Батюшка Париж

НА СТАНЦИЮ Шумерля поезд Москва - Чебоксары приходит ранним утром и стоит всего две минуты. От Шумерли надо еще час трястись на машине до городка Алатырь. И там уж совсем близко - немного пройти по пыльной улице, и весь в строительных лесах появится храм Иверской иконы Божией Матери. Его настоятель - игумен Василий (Паскье), самый настоящий француз, приехавший в Россию десять лет назад.

ВНУТРИ храма визг "болгарки", стук молотков, цементная пыль... Еще недавно здесь были красный уголок и пункт переливания крови. Теперь храм постепенно возвращается к своей настоящей жизни. Отец Василий спускается откуда-то сверху по лестнице-времянке весь в опилках. И приветствует меня с очаровательным акцентом.

В Чувашской епархии его прозвали отец Париж. Хотя родился Пьер Паскье не в Париже, а в провинции. Юношей он отправился в горы близ города Каркасон. Там работал на ферме и жил в христианской общине. В 70-е годы это было очень модно. Члены общины, как первые христиане, вели натуральное хозяйство, ткали одежду, делали из кожи сандалии, пахали на лошади. В общине были приверженцы греко-католической униатской церкви, которая признает главенство Папы Римского и католическую догматику, но сохраняет православную обрядность. Находившемуся в духовных исканиях юноше этот мир понравился настолько, что в 22 года он стал униатским монахом - отцом Базилем. Но на этом не остановился. "Я мечталь быть не только униатский полуфабрикат. Я мечталь быть православным, - вспоминает отец Василий. И поясняет: - Православие мне ближе, потому что оно сохраняет апостольские традиции".

Реклама для города
ПУТЬ к другой конфессии растянулся на 15 лет. После долгой жизни в униатском монастыре на Святой земле он вдруг получил приглашение в Россию от одного из московских приходов. Там уже были наслышаны о его стремлении к православию. Зимой отец Василий приехал в Москву. С собой у него был адрес русских паломников. К ним и обратился за поддержкой. "Одна из женщин вытащиль из свой шкаф какой-то старый шуб, который уже моль немножко съель". Этот "шуб" в январский холод пришелся очень кстати.

Русского языка он не знал вообще. "Это как бросать человека в море, если он не умеет плавать. Но я не утонуль". Новые слова воспринимал на слух. Самыми сложными оказались ударения. В результате иногда путал "попА" с "пОпой", "пИсать" и "писАть". "На мат я, слава Богу, не перехожу. Иногда что-то услышу на улице и спрашиваю, что это значит. А мне: "Нет, батюшка, это не надо".

В день моего приезда у отца Василия произошло знаменательное событие - чиновники наконец подписали постановление о передаче храму участка земли вокруг него. И вот мы идем за долгожданной бумагой в городскую администрацию. По дороге священник делится впечатлениями о российской бюрократии: "Если хочешь добиться, по-русски надо использовать свое положение, свои знакомые или кто-то наверх звонить. Если нет знакомых, другие не помогут и надо ждать - месяц, месяц..."

На улице батюшку то и дело приветствуют прохожие, просят благословения, что-то спрашивают. "Бонжур!" - кричит учительница французского и что-то на французском же ему и говорит. Батюшка упорно отвечает по-русски. "Мне, - говорит, - так удобнее".

Глава администрации встречает священника, широко улыбаясь. А мне комментирует: "Благодаря отцу Василию о нашем Алатыре теперь во всем мире знают".

После администрации спешим на рынок за строительным инструментом. Один из торговцев, завидев батюшку, тут же ему напоминает, что в сентябре, как и договаривались, они едут во Францию. Один - в роли приглашающей стороны, другой - в роли спонсора. Обоим хорошо.

Следующий "пункт назначения" - садовый участок. Хозяйка сетует: старый дом сгорел. Вот собрались строить новый, а прежде решили место освятить. После исполнения требы батюшку долго не отпускают, с гордостью демонстрируя ему японскую горку, декоративный прудик и найденную на берегу реки окаменевшую от древности раковину моллюска.

