БУДЕТ КАК В САРОВЕ
Для святыни в главном монастырском соборе, пока еще утопающем в строительных лесах, приготовили бронированный киот. Сам монастырь полностью взят под контроль ЧОПа, который оснащает обитель современными системами сигнализации и видеонаблюдения. Но в главные дни торжеств - с 8 по 12 июля - контроль над городом перейдет в руки ФСБ и ФСО. Тихвин поделят на несколько секторов, для доступа в каждый из которых будут требоваться особые пропуска. Наиболее "режимным" объектом станет монастырский двор, куда смогут попасть лишь несколько сотен VIP-паломников. Остальные тысячи богомольцев, вкупе с местными жителями, будут довольствоваться видеотрансляцией.
Город с населением в 60 тысяч человек готов принять до десяти тысяч паломников, заверил меня замглавы местной администрации г-н Мавроди (не МММ). Благостное впечатление несколько подпортил глава паломнической службы Тихвинского монастыря монах Венедикт - точнее, его информация о тяжелой участи, которая ждет "неорганизованных" пилигримов. За два месяца до торжеств монастырь стал рассылать по епархиям запросы о приблизительном количестве паломников, направляющихся в Тихвин. Однако лишь две епархии откликнулись и подали заявки на несколько сотен человек. Остальные рискуют остаться без пропусков, и многочисленные автобусы, которые вроде бы заказываются разными приходами, просто не попадут в закрытый город.
Сознательным и организованным паломникам город обещает "курортную атмосферу". Основную их массу бесплатно поселят в палаточных лагерях, которые разобьет в окрестностях обители МЧС. За две недели до торжеств территории, отведенные под лагеря, представляли собой болота, поросшие кустарником. Однако их обещают осушить, провести питьевую воду, привезти фургоны с продовольствием и полевые госпитали. Г-н Мавроди сообщил, что местные чиновники вкупе с "силовиками" из Петербурга специально ездили год назад в Дивеево, где отмечалось 100-летие канонизации преподобного Серафима Саровского, чтобы "обменяться опытом" по размещению и обслуживанию паломнических масс. В Тихвине планируется в точности воспроизвести дивеевский опыт. Разве что меры безопасности будут усилены.
С ПОМОЩЬЮ БОГА И ГАИ
Главным условием возвращения Тихвинской иконы Божией Матери в Россию, обозначенным в завещании ее первого хранителя в эмиграции архиепископа Иоанна (Гарклавса), было полное возрождение обители на месте явления святыни. Термин "полное возрождение" в Москве и в далеком Чикаго, где потомки архиепископа Иоанна долгие десятилетия бережно хранили древний образ, понимали по-разному. В Москве делали акцент на возрождении монашеской жизни, которая формально в Тихвине возродилась в 1995 году. Однако это почти никак не отразилось на плачевном состоянии монастырских построек. В Чикаго наотрез отказывались считать это подлинным "возрождением".
Спустя четыре года в Тихвин назначили энергичного и деловитого настоятеля - игумена Евфимия (Шашорина), набравшего новую братию из молодых монахов (сейчас их в обители 12) и начавшего поиск спонсоров. Однако и новому игумену долго не удавалось сдвинуть с мертвой точки процесс возрождения монастыря. Ключевой фигурой в этом деле оказался генерал МВД Владимир Кирьянов, недавно возглавивший ГИБДД РФ. Дело в том, что главный гаишник страны родился в Тихвине, поэтому возрождение Успенского монастыря для него - факт личной биографии. Естественно, у начальника ГИБДД, который на дорогах не стоит, не хватило денег, чтобы самостоятельно отреставрировать монастырь. Но у него оказалось достаточно много связей в финансовых кругах столицы. Владимир Кирьянов устроил в Тихвине несколько "десантов" своих московских друзей, а на территории монастыря спешно построили русскую баню. Горожанам больше всего запомнился актер Алексей Булдаков, посетивший монастырь в марте этого года. К последнему - самому внушительному - собранию друзей Владимира Кирьянова приурочили и посещение обители нынешним хранителем Тихвинской иконы о. Сергием Гарклавсом из Чикаго. Посмотрев в честные глаза спонсоров, о. Сергий поверил, что завещание его отца будет исполнено "в сжатые сроки" и дал окончательное согласие привезти икону этим летом.
Но именитые спонсоры почему-то не спешили с вложением средств в объект. Весной неторопливый ремонт шел только в надвратном храме обители. Вокруг монастыря постоянно циркулировали слухи о том, что вот-вот из госбюджета будет выделена астрономическая сумма, потому что на июльские торжества решит приехать сам Путин. Но в середине июня стало понятно: ничего сверх 9 млн. рублей, как-то невнятно потраченных на реставрацию надвратного храма, государство не выделит. Игумен Евфимий, по признанию его помощника, сейчас постоянно летает в Москву, наскребая очередные миллионы.
