Русское православное духовенство в Италии

1920-1990-е годы

Новости Москвы  Религия 
0
346
Время на чтение 5 минут
Италия по разным причинам, преимущественно экономическим, культурным и церковно-юридическим, не притягивала русских беженцев в 1920-1930-е годы. Довольно тогда бедная, индустриально малоразвитая, ориентированная на сельское хозяйство, она не сулила эмигрантам ничего стабильного. К тому же правовое положение Римско-католической церкви, как и ее повсеместное влияние на ежедневную жизнь итальянцев и культуру страны, не благоприятствовали образованию общин. На православных тогда еще смотрели как на еретиков. Именно поэтому русские эмигрантские общины в Италии остались немногочисленными и малонаселенными. Они в большинстве случаев существовали в тех городах, где до революции уже действовали православные приходы, - отсюда состав клира, обслуживавшего эти общины. В отличие от приходов, созданных русскими беженцами в таких странах, как Франция, Германия или Бельгия, приходы в Италии были не способны вырастить внутри кандидатов в священство. Почти все священники присылались из церковных центров - из Парижа, Белграда или США.

В начале 1920-х годов в Италии функционировали три православных русских храма: Свято-Николаевская посольская церковь в Риме, Христо-Рождественский храм во Флоренции и храм Христа Спасителя в Сан-Ремо и одна домовая церковь в Мерано. Первоначально все православные русские церкви в Италии находились под каноническим авторитетом митрополита Евлогия (Георгиевского), назначенного в апреле 1921 г. Московским Патриархом Тихоном управляющим русскими приходами в Западной Европе на правах епархиального архиерея. В 1931 г. Евлогий возглавил временный Русский Экзархат в Западной Европе, находящийся под юрисдикцией уже Константинопольской Патриархии. Все приходы, зависящие от митрополита Евлогия, остались ему верными. Однако Римский приход с его клиром уже с 1927 г. выбрал юрисдикцию Русской православной церкви заграницей. Приходы, находящиеся в юрисдикции Русского Экзархата Константинопольской Патриархии (с 1966 г. Русской Архиепископии в Западной Европе, пользующейся с 1971 г. статусом автономии в рамках Константинопольской Патриархии), образовали благочиние, которое возглавлялось последовательно протоиереем Иоанном Куракиным (1931-1950), протоиереем Аполлоном Сморжевским (1950-1962), протопресвитером Валентином Роменским (1963-1970) и, наконец, протоиереем Иоанном Янкиным (1970-1998). Одновременно с 1952 по 1963 г. приходы Экзархата в Италии вместе с приходами на Французской Ривьере входили в состав отдельного викариатства, который возглавлял епископ Сильвестр (Харунс).

В Риме архимандрит Симеон (Нарбеков) настоятельствовал сорок семь лет, до октября 1963 года, когда, достигши преклонного возраста, ему пришлось выйти за штат. В приходской жизни наступил двухлетний период неустройства. Затем из Америки прибыл новый настоятель, маститый протоиерей о. Виктор Ильенко. Ему удалось заново поставить приход на твердую почву. Так как исправление ситуации полностью зависело от личных качеств о. Виктора, то, когда он ушел на пенсию в 1984 году, беспорядки в приходе возобновились. В конце концов, в 1987 г. приход перешел в юрисдикцию Русской Архиепископии Константинопольского Патриархата, а в 2000 году - в юрисдикцию Московской Патриархии.

Во Флоренции в начале марта 1922 г. престарелый отец Левицкий ушел за штат. Пять месяцев спустя он скончался. На его место митрополит Евлогий послал протоиерея Михаила Стельмашенко. Он был интеллектуалом, но по определению Евлогия, человеком крутого нрава. Скоро у него начались разногласия с прихожанами, и в ноябре 1925 г. его перевели в Берлин, но до приезда на новое место служения он скоропостижно скончался. Вместо него митрополит Евлогий поручил пастырское окормление прихода протоиерею Иоанну Лелюхину, бывшему настоятелю кафедрального собора в Архангельске, очутившемуся после революции в Англии. Уже немолодой отец Лелюхин не был в состоянии заниматься приходом. В 1935 г. он вышел за штат по болезни и уехал в Париж. Его заменил о. Иоанн Куракин, выходец из старого княжеского рода, бывший член III-й Государственной Думы, принявший священнический сан уже в эмиграции. Впоследствии протоиерей Иоанн Куракин настоятельствовал во Флоренции 15 лет. После о. Иоанна пастырские обязанности выполняли его помощник протоиерей Андрей Масальский (до 1955 года) и архимандрит Савва (Шимкевич) (до 1961 года). Затем храм очень недолго обслуживал игумен Иоанн (Харченко), священник из перемещенных из Восточной Европы (после второй мировой войны) лиц. Игумена Иоанна сменил уже немолодой о. Феодор Бокач из Парижа. После смерти о. Феодора Бокача (1969 г.) во Флоренции больше уже не было постоянного священника. Храм стал обслуживать отец Иоанн Янкин, который приезжал из Ниццы и одновременно состоял с 1970 г. благочинным приходов Русской Западноевропейской Архиепископии в Италии. Во второй половине 1980-х годов ему помогал сокурсник по Богословскому институту протоиерей Кирилл Фотьев, который регулярно приезжал из Мюнхена.

