Речь архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула на конференции "Мир, религия и олимпийские идеалы"

Афины, 10 августа 2004 г.

Благословен Бог наш, по милости Своей благословивший нас дожить до прекрасного времени, когда Олимпийские игры проводятся в Греции, - до дней радости, любви, мира и единения народов, но и благородного соревнования между спортсменами всего мира. Одновременно мы участвуем во встрече, в которой религиозные представители соберутся ради того, чтобы проповедовать наше стремление к миру, нашу веру в прочное и мирное урегулирование всех возникающих разногласий и удовлетворение наше тем, что олимпийские идеалы точно нацелены на обеспечение мира во всем мире.

Мы тепло благодарим Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея, который почтил своим присутствием эту встречу, мы благодарим от всего сердца организаторов, начинания и труды которых получили сегодня счастливое завершение.

Я верю, что для всех, но в особенности для нас, христиан, высочайшим благом является мир, который Господь наш даровал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам" (Ин. 14:27). И в заповедях блаженств Он подчеркивает, что есть блаженные, которые несут мир человекам, потому они именуются детьми Божиими: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими".

Итак, мы верим, что те, кто собрался укреплять мир в мире, делают святое дело, достойное всяческого восхваления. И не следует нам забывать основателей современных Олимпийских игр, между которыми и приснопамятные Пьер де Кубертен и Димитрий Викелас, и все вместе с ними осуществляющие так называемые олимпийские идеалы, которые занимают господствующее положение в деле укрепления мира во всем мире. Человек, который много способствовал развитию греческого спорта и международному продвижению идеалов олимпизма, приснопамятный Отто Симицек, писал: "Пьер де Кубертен добавил в Олимпийские игры те необходимые элементы, которые отвечали новым историческим требованиям и глубинным желаниям человечества. То были: международный характер Олимпийских игр, добавление новых видов спорта, участие, не зависимое от национальности, вероисповедных, политических и социальных критериев, и выработка и упрочение посредством соревнований мира во всем мире".

Идею мира развивает в ряду ценностей олимпизма и Международная Олимпийская академия, которая, как известно, располагается с 1961 г. в древней Олимпии - колыбели Игр, под эгидой Международного Олимпийского комитета (МОК) и кураторстве Греческого комитета Олимпийских игр.

Барон Пьер де Кубертен желал придать современным Олимпийским играм религиозную окраску - в сочетании с началами демократии, мира, полного понимания и обоюдного уважения между участниками, народами и нациями. Логично, что Олимпийские игры в Афинах в 1896 г. начались с благодарственного молебна в кафедральном соборе Афин и в храме св. Дионисия.

И до сегодняшнего дня основные положения де Кубертена соблюдаются Международным Олимпийским комитетом, что является достойной его похвалой. Показателем распространения с помощью МОК олимпийских принципов де Кубертена исключительной благодарностью ему является тот факт, что в Играх этого года в Афинах участвует рекордное число спортсменов и спортсменок за всю историю Олимпийских игр. Все вступают в дружеские отношения и передают особые послания о мирном сосуществовании в мире, о том, чтобы избегать разногласий, конфликтов и сопровождающих их беззаконий, которые поддерживают враги и неприятели дела мира.

Надо сказать, что один из основателей Олимпийских игр - Димитрий Викелас превосходно указывает, что 2000-летняя христианская традиция нашего народа и вклад нашей Церкви в выживание этого народа - несомненно - не имеет и приблизительной связи с новоязыческими новоявленными выдумками.

Хочу повторить, что основанный в 1894 г. Международный Олимпийский комитет вполне являет собой мировой образец веротерпимости, уважения каждого государства и каждого народа, и именно в призыве к мирному сосуществованию между людьми и народами заключается его главная сила.

Сегодня в месте проведения Олимпиады - Афинах организованы места, где каждый спортсмен может помолиться в той вере, к которой принадлежит. И в этом особом помещении, которое каждого спортсмена свободно сообщает с другими состязающимися участниками, какими бы они ни были, во что бы ни верили, - они вместе с духовными пастырями участвуют в богослужении согласно своей религии.

В этом гостеприимном месте участники Олимпийских игр убеждаются, что религия не является препятствием ни к объединению, ни к миру, ни к полному пониманию между людьми и народами. Напротив, религия уничтожает выбор: или несходство с другим, или обоюдное уважение и сотрудничество между людьми и народами.

Религиозным лидерам следует определить свою ответственность за то, что господствовало, главным образом, в обществах Запада, а именно осознание общей основы, свободы, демократии, развития, прогресса, - и что в этот список должно включить и религию. Необходимо, кроме того, проанализировать, не можем ли мы в жизни и деле потерпеть поражение в нашем убеждении. Как мы будем осуществлять прогресс человеческого процветания, демонстрируя одновременные нашу нравственность и уважение к человеческой личности.

