Каждый август с 1992 года в Ярославле проходит фестиваль хоровой и колокольной музыки "Преображение". Над городом плывут могучие звуки колоколов Большой звонницы (ансамбль из 18 тяжелых колоколов) и звонницы - "малышки" Спасского монастыря (ныне Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника), в древних храмах города звучит прекрасная хоровая музыка. Уникальность фестиваля - в органичном объединении трех направлений традиционной русской культуры: искусство колокольного звона, искусство колокольного литья и хоровое искусство.
Начало XII фестивалю 2004 года положит литургия в Спасо - Преображенском соборе (XVI в.) в светлый праздник Преображения Господня - Яблочного Спаса. С 2004 года фестиваль обретет новое имя - фестиваль хоровой и колокольной музыки "Преображение" имени Е.В. Колобова. Евгений Колобов - выдающийся музыкант, основатель и художественный руководитель известного московского театра "Новая опера", стоял у истоков фестиваля, поддерживал его на протяжении всей истории, был бессменным председателем Всероссийских конкурсов звонарей. Памяти великого мастера посвящена камерная выставка, которая будет открыта в первый день фестиваля и продолжит работу в течение праздничных дней. Важным событием фестиваля этого года станет презентация книги "Созвучие". Идея литературного проекта принадлежала Евгению Колобову и издателю Геннадию Сапронову. "Созвучие" - это книга - размышление музыканта Евгения Колобова и писателя Виктора Астафьева о литературе и музыке, о нашей жизни, о назначении человека на земле и в обществе.
Одна из особенностей фестиваля - хоровые концерты в архитектурных ансамблях Ярославского Спасо-Преображенского монастыря. Организаторы фестиваля продолжают добрую традицию приглашения для участия в праздничной программе лучших хоровых коллективов и солистов разных городов России и зарубежья. Хоровая программа фестиваля 2004 года насыщенна и разнообразна.
Концертные залы фестиваля послужат первой крупной площадкой для капеллы "Ярославия" под управлением Заслуженного деятеля культуры Сергея Березовского. Капелла - первый в истории Ярославля профессиональный хоровой коллектив, созданный в октябре 2003 года. Состав капеллы - 56 человек - обладатели лучших в городе голосов. В апреле 2004 года в концертном зале Ярославской областной филармонии им. Л.В. Собинова прошла презентация капеллы, где были продемонстрированы ее великолепные репертуарные возможности: русская духовная музыка, лирические миниатюры С.И. Танеева, сцены из опер Дж. Верди, П.И. Чайковского, "Курских песен" Г.В. Свиридова, спиричуэлс, триптих на слова Н. Рубцова ярославского композитора В. Челикова (бас в капелле). Первое выступление коллектива в рамках фестиваля состоится на ставшей им родной сцене Ярославской областной филармонии им. Л.В. Собинова
В течение фестивальных дней ярославская публика познакомится с такими известными коллективами как вокальный ансамбль "Анима", Санкт-Петербург, и камерный хор "Духовное возрождение", Москва.
Коллектив вокального ансамбля "Анима" - выпускники разных лет Санкт-Петербургской Консерватории им Н.А. Римского-Корсакова. Коллектив мастерски исполняет русскую и западно-европейскую духовную музыку, мадригалы эпохи Возрождения и музыкальный авангард, предлагает публике фрагменты из Литургии С. Рахманинова, П. Чайковского, духовные сочинения П. Чеснокова. Написанные в оригинале для смешанного хора, эти произведения обрели новое звучание в переложениях для мужских голосов, сделанных художественным руководителем ансамбля Виктором Смирновым с учетом широких тесситурных возможностей коллектива. Особое место в репертуаре занимают светские произведения Ю. Фалика, практически не исполняемые хоровые циклы Ф. Пуленка "Хваления Антонию Падуанскому" и "Молитвы святого Франциска Ассизского". На XII фестивале вокальный ансамбль "Анима" предлагает вниманию слушателей две концертные программы "Заутро услыши глас мой..." и "Душа моя с тобою".
Репертуар камерного хора "Духовное возрождение" Московского государственного института музыки им. А. Шнитке включает в себя программы различных жанров и направлений. Творческое кредо коллектива - возрождение и развитие классических традиций хорового исполнительства и пропаганда современной российской и зарубежной музыки. Помимо сольных концертов хор принимал участие в исполнении балетной фантазии Андрея Петрова "Пушкин", (совместно с труппой театра Классического балета, хореография Н.Касаткиной и В.Василева); гала-концерте "Венеция в Москве" (хореография Андриеса Лиепы); театрализованной постановке произведения К. Орфа "Кармина Бурана"; концертах Демиса Руссоса, Любови Казарновской, Дмитрия Хворостовского, Роберто Аланьи, Николая Баскова. Выдающиеся дирижеры разных стран работали с камерным хором "Духовное возрождение" - Сейджи Одзава (Япония), Мстислав Ростропович (США), Кент Нагано (США), Франц Крагер (США), Михаил Плетнев, Владимир Федосеев, Валерий Полянский, Вальтер Хаупт (Германия) и многие другие. Художественный руководитель и главный дирижер хора - заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории Лев Конторович, которого называют и мастером аранжировки. На XII фестивале "Преображение" камерный хор "Духовное возрождение" представляет концертную программу из произведений русских и зарубежных композиторов, три произведения - в аранжировке Льва Конторовича.
