Напомним, что речь идет о храме с часами, расположенном на ул. Льва Толстого г. Самары, полное название которого утеряно в архивах. Долгое время церковь стояла заброшенной. После Октябрьской революции храм забрал себе станкозавод, и из церкви сделали клуб. В 1992 году храм был частично реконструирован: в нем сделали мраморный зал и несколько цокольных этажей. Руководство станкозавода предполагало разместить здесь орган. Однако работы по реконструкции пришлось прекратить в связи с переездом станкозавода на другое место. Среди прочего своего имущества церковь с часами решено было продать. Но покупателей на храм не нашлось. Так как в церковь уже были вложены немалые деньги, дешево продавать ее станкозавод не соглашался, а дорого приобретать храм было в Самаре просто некому. Религиозные организации не могли себе позволить такие затраты, а помещений для светских нужд в храме было мало.
Тем временем старообрядцы неоднократно предпринимали попытки вернуть себе церковь. В 1994 году в Департамент культуры Самарской области приходил священник поповцев, показывал архивные документы и поднимал вопрос о передаче церкви его общине. Он называл ее "храмом во имя Казанской Пресвятой Богородицы". Как выяснилось, в 1908 году председатель самарской старообрядческой общины меценат Иван Санин обратился к городским властям с просьбой выделить на безвозмездной основе участок земли для строительства храма и школы для конфессионной общины. Ему отказали. И только после его смерти мечту Санина воплотила жена. Старообрядческий храм был построен на одном из принадлежащих ей участков земли и освящен. Церковь располагалась во дворе, так как власти не поощряли строительство "раскольничьих" храмов "на виду у православных".
23 апреля 1999 года предстоятель Русской Православной старообрядческой церкви митрополит Московский и всея Руси Алимпий обратился в отдел культуры города Самары с просьбой передать самарской старообрядческой общине церковь с часами. Но это тоже ни к чему не привело. Известно, что с просьбами вернуть им специально построенную для них церковь старообрядцы неоднократно обращались и к городским властям, и к областным. Все было тщетно, и церковь продолжала пребывать в запустении.
В последнее время старообрядцы собирались предпринять еще одну попытку возврата себе своего собственного храма. Они вновь собрали все необходимые документы, чтобы обратиться с ними в администрацию Самары. Но их опередили.
20 мая при воздвижении на храм крестов мэр Самары Георгий Лиманский заявил, что теперь в "бывшей единоверческой церкви" будут проходить не только богослужения, но и начнет работу самарское отделение Международного фонда славянской письменности и культуры. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий пообещал найти полную информацию об истории здания загадочного храма с часами и обнародовать ее.
То, что церковь была названа "бывшей единоверческой", старообрядцы считают абсолютно неправильным. После раскола часть староверов согласилась войти в подчинение Синоду, то есть принимать священников, рукоположенных в господствующей никонианской церкви. При этом они пытались сохранить и древние обряды. Их стали называть единоверцами. Другие же старообрядцы были верны своей вере до конца. Одни из них нашли себе священников, верных древним традициям, и их стали называть поповцами. Другие - нет, и отсюда название беспоповцы.
Председатель Совета старообрядческой общины Самары Древлеправославной Поморской церкви Павел Половинкин считает, что, называя старообрядческий храм единоверческим, городские власти и Самарская Епархия что-то напутали. По его словам, единоверческий храм действительно был в Самаре. Его построили в 1859-1865 годах, но находился он совсем в другом месте - на углу улиц Саратовской и Предтеченской. До сегодняшнего дня это здание не сохранилось.
Доцент кафедры градостроительства СамГАСА Наталья Басс подтвердила, что церковь на ул. Льва Толстого действительно старообрядческая, о чем в архивах есть соответствующая запись. А Михаил Федоров, который раньше был советником губернатора по делам религии, а теперь - начальник отдела анализа гуманитарных проблем Правительства области, считает, что церковь должна принадлежать той конфессии, которая смогла доказать, что это - именно ее собственность.
Так спрашивается, почему же храм не передали старообрядцам, его законным владельцам? В Самарском епархиальном управлении Русской православной церкви говорят, что это произошло по причине того, что у старообрядцев нет денег на восстановление церкви. Старообрядцы с таким итогом не согласны. Если православная епархия отбирает у них собственность только на том основании, что у нее больше средств, то староверы готовы обратиться к своим общинам из других городов и сел. Старообрядцы уверены, что им придут на помощь и помогут восстановить храм. В любом случае самарская община не намерена мириться с тем, что старообрядческую церковь передадут епархиальному управлению РПЦ, и продолжит борьбу за свой храм. В настоящий момент церковь пока не передали епархии, хотя об этом и было широко заявлено. Так что шансы на победу у староверов еще есть.
28.07.2004