Является фактом, что в последнее время религия и в целом культура оказались в эпицентре событий на нашей планете. Отдельные политики пробуют приплести религию к своим задачам и, в лице определенных религиозных лидеров, стремятся к исполнению своих бесчеловечных планов.

Что касается культуры, то в ее развитии заложено явление единого культурного господства и общего усилия по сглаживанию культур и различных народов. Такие явления чужды истинному религиозному духу и противоречат человеческой справедливости и олимпийским идеалам. Мы как Церковь противопоставляем общемировому культурному процессу любовь и последовательность в нашем сближении, - каким бы оно ни было, во что бы ни веровало, откуда бы ни происходило. И в Греции мы применяем этот принцип на деле. Во Фракии живут вместе в мире, любви и уважении мусульмане и христиане. Во время II Мировой войны греки вместе с предстоятелем Церкви боролись и добивались спасения тысяч сограждан своих, иудеев по вере. И в давнее время мы оказывали и оказывают гостеприимство тысячам единоверцев - русским, украинцам, грузинам, болгарам и другим, а также и иного христианского вероисповедания как братьям - армянам и полякам, и инославным - главным образом, мусульманам из областей Азии.

В этом году Олимпийские игры проводятся в Греции, и мы верим, что они будут успешными и оставят след в истории. Проходящая параллельно культурная Олимпиада является дополнительным способом пропаганды идеи Кубертена, чтобы Олимпийские игры не были только спортивными соревнованиями, но и культурным событием. И по инициативе мэра Амарусиу, содействием Вселенского патриархата и старанием всех, кто способствовал воплощению этой идеи, обеспечен в той или иной мере религиозный диалог - как шанс уничтожения препятствий к объединению и мирному сосуществованию народов.

Относительно состязаний в Афинах мы верим, что они дадут новый импульс олимпийскому движению и будут способстовать обновлению олимпийских идеалов. Еще какое-то время назад многие спрашивали, смогут ли Олимпийские игры чего-то добиться, возможно, не далек ли их конец? Это показывает, насколько инстинкт выживания общечеловеческих ценностей помогает человеку не погасить в жизни мир, прочность и свободу. Стремление осуществилось четыре года назад в Сиднее и продолжающееся сейчас в Афинах и успешное проведение Игр вызывают единый общечеловеческий оптимизм.

Мы не забываем, что в этом году Олимпийские игры совпали с бесчеловечной атакой террористов по тысячам невинных людей в НПА и кровавыми террактами в Мадриде. Мы помним тысячи невинных жертв, которые мучиваются каждый день на нашей планете от несправедливости и несвободы, которые царят во многих странах. Поэтому мы верим, что проведение Игр и участие всех нас провозглашает наш единогласный и единодушный ответ насилию, бесчеловечности и терроризму.

Ваше святейшество, Ваше высокопреосвященство, Ваша честь!

Вместе со всем миром, вместе со спортсменами, тренерами, судьями, важными деятелями, любителями спорта, болельщиками, мы, религиозные деятели,попадаем в авангард всемирного и всеобщего массового выступления, каковым являются Олимпийские игры, способствующие миру и успокоению среди народов. И мы верим, что примешивания к Играм политического шовинизма, торговли, допинга и насилия и террористических методов ради демонстрации бесчеловечных задач относятся к прошлому.

Общечеловеческие ценности, которые выдвинуты в Декларации прав человека ООН, в Декларации основных прав Европейского Содружества, в Брюссельских Соглашениях, которые организовал в декабре 2001 г. Вселенский патриархат, в Соглашении Международной амнистии по праву на амнистию и защите прав человека являются следствием христианского учения и объединенном адресатом, к которому обращаются человечество и олимпийская семья народов.

Тут никто не может ничего возразить. Церковь наша с пастырской заботой о молодежи содержит спортивные учреждения как необходимое условие для воспитания у молодежи здорового духа соревнования и расположенности к честному соревнованию в жизни, для формирования граждан, ориентированных на здоровье и способных к коллективной и эффективной работе.

Завершая нашу речь, мы приветствуем от всего сердца и с любовью заключаем в объятия всех вас, кто прибыл в Грецию издалека, чтобы внести свой вклад в успех Олимпийских игр и в продвижение олимпийских идеалов. Желаем вам приятного пребывания и успешного возвращения домой, желаем увезти вместе с нашей любовью и масличную ветвь - символ мира, радости и победы.

Перевод "Портала-Credo.Ru"

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Христодул (Параскеваидис):
Православный протагонизм
Интервью архиепископа Афинского Христодула итальянскому журналу "30Giorni"
22.12.2004
Найдется ли в европейской конституции место христианству?
В интервью журналу "Русский предприниматель" Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул высказался о роли Православия в современном мире
16.01.2004
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы