itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О Зарубежной Церкви и не только о ней

Русской Православной Церкви не может быть безразлично, с кем и как она объединяется

Религия 
0
167
Время на чтение 4 минуты
В последние 10-15 лет проблема раскола в Русской Православной Церкви (РПЦ) со всей остротой встала на повестку дня. Особенно пышно расцвели расколы на Украине, есть они в Прибалтике, есть и в других частях бывшего СССР. Все это можно было предвидеть. Как только какая-то национальная республика получает политическую самостоятельность, ее власти зачастую стремятся к созданию подконтрольной (национальной) Церкви.

Расколы внутри Церкви в современной России менее масштабны, чем, например, на Украине. Это объясняется тем, что РПЦ шаг за шагом идет на сближение с государством, а государство хочет контролировать Церковь. Власть неохотно дает права церковным объединениям, альтернативным Московскому Патриархату. В силу такой позиции государства, а также ввиду обрядоверия значительной части верующих, вообще не подозревающих о богословских вопросах, расколы в России не являются определяющими факторами церковной жизни.

Но есть особые, идейные расколы, существующие уже много десятилетий, пустившие после падения коммунизма свои корни и в России. К их числу прежде всего относится так называемая Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), возникшая в 1920-е годы за пределами СССР, в сербском городе Сремские Карловицы (отсюда обиходное название "карловчане"), как оппозиция Митрополиту Сергию (Страгородскому), впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси.

"Объединяйтесь!" - вот лозунг, выброшенный в последнее время некоторыми церковными людьми и даже светскими СМИ. Сторонники объединения вдохновляются разговорами о двух расколотых революцией частях Русской Церкви, которые теперь должны слиться в юрисдикции Московского Патриарха. Идейные вдохновители объединения прежде всего желают укрепить право-консервативную часть РПЦ. Основная масса расположена к объединению с карловчанами потому, что переживает раскол как рану на теле Церкви. Есть и такие, кто говорит об объединении в силу инерции, веря призывам своих духовных руководителей.

Скажем сразу: раскол действительно является раной, однако с канонической точки зрения РПЦ не может быть безразлично, с кем и как она объединяется. Всякая Церковь должна заботиться о канонической чистоте своей иерархии, беречь апостольское преемство священства, остерегаться неправильно рукоположенных клириков.

Вот примеры. В 1920-1930-е годы существовал обновленческий раскол, возникший по инициативе коммунистической власти. Со временем обновленцы, потерявшие влияние на массы, стали все дальше отходить от церковных реформ и перекрашиваться под традиционную Русскую Церковь: они заговорили об объединении расколотых частей Церкви, об опасности такого положения для православной веры и т.д. Однако Московский Патриархат отверг такое объединение, настаивая на покаянии обновленцев и новом рукоположении тех представителей их иерархии, которые получили сан, будучи в расколе. Клирики, законно получившие священство, принимались в РПЦ в том сане, который они имели до ухода в раскол.

Так же и теперь находящиеся в расколе лица могут быть приняты только после покаяния по тому же принципу, как и обновленцы. Но подходят ли под эту категорию карловчане, не имеющие никаких обрядовых и догматических отступлений, являющиеся противниками всех реформ? Рассмотрим этот вопрос.

В 1990-х годах Зарубежная Церковь открыла в России, на "канонической территории" РПЦ, свои параллельные епархии и приходы. Сюда устремились те верующие, кому была близка карловацкая идеология, и некоторое число клириков РПЦ, находящихся в конфликте со своими епископами. В Московском Патриархате постоянно заявляют о своей "канонической территории", выступая против открытия в России католических храмов или даже в связи с преобразованием католических церковных структур. Но в открытом разговоре сторонники союза с РПЦЗ предпочитают помалкивать о проблеме параллельных епархий и приходов.

Карловчане имеют поврежденную с канонической точки зрения иерархию. И это препятствие едва ли преодолимо покаянием. Хиротония не зависит от покаяния, либо она есть, либо ее нет. Иерархи РПЦЗ совершали свои хиротонии в состоянии запрещения от российской высшей церковной власти. Кроме того, Зарубежная Церковь принимала в сущем сане обновленческий епископат, который никогда не признавался РПЦ. Такие примеры не единичны. Это прежде всего митрополит Берлинский Серафим (Ляде), получивший архиерейский сан у украинских обновленцев, бывший членом обновленческого Синода, близкий к самому Митрополиту Александру (Введенскому). Митрополит Серафим рукоположил многих священнослужителей РПЦЗ, но каково каноническое достоинство этих хиротоний? Не утруждая читателей этим вопросом, достаточно ясным для специалистов по каноническому праву, укажем только на принятых карловчанами обновленческих иерархов: архиепископа Игнатия (Жебровского), лишенного сана самими обновленцами, архиепископа Николая (Автономова), перешедшего из Зарубежной Церкви к католикам.

Итак, объединение Церкви нельзя путать со всеобщей коллективизацией. Раскольники могут приниматься только по установленному чину и при условии покаяния в ереси. Безусловно, разрешение такого важного вопроса, как прием клириков РПЦЗ, принадлежит компетенции Поместного Собора.

Перспектива созыва такого Собора весьма туманна, и это печально. Жаль, что в РПЦ нет места открытой, свободной дискуссии, в том числе и между сторонниками разных точек зрения в вопросе об объединении с РПЦЗ. У карловчан есть хотя бы видимость соборного обсуждения. Правда, там тоже, видимо, боятся открытой дискуссии, слишком много опасностей таит такое обсуждение.

Приживется ли решение об объединении с карловчанами в исторической перспективе? Не надо утешать себя тем, что ныне народ безмолвствует. Придет время, когда церковная общественность достигнет такого уровня, что предметом ее внимания будут не только ИНН и экуменическая проблематика, но и вопросы церковного возрождения, нормализации приходской жизни, наконец, ключевой для современной церковной жизни вопрос о соборности Церкви.

И как бы ни старались некоторые церковные деятели отсрочить время церковного возрождения в России, верим, оно наступит. Придет долгожданный час возрождения, которое нельзя свести к открытию храмов, увеличению численности людей, декларирующих свои симпатии к православию, и прочим, чисто внешним характеристикам церковной жизни. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
Об авторе: Владимир Николаевич Медынский - преподаватель истории.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04