"Ничего не пугаль"

"МЕНЯ часто спрашивают, что меня в России пугаль. Ничего меня не пугаль. Я быль готов, что иду не на курорт". И все-таки есть в нашей стране вещи, к которым француз привыкнуть не может: "Отсутствие ответственности у людей - это я не переживу. Дороги не благоустраивают, мусор бросают на улице... А жизнь - это постоянно убирать, чистить. Если перестать это делать - смерть. 30 лет назад во Франции люди так же ходили в туалет на улица, как в российской деревне. Французская жизнь была трудной, много надо было перестраивать, наводить порядок. В Израиле 80-х также был много хаос. Невозможно быль купить даже кащественную каструлю. Но теперь все изменилось. Думаю, жизнь в России наладится. Скоро здесь будет как во Франции!"

Отец Василий - гражданин России. Даже когда ездит во Францию, вместо французского берет с собой только российский паспорт. Когда он приехал в Чувашию, ФСБ им сильно заинтересовалась. "Вызываль, приглашаль на разговор. Хотель, чтобы я рассказываль, что видель во Франции, кого встречаль. Я им сказаль: "Вам невыгодно, у меня есть духовник, я ему все рассказываю". Они: "А, нет-нет, тогда не надо". Иногда к нему приезжают соотечественники. "Сестра старшая была два раза. Младший брат с семьей приезжаль. Конечно, условия жизни не по их. Если сначала человек жил в хороших условиях, он потом не может жить просто. И это делает его немножко инвалидом. Как если человек живет в среде без микроб, он теряет иммунитет".
Самое сильное впечатление на иностранцев производит алатырское гостеприимство. Люди здесь живут, мягко говоря, небогатые: средняя зарплата - меньше 1000 рублей. Но гостей они встретят и икрой, и прочими деликатесами ("Гости не понимают, что хозяева потом не будут кушать, потому что все деньги истратили"). Да еще и подарков надарят. Французы привозят в качестве презента маленькие рекламные экземпляры мыла и духов, а уезжают от радушных алатырцев с сервизом, набором резных хлебных досок, шапкой и даже военной шинелью, которая во Франции "вещь дорогой, почти музейный".

В гостях хорошо...
МЕСТНЫЕ жители полагают, что отец Василий - человек богатый. "Все думают, что меня французские родственники обеспечивают. Если я их убеждаю, что это не так, не верят. На самом деле родные иногда присылают мне деньги по праздникам - долларов двадцать. Летом моему отцу будет 80 лет. Сестра спрашивает: "Приедешь?" Я говорю: "С удовольствием, но у меня деньги нет на это". Думаль, что помогут. Нет, даже не думают. Наверное, не поеду. Французы не понимают, что здесь так трудно. Когда мы в гостях, то не видим реальности..."

Как-то французское телевидение сделало об отце Василии репортаж. После этого к нему с родины приехали двое молодых ребят - помочь восстанавливать храм. Жили они в Алатыре месяц. Каждый день, чтобы их накормить, у отца Василия уходили сотни рублей. А один их обед обошелся и вовсе в 800 целковых - больше, чем вся батюшкина зарплата. А гости-то всего трагизма ситуации не поняли, потому что по французским меркам это совсем недорого.

...На следующее утро отец Василий идет причащать пациентов больницы. Возвращается грустный: "Плохо прошло. Многие говорят одно и то же: "У меня грехов нет". Одна женщина, например, только аборт вспомнила в молодости. Читаль им целую лекцию: "Ваша душа - как дом: вроде бы все чисто, а под пол вы не заглядываете, а там все сгнило. Надо учиться жить по совести, учиться быть духовными".

Разговор происходит возле трапезной храма. Прихожанка Елена расставляет на столе тарелки для обеда и откровенничает со мной: "Раньше я хотела из Алатыря уехать. Что тут было делать?.. А теперь, когда появился отец Василий, здесь такая жизнь началась! И уезжать никуда не надо". А маляр-штукатур бабушка Мария на вопрос про французскую специфику батюшки лишь отвечает: "И-и-и, ни-каких французов. Отец Василий - он наш, родненький!"

N 27 (1236) от 7 июля 2004 г
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Ольга Минаева:
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы
Последние комментарии
Голубое лобби за тотальную украинизацию
Новый комментарий от monarhist
12.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Ортодоксос
11.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Виктор Васильевич
09.12.2019
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019