Но вопреки прежним договоренностям патриарх Алексий II не спешит возвращать икону в Казань. Он поместил ее в домовой церкви своей патриаршей резиденции. Вероятно, было решено отложить торжественное возвращение этой православной святыни в столицу Татарстана. И на это, скорее всего есть несколько причин. Известие о возвращении иконы в Казань было принято в штыки татарскими националистами, заявляющими о том, что это событие может разжечь национальную рознь в республике, оскорбив религиозные чувства большинства, то есть, мусульман. С другой стороны, Русская православная Церковь сделала все, чтобы умалить значение доброго жеста со стороны католиков и лично папы Римского, которые передали эту икону России.
Представители Московской патриархии да и сам Алексий II неоднократно обращали внимание, что эта икона, которая 11 лет хранилась в покоях римского папы, является всего лишь копией со знаменитой чудотворной иконы Казанской Божией Матери, исчезнувшей в начале XX века, и поэтому не стоит придавать слишком большого значения этому событию. А тем более, следует прекратить разговоры о встрече папы римского с Алексием II, возможность которой увязывали с идеей возвращения иконы из Рима в Москву.
Более того, визит ватиканской делегации в Россию был обставлен достаточно скромно. Кардиналам, сопровождавшим дар папского престола в Москву, разрешили пообщаться лишь с избранными журналистами. Несмотря на просьбы московских католиков, Казанская Божья матерь не была выставлена для поклонения верующих в одном из столичных костелов. для того ли возвращалась на "святую Русь" ее реликвия, чтобы из одних частных покоев переселиться в другие? Хотя бы и патриаршие?
Такое подчеркнутое небрежение к жесту доброй воли со стороны католиков заставляет вспомнить о пышном информационном обеспечении двух православных акций последнего времени. Таких, например, как возвращение в Россию чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. Эта реликвия была вывезена из страны во время второй мировой войны и хранилась у Русской православной церкви за границей. Передача ее московской патриархии была представлена как событие национального масштаба. Реликвия была выставлена в храме Христа Спасителя и десятки тысяч верующих приходили к ней поклониться. На торжества по случаю возвращения иконы в Богородично-Успенском монастыре приехал сам президент России Владимир Путин.
И это было только начало. Представители Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), активно сближающиеся с Московской патриархией, продолжали проявлять чудеса щедрости. Вслед за Тихвинской иконой Божьей матери они привезли в Москву мощи великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Ковчег со святыней до сих пор путешествует по России. И его остановки в разных городах широко освещаются в СМИ. Вообще, лето 2004 года по праву можно назвать "летом патриарха". Если не считать нескольких недель, в течение которых предстоятель РПЦ отсутствовал в медийном пространстве по болезни, все остальное время православные мероприятия с его участием или с участием других церковных иерархов практически не сходили с экранов телевизоров и со страниц газет.
Обывателю настойчиво внушалась мысль о том, что "Бог обратил свои взоры на Россию: в нее возвращаются святыни, а, значит, благоденствие, стабильность и процветание". Но должна ли державная мощь покоится на одних мощах и на обещаниях "светлого будущего", сильно смахивающих на ритуальные заклинания?
Спору нет: обретение православных святынь не может не радовать верующих. А атеисты и другие критически настроенные граждане обращают внимание на то, что религиозные чувства исправно используются в политических целях, а реликвии делятся на святыни первого и второго сорта. Как это произошло в случае с щедрыми дарами Русской православной церкви за границей и с иконой Казанской Божией Матери, которую России вернули католики.
01.09.2004