Тотальная утопичность

Общество 
0
100
Время на чтение 7 минут
Думающее русское сословие в XIX веке уже оторвано от российской реальности - исторической и современной. Поэтому ее самосознание и осознание русской жизни вполне утопично. К.Д. Кавелин в "Мыслях и заметках о Русской истории" в 1866 году описывал интеллигентское умонастроение, оторванное от общенационального жизнеощущения: "Кроме нас, нет народа в мире, который бы так странно понимал своЈ прошедшее и настоящее. Не один народ не разрывается в своЈм сознание на две половины, совсем друг другу чуждые и ничем не связанные... Одни мы, русские, лишены до сих пор единого народного сознания... Раздвоенные в народном сознании, мы не можем высвободиться из вопиющего противоречия между нашим взглядом на самих себя и постепенным, величавым ходом нашей истории. События у нас идут как-то своим чередом, точно как будто помимо нашей воли и понимания. Мы сильны инстинктами, неясными стремлениями, непосредственным чувством и слабы разумением; наша мысль не умеет как-то совладать с фактами и осилить нашу умственную разладицу... Где источник этой умственной немощи? Он глубоко скрыт в вековой привычке смотреть на себя чужими глазами, сквозь чужие очки. Толстый слой предрассудков, в которых мы не отдаЈм себе отчЈта, присутствия которых даже не подозреваем, мешают нам понимать себя правильным образом... Наши взгляды, убеждения выведены нами не из нас самих и не из нашей истории, а приняты целиком от других народов. Оттого мы и не умеем связать прошедшее с настоящим, и всЈ, что, ни говорим, что ни думаем, так бесплодно, в таком вопиющем разладе с совершающимися фактами и с ходом нашей истории. Наша умственная апатия и бессилие так же стары, как мы сами... Мы сравниваем своЈ настоящее не со своим же прошедшим, а с посторонним образцом, который у нас под глазами... Образованный слой русского общества, за очень редкими исключениями, продолжает по-старому питаться чужими мыслями, действовать по чужим образцам. Мы до сих пор едва догадываемся, что наши взгляды - выводы из чужой жизни, и добродушно принимаем их за результат самостоятельного нашего развития. Вот где источник наших внутренних противоречий и разладицы. Не понимая себя и среды, к которой принадлежим, мы блуждаем в потЈмках, ходим ощупью, куда и как случится. Наша умственная и нравственная жизнь, не имея ещЈ пока корней у себя дома, не имеет потому же самому и никакого центра тяжести и носится в воздухе; при всЈм блеске наших природных способностей она холодна, бесплодна и мертва. Она согреется, оживЈт и сделается плодотворной только с той минуты, когда опустится из неопределЈнной шири на русскую почву, прильнЈт к ней и будет из неЈ питаться. Уравновесить умственные и нравственные силы с действительностью, соединить в одно органическое целое мысль и жизнь может отныне только глубокое изучение самих себя в настоящем и прошедшем. Других путей нет и не может быть".

Как писал интеллигентский историк русской интеллигенции уже в начале ХХ века, "интеллигенция есть этически - анти-мещанская, социологически - внесословная, внеклассовая, преемственная группа, характеризуемая творчеством новых форм и идеалов и активным проведением их в жизнь в направлении к физическому, общественному и индивидуальному освобождению личности" (Р.И. Иванов-Разумник). Писатель-народник говорил пафоснее: "Интеллигенция среди всяких положений, званий и состояний исполняет всегда одну и ту же задачу. Она всегда - свет, и только то, что светит, или тот, кто светит, и будет исполнять интеллигентное дело, интеллигентную задачу" (Г.И. Успенский). Но горделивое самомнение интеллигенции не соответствовало реальному положению. Интеллигентское сословие противопоставляет себя органичным сословиям, российскому жизненному укладу. Болезненный протест против действительности постепенно выбрасывал интеллигенцию из исторической реальности. C точки зрения идеологической "надклассовости" все прочие сословия обращаются в непросветленную массу - темное мещанство. Мещанское - это все, что не соответствует интеллигенции и не приемлет ее света - высоких идеалов, то есть все реальное. К мещанству относили не только мещанское сословие - мелких городских торговцев, ремесленников, низших служащих, но и крестьянство, духовенство, чиновничество, то есть абсолютное большинство населения. Поскольку утопичным интеллигентским идеалам в российской действительности мало что могло соответствовать, то все органичное в обществе постепенно приписывается к разряду мещанства, обывательщины, темного царства. Чувство социального самосохранения именуется эгоизмом; невосприимчивость к радикальным идеям - реакционной аполитичностью, безыдейностью; трудовая активность и ответственность - материальным потребительством; здоровый консерватизм, антиреволюционность - гнусной тягой к спокойствию, бездействию. Все национально-самобытное - православная религиозность, уклад народной жизни, типы русского характера, - все это в глазах интеллигентского общества - "безличная сплоченная посредственность" (Р.И. Иванов-Разумник), отсталая азиатчина или мещанство, ибо все это противостоит самоутверждению интеллигенции.

