Открытое письмо учителей: Школа превращается в место дневного пребывания детей

Общество 
0
157
Время на чтение 4 минуты
С приходом нового правительства мы мучительно вслушиваемся в то, как управленцы решают вопрос о развитии системы образования в целом и школы в частности. Пока ничего радостного не обнаруживаем. Все негативные черты филипповской модернизации на месте: ЕГЭ, концентрическая система, равнение на Америку. Интересно, почему вред нынешнего реформирования школы очевиден для всех нормальных учителей и не ясен для общественности? Непонятно, что принесут России в будущем новации нашего упорного министерства?

Во время последних двух предвыборных кампаний о школе почти ничего не говорилось. Только в угоду социальным ожиданиям электората все твердили о том, что образование, в том числе и высшее, должно и может быть бесплатным. И ни слова о том, каким оно должно быть по содержанию и по структуре.

Попытаемся ответить на вопрос, во что превратится всеми ненавистная школа при реализации нынешних реформ.

Переход на концентрическую систему образования, о котором не так много говорят, как о ЕГЭ, на самом деле еще опасней, чем ЕГЭ, по своим последствиям. Главный смысл и главный вред новой структуры образования в том, что всю программу средней школы попытались сократить (очень неловко) и втиснуть в девять лет. При этом все представления о физиологии и психологии растущих детей просто отбросили в сторону. Что это значит, например, для исторического образования? Общее количество часов на изучение истории сокращается, поскольку всю историю надо пройти за пять лет вместо семи. Объем программы постоянно увеличивается, так как историю современности изучают уже не до Ельцина, а до Путина. Сложнейшие темы истории XIX-XX веков нужно объяснять 13-14-летним детям, которые не могут еще этого понять - они недостаточно для этого социализированы. Это не субъективный взгляд историков, которые, по мнению бывшего министра образования Филиппова, просто тоскуют по утраченной нагрузке, это мнение психологов. Это то же самое, что объяснение интеграла в младшей школе. Объяснять-то можно, даже найдутся два-три вундеркинда, которые поймут, но для большинства это будут мучительные часы зря потраченного времени. В старшей школе предлагается для "углубленного" изучения истории два часа в неделю в течение двух лет, то есть 120 уроков на все 1200 лет истории России! Разве этого может быть достаточно?! Историческое образование умрет. У этой смерти будут серьезные политические последствия...

Примерно такая же картина и с другими предметами. По новому учебному плану, который в начале апреля пришел в школы, например, на физику в 10 классе остался час (!) в неделю. То же самое с химией, геометрией и другими важными дисциплинами. Таким образом получается, что если родители захотят, чтобы их дети хорошо знали ту или иную науку, они будут вынуждены нанимать репетиторов, против которых так рьяно боролся бывший министр образования.

Школа просто не сможет по новым программам дать достойный уровень среднего образования, что необходимо понять и осознать всем родителям. И они, и дети будут пребывать в счастливой иллюзии, что в школе дается среднее образование, тогда как на самом деле школа превратится в место дневного пребывания детей и подростков.

Что мы получим в результате? Первый же ЕГЭ, проведенный по всей стране, покажет низкий уровень знаний по всем предметам. Именно по результатам ЕГЭ ректоры будут делать выводы о работе школы. Учителей будут все так же пилить, причем за ту же зарплату. Последние нормальные учителя, в том числе и учителя пенсионного возраста, уйдут. В конце концов, почему они должны отвечать за глупости чиновников?

Правительство и это предусмотрело и из этой ситуации уже придумало выход: ввести обязательное распределение для педагогических вузов. Что же, молодые педагоги из под палки придут поработать в школу - на год-два. В школе начнется вечная текучка молодых кадров - очень скоро школа потеряет весь методический опыт, накопленный за много лет.

Может быть, это не так плохо, как кажется? В школе станет проще, веселей. Учителя подобреют, поскольку останутся только те, которым все равно, чему и как учить. Общий уровень знаний будет неуклонно падать. При поступлении в высшие учебные заведения на бюджетные места будут претендовать только те, кто занимался с репетиторами. Уровень высшего образования - это вообще отдельный разговор. Через 15 лет специалисты-интеллектуалы будут в дефиците, возрастет их ценность, они начнут получать приличную зарплату, так как их станет на порядок меньше. Придется приглашать специалистов из Китая и Монголии, где пока продолжают учить нормально. Быстро появится дефицит не только специалистов-интеллектуалов, но и квалифицированных рабочих.

К сожалению, у нас не принято вспоминать опыт царской России в системе образования. А зря. Да, в России не было всеобщего образования - ни среднего, ни начального. Но возможность получения среднего и даже высшего образования была у всякого, кто хотел его получить. Зато и образование давали хорошее. Не было погони за оценками, процентомании. В гимназиях и училищах полным-полно было второгодников, учителя не занимались обманом, а ученики самообманом насчет своих знаний. Выпускник инженерного вуза сразу мог стать начальником строительства и заменял порой целые институты, а наши гуманитарии были мировой элитой.

А может, закроем школы, если всеобщее образование государству не по карману? И попробуем начать все сначала. Можно оставить начальные классы с минимальной задачей: научить читать и писать, а дальше - как решит семья. Не всегда ведь существовали школы. В России, как система, - всего 200 лет. Пусть останутся вузы, пусть их программы будут открыты, а родители смогут для одного-двух своих детей найти учителей, которые подготовят их в вузы. Можно снизить социальный налог, с тем чтобы родители могли больше денег выделять на оплату учителей. Конечно, будут и неприятные социальные последствия: стайки подростков будут угрожать прохожим, магазинам и общественному порядку. Зато общество поймет, чем была школа, и, может быть, с большим пониманием того, что оно хочет получить от школы, займется новым строительством этого странного и нелюбимого общественного института.

Н. В. Бартенева, О. Л. Дворникова, преподаватели истории, Новокузнецк

30 июня 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59