"Процесс воссоединения двух ветвей Русского Православия необратим"

Новости Москвы  Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
140
Время на чтение 5 минут
На днях состоялся визит в Чехию митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Он прибыл во главе делегации Русской православной церкви для празднования 25-летия открытия подворья Московского патриархата в Карловых Варах, а также 5-летия освящения храма Святого Георгия Победоносца на территории российского посольства. Митрополит Кирилл встретился с президентом Чехии Вацлавом Клаусом, министром культуры Павлом Досталом, архиепископом Влком, кардиналом Пражским. Владыка Кирилл ответил на вопросы корреспондента "Известий" Натальи КОРНЕЛЮК.

- Какова позиция Московского патриархата по вопросу упоминания христианских корней европейской цивилизации в Конституции Европы? Каким образом была озвучена эта позиция?

- У нас была своя позиция с самого начала процесса обсуждения Конституции. Мы защищали упоминание христианства в преамбуле. Я написал открытое письмо Жискар д'Эстену от имени Русской православной церкви, наши представители работали на всех форумах, где обсуждалась эта тема, и представляли нашу позицию. Для России это тоже не праздный разговор. Мы участвуем в формировании нового общества, которое, с одной стороны, укоренено в традиции, с другой - это современное общество. Этот мировоззренческий разговор имеет отношение и к российской реальности.

- А было ли взаимодействие Русской православной церкви с Ватиканом по этому вопросу?

- Да, оно было весьма тесным через представительство католической церкви при Европейском союзе в Брюсселе. У нас состоялись разговоры о том, какой должна быть система ценностей, в которой существует ЕС. Главная тема, которую сейчас нужно рассматривать в плане двусторонних отношений православной и католической церквей, - это сохранение христианских ценностей в Европе. Причем это не может быть реализовано усилиями только одной из конфессий. Если мы хотим, чтобы эти ценности остались в жизни европейцев, если мы хотим, чтобы европейцы использовали христианство в своей личной, общественной и семейной жизни, то мы должны сотрудничать.

- И Европа, и Россия - это не только христианство, но и мусульманство. Каковы контакты Русской православной церкви с исламом?

- Достаточно широкие. Россия - уникальное место в мире, где ислам и христианство сосуществуют мирно в течение тысячи лет. У нас не было ни одной религиозной войны, в то время как история Европы отмечена кровавыми религиозными войнами. Это означает, что люди в России научились жить вместе, уважать друг друга, считаться друг с другом, не обижать друг друга. Эта система сохранялась в России до недавнего времени. Сейчас мы понимаем, что под влиянием радикально настроенных представителей ислама эта система может быть изменена. Сегодня некоторые люди, в том числе и в России, проповедуют агрессивный ислам. Они предпринимают некие действия, чтобы представить иное лицо России. Они пытаются доказать, что лицо России уже не только православное, но и исламское, и создать впечатление, что в пропорциональном отношении ислам начал доминировать в России.

- Какова, с вашей точки зрения, цель этих действий? И как относятся к этой ситуации исламские духовные лидеры?

- Это преднамеренные действия, направленные на расшатывание межрелигиозных отношений. Я с удовлетворением должен сказать, что у нас ведется устойчивый и добрый диалог с лидерами ислама в России. К счастью, они не относятся к тем, кто хотел бы раскачивать эту лодку межрелигиозных отношений. Это люди, которые с уважением относятся к православию, и их деятельность не вызывает у нас проблем.

- А есть ли устойчивые контакты Русской православной церкви с зарубежными исламскими центрами?