Разрыв с органичным историческим укладом означал исход из истории, отказ от возможности исторического совершенствования. Эта установка на анти- и вне-, освобождая от обязанностей реальной жизни, порабощает фикциям: абстрактным догмам, больным иллюзиям, судорожным фантазиям. Выпавшая из традиционного жизненного уклада незрелая индивидуальность не способна спонтанно развиться в полноценную личность. Вне национальной культурной почвы слепая борьба за "широту, глубину и яркость человеческого я" (Р.И. Иванов-Разумник) отдает человека во власть эгоистических стихий. Своевольное самоосвобождение человека неизбежно заканчивается рабством внутренним - произволом ограниченной ущербной самости. Поэтому интеллигенция была нигилистической и по своему рождению, и в силу собственного выбора. Нигилисты только осознали и декларировали этот роковой факт ее биографии.

Если интеллигенция целиком за новое, устремлена в грядущее и презирает пошлую российскую действительность, то так называемое мещанство пытается сохранить традиции, несет бремя исторического строительства. Конечно, российская жизнь, как и всякая, полна несовершенства. Но интеллигенция боролась не столько с пороками, сколько с идеалами и общественными силами, которые могли преобразить жизнь. Как и везде, было в России действительно и мещанство - ретроградный психологический тип. Но интеллигенцией обличается не столько историческая затхлость быта, сколько глубинная народная природа, которая претила тонким чувствам и изощренному уму просвещенного сословия. Утопические интеллигентские лозунги не обличали пороки действительности, а разрушали органичную жизнь. Луч света в темном царстве - светлое будущее - таковы вехи пути этого разрушительного обольщения.

Орденскую атмосферу интеллигентских кружков в провинциальных городах России конца XIX века описывал И.А. Бунин: "Известно, что это была за среда, как слагалась, жила и веровала она. Замечательней всего было то, что члены ее, пройдя еще на школьной скамье все то особое, что полагалось им для начала, то есть какой-нибудь кружок, затем участие во всяких студенческих "движениях" и в той или иной "работе", затем высылку, тюрьму или ссылку и так или иначе продолжая эту "работу", и потом жили, в общем, очень обособленно от прочих русских людей, даже как бы и за людей не считая всяких практических деятелей, купцов, земледельцев, врачей и педагогов (чуждых политике), чиновников, духовных, военных и особенно полицейских и жандармов, малейшее общение с которыми считалось не только позорным, но даже преступным, и имели все свое, особое и непоколебимое: свои дела, свои интересы, свои события, своих знаменитостей, свою нравственность, свои любовные, семейные и дружеские обычаи и свое собственное отношение к России: отрицание ее прошлого и настоящего и мечту о ее будущем, веру в это будущее, за которое и нужно было "бороться". В этой среде были, конечно, люди весьма разные не только по степени революционности, "любви" к народу и ненависти к его "врагам", но и по всему внешнему и внутреннему облику. Однако, в общем, все были достаточно узки, прямолинейны, нетерпимы, исповедовали нечто достаточно несложное: люди - это только мы да всякие "униженные и оскорбленные"; все злое - направо, все доброе - налево; все светлое - в народе, в его "устоях и чаяниях"; все беды - в образе правления и дурных правителях (которые почитались даже за какое-то особое племя); все спасение - в перевороте, в конституции или республике".

