itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пора уже вернуться к реальности

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
151
Время на чтение 12 минут
На официальном Интернет узле РПЦЗ почтенный протоиерей Александр Лебедев, настоятель храма из Лос-Анджелеса, член комиссии по переговорам с Московской Патриархией, разместил свою статью "Пора уже нам знать свою историю". На эту статью просто невозможно не ответить, поскольку вопросы, затрагиваемые в ней, касаются каждого из членов Русской Православной Церкви Заграницей, и поскольку далеко не каждый из нас думает об этих вопросах так же, как о. Александр.

Первое недоумение - само название статьи. Исходя из этого названия, можно заключить, что мы, оказывается, не знаем своей истории в принципе, и многоуважаемый о. Александр эту нашу подлинную историю в своем труде приоткрывает. Удивительно масштабное "зачало". Спасибо, конечно, хочется сказать батюшке за такой щедрый и многоценный подарок. Однако при прочтении труда о. протоиерея возникает недоумение и, даже, разочарование. Оказывается, история Зарубежной Церкви, согласно о. Александру, вопреки ранее сложившемуся мнению, состоит в том, что РПЦЗ всегда признавала МП подлинной Церковью и, даже более того, подспудно признавала митрополита Сергия (Страгородского) исповедником этой подлинной Церкви. В дальнейшем, развивая эту посылку, о. Александр убеждает и призывает прямо и косвенно к объединению Русской Зарубежной Церкви с Московской Патриархией. Поистине, такого рода заявление почтенного о. протоиерея не может не вызвать ничего, кроме вопросов.

В качестве главного доказательства своей правоты, о. Александр ссылается на Положение о Русской Зарубежной Церкви, пункт 1 которого гласит: "Русская Православная Церковь за границей есть неразрывная часть поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющаяся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти, в соответствии с Постановлением Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Церкви от 7/20 ноября 1920 г. за N 362". Из Положения следует, что само существование РПЦЗ обусловлено только одним фактором - безбожной властью на родине. Однако из этого нельзя делать вывод, как это делает о. Александр, что при устранении этой власти РПЦЗ должна, согласно пункту 1 Положения, тут же соединиться с МП. Об этом в Положении совершенно не говорится, - там этого не найти даже при самом внимательном рассматривании. Поэтому, на риторический вопрос о. Александра: "Принимаете ли вы данное выше определение как основной принцип самостоятельного существования Зарубежной Церкви?", мы даЈм прямой ответ: "Да, принимаем. Но при этом не принимаем выводов, сделанных о. Александром о том, что Положение в этом пункте обязывает при упразднении безбожной власти к слиянию с МП". РПЦЗ всегда подчЈркивала своЈ единство с гонимой, катакомбной, частью Русской Церкви (а не с Московской Патриархией) с которой она и имела намерение соединиться при первой же возможности без всяких специально созванных Поместных соборов. Зарубежная Церковь никогда не поминала как возглавителя Русской Церкви митрополита Сергия, как и всех его последователей, но поминала возглавление гонимой еЈ части - вначале митрополита Петра, а затем митрополита Кирилла, заменив его имя, чтобы это не имело тяжЈлых для него последствий, формулировкой "Православное епископство гонимыя Церкви Российския", которое остаЈтся в РПЦЗ по сей день. Таким образом, согласно и букве, и духу Положения о РПЦЗ, она, по упразднении безбожной власти в России и падении "железного занавеса", в случае невозможности объединения с МП ввиду еретичности этой структуры, обязана была установить единство с центрами Катакомбной Церкви, но, поскольку таковых не оказалось, то принять в своЈ окормление отдельные катакомбные и иные приходы и образовать новые свои приходы на территории России, что и было исполнено. Следовательно, открытие приходов РПЦЗ в России есть прямое требование пункта 1 упомянутого Положения в существовавшей в начале 90-х годов прошлого века ситуации.

После Положения о РПЦЗ уважаемый о. Александр переходит к Окружному посланию 1933 года, написанного нашими архиереями в связи с обращением Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского) к Патриарху Сербскому Варнаве, в котором Заместитель Местоблюстителя требовал от Патриарха, чтобы тот понудил архиереев РПЦЗ дать обязательства в лояльности к советской власти. В ответном послании зарубежных архиереев указывается, что "Вся заграничная церковная организация считала и считает себя доныне учреждением чрезвычайным и временным, которое немедленно должно упраздниться по восстановлении нормальной общей и церковной жизни в России". Из сказанных слов о. Александр делает вывод, "что Зарубежная Церковь считала именно упразднение богоборческой безбожной власти критерием восстановления "нормальной" общественной и церковной жизни". Однако, это опять же никак не может означать того, что восстановление "нормальной" общественной и церковной жизни заключается в немедленном объединении с МП. В приведенной цитате, как и в Положении о РПЦЗ, ничего не сказано и ничего не подразумевается о возглавлении подсоветской Патриархии. Об этом возглавлении идЈт речь в другом месте Послания, где архиереи осторожно, но ясно выражают своЈ отношение к нему: "Разве существующую ныне там организацию церковного управления, даже православной или так называемой Тихоновской церкви можно вполне оправдать с точки зрения канонов и определений Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг? Разве не раздаются там справедливые возражения против законности нынешнего Синода, подобранного митрополитом Сергием по его личному усмотрению (по крайней мере в лице наиболее влиятельных его членов) и разве не подвергаются сомнению канонические полномочия самого нынешнего Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола?" Далее в Окружном послании прямо говорится: "Мы не отзываемся на его [митрополита Сергия] призыв к восстановлению канонического общения с ним не по недостатку миролюбия или церковного послушания, а по глубоким принципиальным и притом не политическим, а чисто нравственным и церковным основаниям". Добавим, что хоть ныне политические обстоятельства изменились в лучшую сторону, но нравственные и церковные основания разделения остаются по сей день. О. Александр утверждает, что сейчас восстановлена "нормальная общая и церковная жизни в России". Однако как раз это и не бесспорно. Возможно, правильней будет сказать, что нормальная жизнь сейчас восстанавливается, но утверждение, что она уже восстановлена - не соответствует действительности. Даже, к примеру, исходя из реальностей, следует говорить о процессе восстановления общей и церковной жизни не в России, а в Российской Федерации, Украине, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Эстонии и прочих странах - осколках бывшей России.

Как бы некоторым развитием пункта 1 Положения о РПЦЗ звучат слова Завещания митрополита Анастасия: "Что касается Московской Патриархии и еЈ иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей своЈ полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предоставляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви". Эти слова митрополита Анастасия также никак не призывают к объединению с МП, как это привиделось маститому о. Александру. Пусть нет уже пресловутой "советской власти", но союз с еЈ идеологией "тесный, деятельный и доброжелательный" по сей день, к сожалению, остаЈтся. Коммунизм является и сегодня неотъемлемой составляющей экклезиологии МП (а это лишь малая часть того, чем "наследила" эта власть в ограде МП), от которой она не отрекалась и не думает отрекаться, и, судя по сегодняшнему состоянию Патриархии, никогда и не отречЈтся.

Поэтому на второй риторический вопрос о. Александра: "Принимаете ли вы формулировку митрополита Анастасия как обязательный критерий, которым Зарубежная Церковь должна руководствоваться, решая, когда именно необходимо восстановить каноническое, молитвенное, и даже нормальное общение с иерархами Московского патриархата?" мы ответим, что нет, не принимаем. При этом отметим, что сам вопрос задан не корректно и искажает дух и смысл слов митрополита Анастасия. Для восстановления канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, необходимо не только расторжение союза, но и преодоление негативных его последствий. Необходимо покаяние в факте добровольного участия в этом рабском и позорном союзе со слугами сатаны. Как раз такой подход и будет соответствовать духу служения митрополита Анастасия.

Далее о. Александр в своЈм труде приводит цитаты из разных посланий митрополита Анастасия, где он именует Алексия (Симанского) Патриархом Русской Церкви. Но ведь он же его никогда не поминал за богослужением как Патриарха! Мы называем папу римского - папой римским, архиепископа Кентерберийского - архиепископом Кентерберийским, Далай-ламу - Далай-ламой, т.е., мы именуем представителей других религий и конфессий так, как они себя именуют сами. То же делал и митрополит Анастасий.

Далее о. Александр приходит к весьма тревожной мысли, что для "примирения" с Московской Патриархией совсем не обязательно созывать Всезарубежный Собор. Он задаЈт при этом очередной свой риторический вопрос: "Созывался ли Всезарубежный собор с участием епископата, клириков и мирян для решения всех этих важных вопросов (т.е. восстановления династии Романовых в России, канонизации Иоанна Кронштадтского, прославлении Новомучеников и Исповедников, установлении евхаристического единства с греческими, румынскими и болгарскими старостильниками) при наличии разногласий среди иерархов, клириков и пасомых? Почему не было протестов в нарушении соборности, когда, к примеру, было принято решение открыть приходы в России, не испрашивая мнения клириков и мирян?" Таким логическим путЈм о. Александр приходит к выводу, что и объединиться с МП можно и без Всезарубежного Собора. Вот, такая у батюшки простая железная логика.

Далее, порассуждав о разнице между "секретностью" и "конфиденциальностью", изложив пассаж "главная проблема в том, что многие члены Русской Зарубежной Церкви просто плохо знакомы с историей своей Церкви", уважаемый о. Александр переходит наиболее больному сейчас, как выяснилось, вопросу в отношениях между МП и РПЦЗ. Здесь, пожалуй, о. Александру Лебедеву принадлежит первенство среди клириков Зарубежной Церкви, кто прямо поставил (или, вернее, в будущем захочет поставить) перед собой задачу реабилитации митрополита Сергия (Страгородского). Для этого он возвращается к Окружному посланию 1933 года и приводит из него следующую цитату: "Мы вполне отдаем себе отчет в чрезвычайных трудностях положения Митрополита Сергия, фактически возглавляющего ныне Русскую Церковь, и сознаем всю тяжесть лежащей на нем ответственности за судьбу последней. Никто не возьмет на себя, поэтому, смелости обвинять его за самую попытку войти в переговоры с советской властью, чтобы создать легальное положение для Русской Церкви. Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола не без основания говорит в своей вышеупомянутой декларации, что только "кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь со всею ее организацией, может существовать в государстве спокойно, закрывшись от власти". Пока Церковь существует на земле она остается тесно связанной с судьбами человеческого общества и не может быть предоставлена вне пространства и времени. Для нее невозможно стоять вне всякого соприкосновения с такой могущественной организацией общества, как государство, иначе ей пришлось бы уйти из мира".

"Здесь митрополиты Антоний и Анастасий со всеми епископами Зарубежной церкви признают митрополита Сергия "фактически главой Русской церкви", шесть лет после его "Декларации" 1927 года - пишет о. Александр, - и выражают сочувствие к его положению, благоприятно приводя выдержки из его "Декларации". Мало кто, однако, об этом знает". Однако, уважаемый о. Александр, стараясь преподнести эти слова как признание даже в 1933 году митрополита Сергия (ну, и во все последующие годы - тут о. протоиерею ещЈ предстоит потрудиться в поисках фраз, которые можно двусмысленно истолковать), почему то умалчивает о других характеристиках митрополита Сергия, приводимых в этом же Окружном послании:

"Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола не только имел право, но даже был обязан выступить печальником за Церковь перед Советской властью, чтобы вывести ее из столь тягостного бесправного положения. Но он не соблюл здесь должного достоинства последней; он связал ее таким союзом с безбожным государством, который лишил еЈ внутренней свободы и вместе отступил от правды, блюстителем которой должен быть Первоиерарх Русской Церкви. В своей декларации митрополит Сергий с одной стороны оправдал Советскую власть во многих преступлениях против Церкви и религии вообще, а с другой, вопреки очевидной истине, обвинил многих из достойных русских святителей и пастырей, сделавшихся исповедниками за православную истину в мнимых контрреволюционных стремлениях и помрачил мученический ореол всей Русской Церкви, признанной уже всем христианским миром. Уже одними этими словами он связал совесть русских людей и отнял у них до известной степени силу внутреннего духовного сопротивления против всерастлевающего начала большевизма, которым насквозь проникнута Советская власть. Но митрополит Сергий пошЈл в своей декларации гораздо дальше. Он объявил эту власть богоданной наравне со всякой другой законной властью и потребовал от всех духовных лиц, к какому бы чину они не принадлежали, подчинения Советам не "за страх, но и за совесть", т.е. по внутреннему христианскому убеждению".

"Митрополит Сергий...вступил в открытый союз с Советами и сделал этот шаг вполне сознательно, поставив своей целью насильственно сочетать с безбожной властью всю Церковь".

И ещЈ одна обширная цитата из Окружного послания 1933 года, которая, ввиду наличия в МП движения в самых еЈ верхах за подготовку к канонизации митрополита Сергия (Страгородского), имеет особую важность:

"Некоторые из защитников митрополита Сергия доходят до таких крайностей, что готовы сплести ему мученический венец за то, что он якобы пожертвовал чистотой своего имени для спасения Церкви (?). Говорить так, значит прежде всего злоупотреблять словом "мученик". Мученик всегда подвизается за правду и идет к ней чистыми и прямыми путями; как только он уклоняется в словеса лукавствия, сияющий венец тотчас же меркнет не его главе. Церковь не нуждается в таких жертвах, какие бы не отвечали ее достоинству. Она украшается только добродетелями своих святителей. Напротив, каждое их падение, каждый грех и даже проявление простого малодушия невольно отбрасывает на нее свою тень. Искупление нигде не достигается ценою греха. Весь смысл этого подвига заключается именно в том, что невинный приносит себя в очистительную жертву за виновного. Пастыри, особенно архипастыри, предстоятели Церквей везде и во всЈм должны стоять на недосягаемой высоте по образу Небесного Пастыреначальника, "Который был преподобен, незлобив, отлучен от грешник" (Евр 7.26) и Который Сам сказал о Себе: "Аз на сие родихся, на сие приидох в мир, да свидетельствую истину" (Ин 18.37). Если бы эта мысль нуждалась в подтверждении еЈ Богооткровенным и отеческим учением, то у нас нет недостатка в таких свидетельствах. "Не говори, я отступил ради Господа - учит нас ещЈ ветхозаветный мудрец, - ибо что Он ненавидит, то и мы не должны делать" (Сир 15.10). Великий веропроповедник и устроитель многих Церквей апостол Павел, стремившийся быть всем вся, "дабы спасти хоть некоторых", однако не хотел сказаться ни в чЈм "беззаконником" Христу, т.е. отступить даже в самом малейшем от Его заповедей (1Кор 9.21). Он же сказал, что не всякий подвизающийся воин увенчивается, но только тот, кто законно (согласно с установленными правилами) подвизается (2Тим 2.5). Соответственно этому он и сам воинствовал всегда "словом истины", "с оружием правды в правой и левой руке" (2Кор 6.7). "Для чего неправду - вопрошал в своЈ время св. Киприан - называть благодеянием? Для чего нечестию придавать вид благочестия?"

"Пусть в Церкви Христа - пишет Юлий Африкан - никогда не преобладает правило, что ложь может служить к Его хвале и славе".

"Священник - учит Златоуст - должен быть многосторонним, говорю многосторонним, но не лукавым, не льстецом, не лицемером" (О священстве, слово 6).

Таковы Апостольские и отеческие заветы, которые как маяк, должны светить пастырям всегда и особенно в дни смуты, затеняющие иногда "чистый смысл" у самих служителей Христовых.

Но, если бы кто сказал, что мы живЈм в исключительно тяжЈлое время, подобного которому быть может никогда ещЈ не было в истории Церкви, тому мы укажем на пример современного нам святителя, которого ныне Церковь ублажает, как доблестного страстотерпца за истину. Это - в Бозе почивший Вениамин, митрополит Петроградский. Когда он томился уже в предсмертных муках и некоторые из наиболее преданных ему священников, желая сохранить его для себя и для паствы, стали умолять его пощадить себя для Церкви и умилостивить Советскую власть исполнением незаконных еЈ требований, т.е. приступили к нему с тем самым искушением, в сети которого ныне впал Заместитель Местоблюстителя Патриаршего Престола, он ответил им следующими бессмертными и поистине золотыми словами: "странны рассуждения некоторых, быть может и верующих пастырей (разумею Платонова): надо хранить живые силы, т.е. их ради поступиться всем. Тогда Христос на что? Не Платоны, Вениамины и т.п. спасают Церковь, а Христос. Та точка, на которую они пытаются встать, погибель для Церкви. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя" Вот ответ, достойный истинного пастыря, коим отныне всегда будет украшаться Русская Церковь. Мы должны пожалеть, что митрополит Сергий не последовал завету этого священномученика".

Приведенное выше далеко не все обличения, высказанные митрополиту Сергию в достаточно большом по объЈму Окружном послании 1933 года. Из всего контекста этого послания следует, что наши иерархи, высказав сомнение в законности возглавления митрополитом Сергием Русской Церкви, однозначно признают его падшим иерархом, предавшим интересы Церкви. Может ли падший иерарх законно возглавлять Церковь? Вопрос также риторический - к уважаемому батюшке Александру.

Далее о. Александр приводит факты почитания митрополита Сергия (Страгородского) авторитетным нашим иерархом архиепископом Виталием (Максименко). Здесь я ничего не могу возразить, поскольку не владею соответствующим архивным материалом. Одно только можно сказать, что даже если это так, то он один из очень немногих таких почитателей. Приводить же противоположные мнения наших митрополитов, архиепископов и епископов просто нет возможности из-за огромного количества такого рода свидетельств.

В завершении своей статьи о. Александр приводит впечатляющие сцены массовости поклонения чудотворной иконе, отдаЈт должное богослужебному строю и ревности священнослужителей МП, которые ему довелось наблюдать своими глазами. Это действительно радует и вселяет надежды на возрождение православия на нашей земле, если только этими людьми движет подлинная православная вера, а не языческое суеверие, в массовом количестве заставляющее людей являться в храме на Пасху и при появлении поблизости чудотворных икон и в иных подобных случаях. Я не могу говорить о всей России, а только о том, что происходит у нас на Украине, где подлинного, духовного возрождения лично я, при всЈм моЈм на то желании, не наблюдаю. Однако, если это подлинное возрождение в Российской Федерации действительно имеет место, то тем более мы должны блюсти в своих сердцах ревность к истине, трезвость и взвешенность в оценках происходящих событий, поскольку именно в этом - бескомпромиссной верности ко Христу и Его Церкви, отстаивании правды церковной и хранении этой правды от лукавых соблазнов мира сего, состоял и состоит главный и бесценный вклад Русской Зарубежной Церкви в сокровищницу Русского православия. Я уверен, что мы не находимся, не находились и никогда не сможем находиться в стороне от происходящих в России процессов. Наша миссия сейчас особенна важна и мы не имеем права сойти с пути, которым шли наши отцы - потеряв их заветы, мы потеряем себя и совершим акт предательства Русской Православной Церкви. Да не будет этого!
+Епископ Агафангел
Одесса, 13/26 августа 2004 года, преподобного Максима Исповедника, новосвященномученика Вениамина, митрополита Петроградского.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Епископ Агафангел (Пашковский)
Все статьи Епископ Агафангел (Пашковский)
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31