Кульминационное событие фестиваля - премьера музыкально-театрализованного спектакля "Мистерия о Жанне д'Арк", которое объединит в гармоничное целое музыку, слово и движение. Танец, музыка, творимая хором, оперными певцами, оркестром, придает смысл каждому слову и жесту актеров, драматические монологи органично перерастают в оперные и хоровые партии, сопровождаются грандиозными кинопроекциями (сцены баталий нашумевшего фильма Л. Бессона "Посланница: история Жанны д'Арк", 1999 г.). Проект впервые (и единственный раз!) будет исполнен на сцене российского академического театра драмы им. Ф.Г. Волкова. Это - одна из попыток реализации идеи синтетического театра Евгения Колобова, предпринятая его учениками и единомышленниками. Режиссер-постановщик мистерии - Иван Фадеев, главный балетмейстер московского муниципального театра "Новая опера", дирижер - Дмитрий Волосников, единственный ученик Евгения Владимировича, дирижер московского муниципального театра "Новая опера", неоднократный лауреат Всероссийского конкурса хоровых дирижеров, обладатель Гран-при Уральского рок-фестиваля, музыкальный руководитель фестиваля "Преображение" с 1999 года. Литературная основа мистерии - "Жаворонок" Ж. Ануя (1953 г.) и "Святая Иоанна" Б. Шоу (1920-е гг.), переработанные режиссером-постановщиком. Действующие лица "Мистерии о Жанне д Арк " - участники судебного процесса над крестьянкой из Домреми, встретившиеся через пять столетий после своего трагического столкновения, вновь переживающие в своих воспоминаниях весь ужас войны в ирреальном вневременном измерении. Их роли исполнят звезды российского театра и кино И. Апексимова, В. Зайцев, Е. Стычкин, А. Безобразов. Согласно замыслу режиссера цель уникального проекта - заставить зрителя эмоционально пережить, прочувствовать трагедию Жанны-человека. Единственная декорация в спектакле - гигантский крест (автор - Виктор Герасименко, главный художник московского муниципального театра "Новая опера"), вокруг которого как символа борьбы Добра и Зла, Верности и Предательства, Ненависти и Прощения разгорятся вновь баталии военные и куда более страшные схватки межличностные Жанны и ее палачей.
В программе XII фестиваля и традиционные "Оловянишниковские Чтения", организуемые Ярославским музеем-заповедником совместно с потомками рода колокололитейщиков Оловянишниковых. В XVIII столетии в Ярославле купцом Оловянишниковым основан колокололитейный завод, впоследствии крупнейший в России. Последний директор фирмы "П.И. Оловянишникова сыновья" Николай Иванович Оловянишников (1875-1918 гг.) известен своей производственной, исследовательской и благотворительной деятельностью. Его внук, Николай Евгеньевич Прянишников, - автор идеи "Оловянишниковских чтений". Чтения посвящены истории и практике литейного и звонарского дела, их современному состоянию, перспективам развития, а также разысканиям в области купеческой генеалогии. Тематика "V Оловянишниковских Чтений" - "Технологии развития и развитие технологий" - обусловлена актуальностью темы "выгодных" технологий (Д.И. Менделеев - "поглощают наименее труда людского и энергий природы") - приемы переработки природных материалов и интеллектуальных продуктов (идей, образов).
По-прежнему интересна и разнообразна колокольная часть фестиваля. С 2003 года в обиход фестиваля вернулась практика сопровождения колокольных концертов комментариями ведущего. Наряду с гостями, звонарями - "новичками фестиваля", будут и уже полюбившиеся зрителям звонари - "старожилы" из Ярославля, Ростова Великого, Москвы, Великого Новгорода, Беларуси, Архангельска, Каргополя. Каждый год на территории музея-заповедника работает "Двор колокололитейщика" мастера колокольного и художественного литья А.В. Лапшина.
В ночь с субботы на воскресенье посетители фестиваля уже привычно соберутся на ночной колокольный концерт "Вечерний звон" - когда в звездной тиши августовской ночи звуки колоколов Большой звонницы будут сопровождать голоса солистов хоровых ансамблей, и сменять друг друга на стене звонницы удивительные картины - проекции под праздничный фейерверк.