Следуя традициям русского аврала, за три недели до "дня Ч" в обитель стали стягивать тяжелую технику и завозить стройматериалы. Двор обители заполнила таджикская речь. Немногочисленные русскоязычные рабочие, найденные корреспондентом "МН", поведали, что их наняла Балтийская строительная компания всего на месяц, пообещав заплатить около 200 долларов.
Тихвинский аврал, несмотря на обилие гастарбайтеров, носит какой-то сумбурный, безалаберный характер. Сначала кто-то пустил слух, что икону повезут из Питера на бронированной машине - и дорожники бросились перекладывать асфальт на безнадежно разбитой дороге - единственной, связывающей Тихвин с "большой землей". Изначально было ясно, что задача эта бесперспективная, потому что от Тихвина до областного центра 250 км. Положив километров 15 нового асфальта, решили, что лучше доставить икону по железной дороге, литерным поездом. Пришлось спешно перестраивать вокзал. Еще взялись было восстановить историческую часть города, но вскоре выяснилось, что она слишком обширна. Теперь здания спешно завешивают декоративной сеткой, чтобы, слившись с окрестной зеленью, они не отвлекали патриарха от молитвы.
НАРОД НЕ БЕЗМОЛВСТВУЕТ
Тем временем в Тихвине растут "протестные настроения". С одной стороны, тихвинцам, конечно, приятно, что их заброшенный городок ненадолго окажется в центре внимания. С другой - они уже чувствуют себя чужими. Если паломникам обещают создать в Тихвине "курорт", то местным жителям, наоборот, не рекомендуют лишний раз приближаться к центру города в дни действия в нем "особого режима безопасности".
Поводов для радости у тихвинцев мало. Людей воцерковленных и богомольных, понимающих значение возвращения Тихвинской иконы, среди них мало. Гораздо больше в Тихвине людей обиженных и озлобленных, чьи судьбы искорежило градообразующее предприятие - филиал питерского Кировского завода. До начала 1990-х годов там трудилось 20 тысяч человек - каждый третий тихвинец. За последующие годы число местных пролетариев сократилось почти в десять раз; завод неоднократно становился банкротом. Недавно, на очередном аукционе, его купила корпорация "Ист", которая сразу же преподнесла горожанам два сюрприза. Во-первых, завод решено перепрофилировать во вредное производство по выпуску феррохромных сплавов. Во-вторых, точно в день празднования Тихвинской иконы - 9 июля - новая заводская администрация уволит 2700 сотрудников завода и принадлежащих ему структур.
Конечно, горадминистрация не является прямой виновницей трагедии тихвинцев - особенно болезненной на фоне торжеств. Наоборот, администрация даже провела референдум, на котором жители города выступили против вредного производства. Но четкой перспективы развития города у местных властей нет. И их отстраненно-вялое отношение к предстоящим торжествам чревато тем, что город упустит свой исторический шанс стать туристическим центром Приладожья.
Тихвин - Санкт-Петербург - Москва
Досье МН
Тихвинский Богородично-Успенский мужской монастырь основан на месте чудесного явления в 1383 году иконы Божией Матери на реке Тихвинка, в северо-восточных пределах Новгородской земли. По одному из преданий, эта икона была написана апостолом и евангелистом Лукой и находилась во Влахернском храме Константинополя. По причине приближающегося захвата Константинополя турками икона, как утверждает предание, самостоятельно покинула храм и переместилась на север Руси, где она впервые явилась рыбакам на Ладожском озере. На месте повторного явления иконы был построен храм в честь Успения Богородицы, где и поместили святыню. Великий князь Василий III повелел построить вместе старого деревянного храма огромный каменный собор, который спроектировали итальянские архитекторы.
Он до сих пор является главным храмом обители, и именно в нем разместится возвращенная святыня.
В 1920-е гг. монастырь закрыли, однако чудотворная икона оставалась в храме вплоть до Великой Отечественной войны. Во время немецкой оккупации Тихвина богослужения в монастыре возобновились. Покидая Тихвин, немецкое командование распорядилось переместить икону в Ригу. Оттуда икона в сопровождении латвийского православного епископа Иоанна (Гарклавса) сначала попала в Германию, а затем в США. Умирая, Иоанн завещал усыновленному им протоиерею Сергию вернуть икону в Тихвинский монастырь после полного возрождения последнего. 20 июня Тихвинская чудотворная икона Божией Матери покинула Чикаго, а 8 июля она прибудет в Тихвин.
"Московские новости", N 23, 25 июня 2004 г.