- Да, безусловно. Мы считаем это крайне важным. Уже несколько лет существует совместная комиссия "Иран-Россия". Эта комиссия была создана после моего официального визита в Иран по приглашению тогдашнего главы парламента Ирана и исламских лидеров страны. Прошло несколько официальных диалогов, которые внесли очень важный вклад не только в улучшение взаимоотношений, но и в понимание доктрин друг друга. В первую очередь в понимание позиций как ислама, так и православия перед лицом современного цивилизационного развития. В прошлом году я посетил Индонезию и Малайзию, в этом году - Арабские Эмираты. Кстати, это было первое в истории официальное посещение русским иерархом Аравийского полуострова. Мы договорились с одним из эмиров о строительстве русского православного храма в Арабских Эмиратах. Договорились также о проведении взаимных консультаций по тем вопросам, которые представляют взаимный интерес либо которые представляют опасность для взаимоотношений между православием и мусульманством.

- Что имеется в виду в первую очередь?

- Например, чеченская проблема, Косово и другие "горячие точки". Я думаю, что как мы, так и лидеры ислама понимают, что во всех этих "горячих точках" не христианство сталкивается с исламом, а преследуются совершенно иные цели. Религиозный фактор лишь используется как добавочная мотивация. Религиозные чувства людей очень сильные. Ради веры человек может пойти на смерть, потому что для верующего человека есть ценность большая, чем жизнь. Это жизнь вечная. Для неверующего человека жизнь здесь - это абсолютная ценность. И ему очень трудно расстаться с жизнью во имя чего-то. А верующий человек может отдать свою жизнь за веру, причем с легкостью. Вся история мученичества - это пример того, как отдавали жизнь за убеждения и за веру. Политики это хорошо знают, поэтому на протяжении последней тысячи лет религиозная мотивация включалась в конфликт в качестве такой идеологической подкачки, о которой говорят "подлить масла в огонь".

- Вы считаете, что именно это и имело место в начале чеченского конфликта?

- Вне всякого сомнения. Тогда раздавались голоса: мол, это православие и ислам начали борьбу между собой. И этот призыв был услышан, в Чечню начали подтягиваться граждане других стран. Они исходили из необходимости защиты ислама. С нашей стороны казаки и другие были готовы идти добровольцами, чтобы защищать православие. Важно, что буквально в первые месяцы этого конфликта верховный муфтий Чечни и святейший патриарх подписали совместную декларацию, в которой было сказано, что этот конфликт не имеет никакого отношения к православно-исламским отношениям. К сожалению, вскорости после этого муфтий был убит, поскольку эта его позиция не устраивала экстремистов.

- Как вы считаете, можно ли говорить о том, что процесс воссоединения двух ветвей русского православия стал необратимым?

- Я бы расставил акценты несколько по-иному. Самое важное - этот процесс начался. Это первое. Второе - опыт, который мы все пережили во время официального визита митрополита Лавра и его делегации, а затем и во время первого заседания рабочей группы, с полной очевидностью обнаружил отсутствие какой-либо ложной дипломатии или наличие в этом процессе каких-то скрытых и заранее не обозначенных целей. Процесс был очень прозрачным, намерения - исключительно доброжелательными. Даже тогда, когда возникали естественные трудности, которые были связаны с тем, что у тех людей, которые сидели за столом, сложились разный жизненный опыт, разное понимание истории, и с той, и с другой стороны налицо было желание как можно быстрее эти трудности преодолеть. Вот это свидетельство дорогого стоит. Очевидно, что церковь, которая живет в мире, находится под воздействием этого мира. И разные факторы влияют на церковную позицию. Но для меня очевидно желание обеих сторон достичь единства. Думаю, этот процесс необратим.

- И он будет идти равномерно?

- Конечно, в этом процессе могут быть приливы и отливы. Мы уже сейчас имеем заявление группы духовенства из США, которое пытается нивелировать положительные последствия визита митрополита Лавра и первого этапа переговоров. Снова мы слышим ту же самую аргументацию, те же самые упреки, те же самые обвинения, те же самые условия и требования. Но я думаю, что невозможно вычеркнуть из памяти и сознания то, что произошло в Москве, и в этом смысле я думаю, что процесс необратим. Хотя движение может быть более ускоренным или замедленным. Это будет зависеть от очень многих факторов, может быть, и не всегда церковных.

8 июля 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24