Грех бездарности

Правозащитники хотят засудить Мела Гибсона за антисемитизм

Российские правозащитники решили подать в суд на создателя и прокатчиков фильма "Страсти Христовы". Об этом говорится в заявлении директора Московского бюро по правам человека Александра Брода: "Мы продолжаем получать из региональных еврейских общин России и от частных лиц письма, в которых говорится о том, что фильм разжигает неприязнь к евреям, воскрешая старый миф о виновности всего иудейского народа в казни Иисуса Христа, пропагандирует жестокость как норму. В этой связи мы продолжаем рассматривать возможность обращения в суд с иском на создателя кинофильма "Страсти Христовы" Мела Гибсона, а также на российскую компанию, осуществляющую кинопрокат ленты", - сказано в заявлении.

Страсти вокруг "Страстей" начались не сегодня: уже более года продолжается скандал вокруг далеко не самого лучшего голливудского фильма. Картина не имела в России того оглушительного успеха, что выпал на ее долю в США. Она достаточно быстро сошла со столичных экранов, изредка попадается в стопках видеокассет в магазинах и рекламируется продавцами как "исторический триллер".

В принципе "Страсти" и являются таковым: кажется, Мел Гибсон не хотел вызвать у зрителей никакой другой реакции, кроме ужаса. Реконструкция страданий Иисуса оказалась слишком подробной: кроме обвинений в антисемитизме на Гибсона вполне можно навесить ярлык тайного садомазохиста. Напомним, что в США несколько человек умерли во время просмотра, после чего фильму было присвоено грозное имя "фильм-убийца".

Но, слава Богу, российский прокат картины пока обходится без человеческих жертв: искушенного российского зрителя трудно удивить кровью на экране и именем Иешуа Га-Ноцри. О том, что происходило в Иерусалиме в месяце Нисане, он знает из романа Михаила Булгакова, где жестокости не меньше, а чувства и страсти куда больше, чем в замедленных кинокамерой падениях Джеймса Кевизела, воплотившего на экране роль Иисуса. Неискушенный зритель скорее всего сам на фильм не пойдет: триллеры далеко не самый популярный жанр в стране, где сама жизнь порой напоминает триллер, такой зритель ищет в кино прежде всего развлечения.

После просмотра фильма у меня сложилось впечатление, что г-ну Броду будет нелегко вчинить Мелу Гибсону иск: римские легионеры в фильме выглядят не лучше, чем иудейские первосвященники, а все положительные герои являются лицами еврейской национальности. Профессор Свято-Тихоновского богословского института дьякон Андрей Кураев прокомментировал инициативу правозащитников следующим образом: "Я убежден, что попытка инициировать судебное разбирательство по поводу фильма Мела Гибсона - это косвенная попытка суда над Евангелием".

Думаю, такой поворот сюжета не снился ни самому безумному голливудскому сценаристу, ни самому яростному российскому правозащитнику. Судить Библию или Коран по законам политической корректности - все равно, что искать глубокий философский смысл в детективах Дарьи Донцовой, то есть дело не только абсурдное, но и вполне безнадежное.

Весь сыр-бор вокруг фильма связан, на мой взгляд, прежде всего с тем, что кино оказалось весьма средним: если бы Гибсон сумел снять действительно талантливый фильм, ему многое простилось бы, как прощается Пушкину его малосимпатичный "проклятый жид, почтенный Соломон" из "Скупого рыцаря" и прочие весьма неполиткорректные высказывания. Гибсону же правозащитники не могут простить даже прямых цитат из Евангелия, хотя при написании сценария он пользовался не только каноническими евангельскими текстами, но и книгой немецкой монахини Анны Катарины Эммерих.

Эту монахиню в течение многих лет ежедневно посещали сверхъестественные видения крестных страданий Христа. В 1818 году, после встречи с Эммерих, немецкий писатель Клеменс Брентано стал горячо верующим католиком и провел шесть лет у ее постели, записывая эти видения. В результате на свет появилась книга "Горькие Страдания Господа нашего Иисуса Христа" - подробнейший альбом литературных иллюстраций к "Новому Завету", своего рода Евангелие от Анны Катарины Эммерих. В нем как бы дописано то, о чем "забыли" или не сочли возможным рассказывать евангелисты.

Образы Анны Катарины созданы не только верой, но и живым воображением соавторов, принадлежавших не только к определенной конфессии, но и к западной культуре. Не будем забывать также, что они творили в начале XIX века, в эпоху романтизма. И пусть Анна Катарина Эммерих, по легенде, ничего, кроме Евангелий, не читала, ее соавтор Клеменс Брентано был эрудитом. Наверняка "не читавшая книг" монахиня видела живописные полотна, в великом множестве варьирующие христианскую тематику и символику. Во всяком случае живопись от Мантеньи до голландцев в книге присутствует со всей очевидностью, как, впрочем, и в фильме Мела Гибсона, выстроившего ключевые мизансцены по картинам великих мастеров. Но ведь и эти полотна - отнюдь не репортаж о распятии Христа, а художественное представление о нем.

К сожалению, те, кто считает, что Иисуса распинали "по Гибсону", ошибается, скорее всего все было совсем не так. Все подробности или то, что кинематографисты называют "фактурой", взяты именно из видений Эммерих, а не из Евангелия, где страдания Христа описаны достаточно скупо. Таким образом, фильм явно нельзя назвать точной реконструкцией событий. К тому же Гибсон был и остается верным сыном Голливуда: ради достоверности он заставил персонажей говорить на арамейском и латыни. Однако в фильме звучат не только евангельские тексты, но и фраза, без которой не обходится ни один американский фильм: "Это может стать для нас проблемой" - говорит Пилат, и с этого момента все происходящее на экране получает неистребимый американский привкус.

Сам режиссер так сказал в одном из своих интервью: "Я снял величайшее приключение всех времен. Бог воплощается в человека, люди убивают Бога. Если уж это не экшн, тогда я не знаю, что назвать этим словом". В этом высказывании - весь Гибсон: наивный голливудский парень, католик-традиционалист, который сделал фильм, о котором мечтал всю жизнь, вложив туда свои собственные кровные 25 миллионов долларов. Сделал, как умел, как его учили (некоторые монтажные переходы напоминают работу студентов второго курса киновуза).

В принципе ему не удалось сказать ничего особо нового ни в кино, ни в богословии. И весь скандал, который разразился вокруг "Страстей", свидетельствует скорее о том, что история Иисуса, к счастью, еще волнует человеческие сердца, раз даже такая, далеко не первоклассная картина стала благодаря теме самым скандальным фильмом 2004 года.

В своем интервью Гибсон сказал: "Страсти" - кино для всех. И для верующих, и для неверующих". Пожалуй, именно в этом заключается главная заслуга Гибсона перед христианством. Его фильм, действуя достаточно грубыми (если не сказать больше) методами, напоминает зрителям о распятии Христа, которое оказало беспрецедентное влияние на всю мировую историю. Но больше всего этот фильм потрясает тех, кто мало что об этом знает.

Такой непросвещенный зритель может увидеть в фильме Гибсона истину в последней инстанции, не задумываясь особо над тем, что существует множество версий - канонических и неканонических - тех событий, что происходили в Иерусалиме в 33 году н.э. Но для художника важнее эстетический аспект события, а здесь Гибсону слишком явно изменяет вкус и чувство меры. Он пытается взглянуть на мир глазами страдающего Христа, будучи при этом всего лишь одной из голливудских звезд, воплощением американской мечты о том, что каждый гражданин США может стать президентом или снять фильм об Иисусе, особенно если он миллионер.

Но наличие горячей веры и толстого кошелька не в состоянии скрыть отсутствие таланта. За это на Гибсона невозможно подать в суд - в демократическом обществе существует свобода любого творчества. Но, как писал Николай Бердяев, "бездарность есть грех, неверное определение своего места и призвания в мире". Если это действительно так, становится понятно, почему во время съемок фильма в крест, на котором "распинали" Джеймса Кевизела, ударила молния.

Мел Гибсон - не пророк и не святой: он прежде всего кинематографист, а значит, кроме высоких материй, его интересуют вполне земные вещи. Скорее всего его только порадует новый виток скандала вокруг фильма: российские правозащитники сделают бесплатную рекламу картине. Если так будет продолжаться и дальше, то годика через два неразвитые молодые люди, не читающие книг, а предпочитающие знакомиться с мировой историей путем просмотра голливудских блокбастеров, смогут с железной уверенностью ответить на вопрос: "Кто распял Христа?"

Естественно, Мел Гибсон!
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Юлия Глезарова:
Свято место тихим не бывает
Монастыри могут закрыть для туристов
15.06.2005
Осторожно, эта книга священна!
Осквернение Корана американскими военными привело к непредсказуемым последствиям
15.06.2005
Немногочисленное "множество"
Религиозные экстремисты не находят поддержки у израильтян
21.04.2005
О бедных агнцах замолвите слово
Защитники прав животных против жертвоприношения
03.03.2005
Кавалергард, бретер и русский католик
Михаил Лунин считал, что путь к свободе лежит через цареубийство
17.02.2005
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019