Назначенный в Сан-Ремо еще до первой мировой войны настоятель иеромонах Варсонофий сюда после революции не вернулся. Богослужения возобновились лишь в 1922 году, когда образовался приходской комитет. В дальнейшем здесь никогда не было постоянного священника, за исключением очень коротких периодов. Храм обслуживали священнослужители то из Флоренции, то из соседней Французской Ривьеры, главным образом из Ниццы и Ментона. В зависимости от принадлежности приезжавших священников храм находился в той или другой юрисдикции.

В Бари Свято-Николаевская церковь при странноприимном доме для паломников принадлежала Палестинскому обществу. До второй мировой войны назначение туда священников не могло состояться без согласия Палестинского общества. Поэтому в церкви в течение долгих лет не было постоянного священника. Наконец, постоянный священник нашелся в лице о. Андрея Копецкого, долголетнего диакона-псаломщика Римского прихода. Приняв в июне 1939 г. священнический сан, о. Копецкий, как и его предшественник о. Ноаров, находился в юрисдикции Зарубежного Синода. Но в 1947 г. о. Копецкий вместе с приходом перешел в юрисдикцию Русского Экзархата. При нем было совершено освящение храма (он скончался в 1963 году). До 1965 г. храм обслуживали разные заезжие священники. Затем из Парижа прибыл о. Игорь Значковский, бывший полковник-белогвардеец, на старости лет решивший посвятить себя служению. С именем о. Значковского связан обратный переход странноприимного дома в юрисдикцию Зарубежного Синода, что и произошло в 1970 году. В настоящее время дом с его двумя церквями используется совместно Зарубежной церковью и Московской Патриархией.

Единственный приход, созданный в Италии усилиями русских беженцев, находился в Милане, где уже к 1924 г. образовался церковный комитет, который обратился к митрополиту Евлогию с просьбой о проведении регулярных богослужений. Была организована маленькая община, которая до 1930 г. зависела от Флорентийского прихода. В 1930 г. появилась возможность превратить общину в самостоятельный приход с постоянным священником. Первым настоятелем стал протоиерей Георгий Соколов. В Милане он оставался ровно год. Его сменил о. Иоанн Куракин, который организовал нормальную церковную жизнь в городе и окружающих областях. Его преемником в 1935 г. стал о. Аполлон Сморжевский, только что переселившийся из Польши в Западную Европу. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии, бывший преподаватель Виленской духовной семинарии, а затем епархиальный миссионер Волынской епархии, о. Сморжевский был послан в Милан сразу после принятия священнического сана. Опытный, влиятельный священник, он много внимания уделял просветительской деятельности, устраивал лекции на религиозные темы, организовал приходскую библиотеку. По его инициативе церковь перешла в новое, более просторное помещение. Он служил в этой церкви до смерти (в марте 1962 г.), совмещая должность настоятеля с должностью благочинного приходов Русского Экзархата Константинопольской Патриархии в Италии (1950-1962 годы). После смерти о. Аполлона Сморжевского малочисленный Миланский приход стали обслуживать священники, приезжавшие из Флоренции или из Ниццы. В 1966 г. официальным настоятелем церкви стал о. Иоанн Янкин, который уже обслуживал приход в Сан-Ремо, а с 1969 г. и приход во Флоренции. Конечно, в Милан он мог приезжать только изредка. Приход медленно вымирал. В 1972 г. о. Янкин предложил епархиальному управлению в Париже закрыть приход, что и было сделано. Оставшиеся малочисленные прихожане решили обратиться к Зарубежной церкви. В следующие годы их обслуживал время от времени о. Виктор Ильенко из Рима. В приходской жизни все больше стал преобладать нерусский элемент - принявшие православие итальянцы. Очень скоро они начали выбирать священнослужителей для местного и для других новообразованных приходов, особенно на севере страны, из своей среды.

"Русская эмиграция в Италии в ХХ веке", с. 61-72, Москва, 2003 (публикуется в сокращении)

"Соотечественники", 2004-02-09
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 01:05
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 00:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24