Вопреки утопическим декларациям от­чуж­де­ние об­ра­зо­ван­ных сло­ев от духовных основ на­ро­дной жизни бы­ло не толь­ко со­ци­аль­ным, но и ду­хов­ным, нравственным, и эта про­пасть со временем рас­ши­ря­лась. Радикальная антинациональная установка интеллигенции ярко описывалась В.В. Розановым: "Россия не содержит в себе никакого здорового и ценного зерна. России собственно нет, она кажется. Это ужасный кошмар, фантом, который давит душу всех просвещенных людей. От этого кошмара мы бежим за границу, иммигрируем, если и соглашаемся оставить себя в России, ради того единственно, что находимся в полной уверенности, что скоро этого фантома не будет, и его рассеем мы". Орденская психология выталкивала из рядов интеллигенции тех, кто по каким-либо причинам сохранял духовную связь с народом, с общенациональной культурой. "Люди, выходящие из народа и являющие глубины народного духа, становятся немедленно враждебны нам; враждебны потому, что в чем-то самом сокровенном непонятны. Ломоносов, как известно, был в свое время ненавидим и гоним ученой коллегией; народные сказители представляются нам забавной диковинкой; начала славянофильства, имеющие глубокую опору в народе, всегда были роковым образом помехой "интеллигентским" началам... На наших глазах интеллигенция, давшая Достоевскому умереть в нищете, относилась с явной и тайной ненавистью к Менделееву" (А.А. Блок).

Утопическое общеинтеллигентское сознание было бродилищем радикальных беспочвенных идей, а социально-политическое мировоззрение интеллигенции воспитывало антисоциальные установки, приучало общество к оправданию терроризма, как наиболее действенного способа разрушить ненавистную реальность: "Русская интеллигенция в настоящее время только в террористической форме может защитить свое право на мысль. Террор создан XIX столетием, это единственная форма защиты, к которой может прибегнуть меньшинство, сильное лишь духовной силой и сознанием своей правоты" (Александр Ульянов). Неорганичный интеллигентский тип органично породил то, что только внешне выглядело его извращением. Эпицентр духовного небытия России - орден русской интеллигенции - был закономерным детищем русской интеллигенции, ибо она была "законной" наследницей вненациональной культуры дворянства.

Складывающаяся традиция разделения функций между интеллигентским центром ("орденом") и периферией стала прообразом будущей дифференциации и консолидации идеологических сил: "орден" превращается в руководящую партию, которая использует ум и нравственные качества интеллигенции как сословия умственного труда в целях идеологической экспансии. Интеллигенция же в целом продолжает жить по принципу: не ведаем, что творим, - а это устраивает как вождей и членов "ордена" - партии, так и "послушников". Первые захватывают власть, вторые, пользуясь жизненными благами, продолжают считать себя не причастным к репрессиям передовым слоем, невинной жертвой перегибов, борцами за свободу и демократию.

Итак, русская интеллигенция до конца прошла путь, предопределенный историческим роком, - греховным самоопределением ее духовных предков, интеллигенция не искупила, но усилила унаследованный грех. "Для будущности России важно, чтобы социалистической и радикальной интеллигенции не дано было возможности переложить на одних большевиков идейную ответственность за крах всей системы идей. Само собою разумеется, речь идет не об уголовной ответственности. Но в области идей должно быть твердо установлено, что между большевизмом и всеми леворадикальными и социалистическими течениями русской мысли существует тесная, неразрывная связь. Одно влечет за собой другое. Русские социалисты, очутившись у власти, или должны были оставаться простыми, ничего не делающими для осуществления своих идей болтунами, или проделать от "а" до "ижицы" все, что проделали большевики. Когда большевики на этом настаивают, они неопровержимы. Это оказалось истиной в 1917-1918 гг. Это истинно и для будущего" (А.С. Изгоев). К этому можно добавить, что ответственность распространяется и на либеральную интеллигенцию, которая сочувствовала радикальному крылу - ордену интеллигенции.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Аксючиц
«Осеменяли наших воинов большим количеством антисоветской литературы»
О пребывании во время службы в ВМФ в 1971 году в Копенгагене
27.02.2024
Послесмутие
Главное – адекватные выводы и необходимые действия власти
30.06.2023
Катастрофическое нарождение новой цивилизации
Размышления о нынешних тектонических изменениях в мире
22.03.2023
Книга, изданная СКР, искажает истинную картину следствия по «царскому делу»
Издание преследует цель, весьма далекую от поисков исторической правды
03.12.2021
Беззубо о царских зубах
Виктор Аксючиц об экспертизе Э.Агаджаняна, А.Оболенского и Л.Болотина
18.07.2018
Все статьи Виктор Аксючиц
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии