Совсем не святые лики

На современных иконах угадываются "образа" российских чиновников

По канонам Церкви, на иконах принято изображать святых, которые были официально канонизированы Церковью. Однако в современной иконописи родилось новшество - на святых образах появились изображения людей, к сонму святых не имеющих никакого отношения. Одна такая икона появилась недавно в Ярославском Свято-Введенском Толгском женском монастыре.
Как раз сегодня в монастыре начались празднования, посвященные 690-летию со дня основания обители. Кроме того, празднуется икона - покровительница монастыря Толгская Богоматерь. А история Толги восходит к событиям начала XIV века, когда остановившемуся ночевать на берегу Волги во время паломнической поездки епископу Трифону в сонном видении явилась Божия Матерь. На следующее утро, отправившись на то место, которое он видел во сне, епископ нашел в дупле дерева нерукотворную икону Богородицы, получившую название Толгской, по имени протекавшей рядом реки. В этом месте и был основан монастырь, сохранившийся до наших времен.
Толгский монастырь, закрытый большевиками в 1920-е годы, стал первым женским монастырем, открытым в новой России. Сама же чудотворная Толгская икона, долгое время хранившаяся в Художественном музее Ярославля, после долгих и настоятельных просьб игуменьи монастыря Варвары была передана монастырю.
Для того чтобы у светских властей и работников музея не было претензий по хранению бесценной святыни, специально для нее построили отдельный предел в Крестовоздвиженском храме. Здесь поддерживаются благоприятный для хранения иконы температурный режим и определенная влажность, проведена сигнализация, рядом с входом в предел неусыпно дежурит охранник. Доступ к чудотворной иконе открыт с раннего утра до позднего вечера, пока в монастыре идут службы.
Но на всякий пожарный случай инокини монастыря написали копию редкой иконы. Правда, авторы допустили некоторое отступления от традиционных канонов. В ряду так называемых житийных клейм, то есть маленьких картинок, которые окаймляют непосредственный образ Богоматери и изображают разные исторические моменты, связанные с этой иконой, появились новые сюжеты: закрытие монастыря и разгон монахов в 20-е годы, спасение Толгской иконы сотрудниками Ярославского художественного музея и, наконец, момент возвращения чудотворной иконы сестрам. Но самое любопытное, что в персонажах новых сюжетов отчетливо читается портретное сходство с ныне живущими чиновниками. Так, среди изображенных на клейме хранителях иконы угадываются некоторые ныне действующие сотрудники Художественного музея, к примеру, заместитель директора музея Виктория Горшкова. А в разодетом в княжеские одежды, укутанном мехами господине, передающем Толгскую икону сестрам монастыря, только слепой не узнает нынешнего ярославского губернатора Анатолия Лисицына. Рядом с ним - архиепископ, ну очень напоминающий нынешнего ярославского архиерея Кирилла. Что называется, попали в сонм святых благодаря церковным художницам.
Впрочем, появившееся в наше время большое количество женщин-иконописцев вызывает определенный скептицизм у мужской половины иконописного цеха.
- То, что женщины стали писать иконы, - это вынужденная мера, - говорит художник-реставратор Павел Петров, работающий на Толге на реставрации Введенского собора, - это началось в советские годы, когда некому было заниматься иконописью, а в царское время женщины к письму икон не допускались: так же, как не было женских церковных хоров. Сейчас эта тенденция укрепилась, но все-таки женскую руку сразу можно отличить. Они пишут иконы, уделяя очень большое внимание деталям, а вот общая идея пропадает, и в композиции они очень проигрывают - живопись получается вялая, без акцентов.
...Как же без акцентов? Вроде бы наоборот - акценты, особенно политические, расставлены очень верно.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Елена Батуева:
"Число зверя" не пройдет
Жители поселка Боголюбово отказываются от российских паспортов
02.04.2007
Похищенную икону нашли в Интернете
В Москву из Лондона вернулась икона Смоленской Богоматери, похищенная 10 лет назад из Вологодской области
05.08.2005
Забавы вологодских сатанистов
Почему подростки увлекаются культом нечистой силы
19.07.2005
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы