также был исправляем при архиман­дрите Дионисии (Виноградове) в 1875,1882 и 1886 годах.

Вот что сообщает монастырская летопись о работах, произведенных на источнике в 1886 году: "Начато изображение (в картинах) жития преподобного Ферапонта, и в сем году сделано таких картин восемь. Из них шесть в паперти соборной и две на стенах св. колодезя преподобнического. Об означенном колодезе получено сведение, что, окрестные жители, водой его лечат детей больных, которые и получают исцеление по молитвам преподобного; вследствие сего, у того колодезя устроен в сем году кирпичный бассейн вместо деревянного, круглый; верхний его край обложен белым камнем, а над ним установлена железная решетка в виде главы; при стоке воды снаружи колодезя - другой, малый бассейн, из которого бы можно было брать воду; исправлен пол в часовне, крыша тесовая гнилая заменена новою, из осиновой стружки, наружные стены расписаны с трех сторон картинами, из коих на восточной - св. животворящий крест с ангелами по сторонам, на северной - изображен преподобный Ферапонт, раскапывающий своими руками сей колодезь, а на южной - тотже преподобный, испрашивающий целебоносную силу воде вырытого им сего колодезя".

В1908 году, и, по-видимому, в последний раз часовня переделывалась архимандритом Вениамином (Аверкиевым)(1904-(1917))при подготовке к празднованию 500-ле­тия Можайского Лужецкого монастыря.

Среди духовенства, при­бывшего на это торжество, были митрополит Московский Владимир (Богоявленский), епископы Дмитровский Трифон (Туркестанов) и Серпуховский Анастасий (Грибановский), с ними благочинный ставропигиальных монастырей архимандрит Новоспасского монастыря Борис. После праздничной литургии к колодцу преподобного Ферапонта направился крестный ход, и, "в устроенной над колодцем часовне, благолепно возобновленной к торжеству заботами архимандрита Вениамина, архимандрит Борис совершал водоосвящение с молебном и акафистом преподобному".

Это последнее известное нам упоминание об источнике преподобного Ферапонта. После революционных потря­сений и закрытия монастыря забылась на многие годы традиция паломничества к святому колодезю. Часовня над ним была уничтожена. Здесь воцарилось такое же запусте­ние, - как и в самом монасты­ре.

Но чудеса по молитвенному предстательству преподобного Ферапонта продолжают совершаться и поныне. Лужецкая обитель обрела святые мощи своего основателя, обретен был и его источник, несмотря на то, что само место, где он находился, отыскать уже было непросто. Но преподобному Ферапонту угодно было, чтобы святой колодезь не остался в забве­нии. Пришлось приложить немного усилий, чтобы расчистить сам родник и территорию, прилегающую к нему. Сейчас это место при помощи Божией всячески благоустраивается к грядущему юбилею. Уже построена купель и строится гостиница для паломников. Рядом с источником возводится деревянный храм из леса, привезенного из Белозерского края, того самого, где основал свою первую обитель преподобный Ферапонт, и откуда он был призван на Можайскую землю.

На всем, что совершил праведник на этой земле, осталась печать его святости и его молитвы. Вода в источни­ке преподобного Ферапонта - чистейшая, как и жизнь угодника Божия, и несет в себе исцеление всем, с верою приходящим к ней. Это неиссякаемый дар святого, также как и его любовь к нам, живущим сегодня.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий