Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Кто он - муфтий Бердиев

Василий  Хопров, Северный Кавказ

04.08.2004


Несмотря на яростное сопротивление муфтия Бердиева, в Ставропольском крае создано Духовное управление мусульман …

О том, что этот шаг важен и необходим, представители мусульманского актива края говорили еще в 1999 году. В условиях, когда за Кавказ ведется война не только с применением военной силы и оружия, лишь идеология традиционного ислама способна противостоять религиозному экстремизму.

Чтобы осмыслить произошедшее на съезде, было время. Слишком уж неоднозначен возникший там конфликт. До 7 июля существовало единое Духовное управление Карачаево-Черкесии и Ставропольского края, к которому и относились все зарегистрированные мусульманские общины на Ставрополье. За последние годы у актива накопилось немало вопросов к духовному лидеру И. Бердиеву. Правоверные сетовали на отсутствие религиозной литературы о традиционном исламе, желающие совершить хадж не могли получить льготных путевок. Но это бы еще ладно. Даже в Совете безопасности края уже несколько лет назад отметили, что вопросы, вызывающие тревогу в плане обеспечения этой самой безопасности, с муфтием КЧР решать сложно. Яркий тому пример. Сейчас идет суд над участниками бандгруппы Заркаевым и Бакиевым. Первый был имамом в Ачикулаке, второй - в Тукуй-Мектебе. Обращались к Бердиеву с просьбой присмотреться повнимательнее к деятельности этих "духовных лиц", ведь Совет безопасности края не имеет полномочий прямо вмешиваться в дела Духовного управления. Но после проповедей таких "пастырей" люди уходили в Чечню. Муфтий уверял, что они нормальные ребята. Пусть, мол, работают. А впоследствии уже женщины потребовали изгнания этих имамов из мечетей и из сел. Это были матери тех, кто ушел в банды. Больше ста человек ушли. Девять погибли, двадцать покалечены. В общем, есть, конечно, о чем задуматься.

Окончательное решение об отделении ставропольских мусульманских обществ от Духовного управления Карачаево-Черкесии созрело на фоне обострения многолетней борьбы за здание мечети в Ставрополе и уже многомесячной судебной тяжбы Духовного управления КЧР с министерством культуры и министерством имущественных отношений края. Ситуация обозначила то, что вместо помощи в поддержании стабильности в регионе край получает от ДУМ КЧР лишние проблемы. Ставропольский арбитраж прекратил производство по делу, потом его рассматривали в Краснодаре, теперь дело вновь вернулось в Ставрополь. Уже в январе обстановка в городе была накалена, участники митинга против передачи здания расценили претензии Духовного управления КЧР на объект культурного наследия в Ставрополе как акт, ведущий к разжиганию межнациональной розни. Даже президент Карачаево-Черкесии Батдыев убеждал муфтия прекратить ссорить его с соседним краем, где республика закупает хлеб. Однако властям духовные лица не подчиняются. Попытка Духовного управления Карачаево-Черкесии претендовать на здание в нашем краевом центре была предпринята даже на саммите в Сочи. Но поддержки она не встретила. На реплику Бердиева: "Та самая злополучная мечеть, которую власти Ставрополя никак не хотят передавать мусульманам", - Президент России Владимир Путин ответил:

- Не бывает злополучных мечетей - бывают злополучные имамы...

Единства на этот счет не наблюдалось даже среди самих мусульман. Восточные районы края были как раз-таки против. В январе 2004 года мусульманским активом было принято окончательное решение о создании ставропольского муфтията. 20 апреля нынешнего года на совещании представителей мечетей края был избран оргкомитет, в который вошли имамы, руководители администраций сел с преимущественно мусульманским населением. Из 124 избранных делегатов на учредительный съезд прибыл 91. Были почетные гости от Духовного управления мусульман России - муфтии Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей. Поступили поздравительные телеграммы из Государственной Думы России, от руководства края, от верховного муфтия России. Эксцессов вроде бы ничто не предвещало. Многое из того, что произошло, оказалось неожиданным. Теперь уже понятно, что одновременно с работой оргкомитета другими силами велась альтернативная пропагандистская работа. Сразу же была предпринята попытка сорвать работу съезда. Муфтий КЧР Бердиев на учредительный съезд приглашен был. Но прибыл и всенародно высказал обиду, что его никто не приглашал, чем и внес в ряды делегатов нервозность. Однако сам же вызвался внести в работу съезда, как он сказал, мир и спокойствие. Уважая сан, ему дали первое слово. Умиротворял и успокаивал правоверных муфтий, однако, своеобразно. Он не хуже некоторых известных парламентариев призвал "настоящих мусульман" покинуть зал. Откликнулись на призыв только представители общин Ставрополя, Кисловодска и поселка Мирный - 13 делегатов и некоторые гости. Бердиева поддержала, по сути, одна седьмая зала. Однако, уводя свое меньшинство, муфтий заявил, что сам собирал на заседание президиума ДУМ 18 имамов и все они якобы высказались против создания Духовного управления Ставропольского края. Впоследствии выяснилось, что только четверо приглашенных на совещание к Бердиеву и вправду были имамами. Личности остальных до сих пор неизвестны.

Потом включились гости, которые вели себя, впрочем, как хозяева. Чеченское общество "Нийсо" - этническое, а не религиозное (во всяком случае таковым не зарегистрировано). Солировал его лидер Джамалай Эйсембаев. В буквальном смысле прорвавшись к трибуне, он также требовал прекратить работу съезда. Обстановка была напряженная. Тем не менее большинством голосов съезд утвердил создание на Ставрополье своего Духовного управления мусульман и его устав. А вот муфтия избрать так и не удалось. Совет имамов выдвигал кандидатуру Мухамат-Хаджи Рахимова, до недавнего времени - старшего имама Усть-Джегутинского района КЧР. (На следующий день после съезда муфтий КЧР Бердиев его от дел отстранил.) К этому человеку у присутствующих на съезде не было ни вопросов, ни претензий. А вот по второй, неожиданно возникшей кандидатуре вопросы имелись. Бывший имам села Канглы Минераловодского района, а ныне житель Москвы Курман Исмаилов учился за рубежом - в Саудовской Аравии, до этого - в Чечне. Его нынешняя деятельность в Москве, как следует из выступления в прениях муфтия Астраханской области Ильязова, тоже вызывает большие сомнения. Кстати, не осталось без внимания присутствующих и то, что, выходя на трибуну, сторонники Исмаилова вместо чтения молитвы на арабском языке бормотали какой-то бессмысленный набор слов За него стояла часть молодежи. Активность проявляла и местная власть - глава муниципального образования Ку- черлы Мухарем Оразбаев. Против были люди взрослые. Не только в возрастном, но и в моральном смысле. Житель села Канглы, ветеран войны А.Бурамбаев прямо назвал Исмаилова ваххабитом. Л. Абдулаева, председатель совета солдатских матерей Нефтекумского района, сказала:

- Нам не нужны молодые имамы, мы уже на них насмотрелись. Они не патриоты, у них нет любви к своим людям и к своей земле. А имам должен любить свою страну, он должен быть мудр и добр. За рубежом их никто этому не учил.

Претензии к отчаянно продвигаемой рядом молодых делегатов кандидатуре были действительно серьезны. Для того чтобы определить, кто станет духовным лидером мусульман, съезд соберется еще раз. Ставрополье - край многонациональный. Это реальность. Каждый человек имеет право на веру. Но нельзя бездействовать, наблюдая, как веру обращают в политику. Сейчас мы имеем дело именно с этим, иначе бы одурманенные ваххабитской пропагандой пацаны не уходили бы вслед за имамами в банды наемников, иначе в подготовительный к созданию Духовного управления этап за спиной совета имамов не применялись бы далекие от духовности пиар-технологии. Да и сам съезд прошел бы без эксцессов с элементами лжи, демонстраций и скандальных выпадов, иной раз очень напоминающих провокацию. Все это звенья одной цепи. А может, и одной борьбы - за умы и души людей.
В Совете по экономической и общественной безопасности при правительстве края не исключают, что на ситуацию в приграничном к Чечне Ставрополье пытается влиять и недружественное зарубежье. Нельзя оттягивать проведение целого комплекса мер по усилению позиций закона и морали в сфере действия мусульманских религиозных организаций. Ряд мер противодействия религиозному экстремизму будет реализован усилиями государственных органов и мусульманского актива края.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме