Н. В. ГОГОЛЬ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Новости Москвы 
0
137
Время на чтение 6 минут
Наш герой, на первый взгляд, не нуждается в каком-либо представлении. Любой, кто учился в школе, назовет несколько его книг, а былой отличник, наморщив лоб, вспомнит, может быть, и начало отрывков, которые заставляли учить наизусть. И все же можно рассчитывать на некоторое удивление читателей, когда речь пойдет не о Гоголе-писателе, журналисте или, в крайнем случае, философе, а о педагоге с пятилетним стажем, с университетским опытом, напечатавшем ряд статей по вопросам образования, в том числе в официальном "Журнале Министерства народного просвещения".

Уроки истории
Однако, все по порядку. В январе 1829 двадцатилетний выпускник Нежинской гимназии Николай Васильевич Гоголь-Яновский приезжает в Петербург искать службы. За следующие два года много было переменено мест в разных департаментах, появились первые литературные публикации, но определила его служебную карьеру нежданная встреча с В.А. Жуковским и П.А. Плетневым в декабре 1830. По совету Плетнева Гоголь в январе 1831 печатает в первом номере "Литературной газеты" А.А. Дельвига свои "Несколько мыслей о преподавании детям географии". Эта первая и едва ли не лучшая педагогическая работа Гоголя занимает в собрании сочинений чуть больше восьми страниц, но включает в себя и взгляды на воспитание, и характеристику предмета, и краткую программу курса, и конкретные методические приемы и примеры их использования. При этом все изложено ясно, художественно, без всякого признака наукообразия.
Восхищенный Плетнев обещал посодействовать молодому чиновнику в практическом осуществлении его педагогических принципов. По рекомендации Плетнева Гоголь получил частные уроки. Один из его учеников вспоминал позднее: "Уроки Гоголя нам очень нравились. Они так мало походили на другие. В них не боялись мы ненужной взыскательности, слышали много нового, для нас любопытного, хотя очень часто не идущего к делу. Новаторство было одним из отличительных признаков его характера. Когда кто-нибудь из нас употреблял какое-нибудь выражение, уже сделавшееся давно стереотипным, он быстро останавливал речь и говорил, усмехаясь: "Кто это научил вас говорить так? Это неправильно: надобно сказать так-то". Но какой тон добродушия слышался во всех его замечаниях! Какой неистощимой веселостью и оригинальностью были исполнены его рассказы о древней истории".
Наблюдая явные успехи Гоголя в преподавании, Плетнев рекомендовал его на работу учителем истории в Патриотический институт (для дочерей военнослужащих). В феврале 1831 он начинает свою самую длительную государственную службу. "Вместо глупой бестолковой работы, которой ничтожность я всегда ненавидел, занятия мои составляют теперь неизъяснимые для души удовольствия", - писал Гоголь матери. В это же время Плетнев сообщает Пушкину: "Надобно познакомить тебя с молодым писателем, который обещает что-то очень хорошее. Сперва он пошел было по гражданской службе, но страсть к педагогике привела его под мои знамена: он перешел в учителя. Он любит науки только для них самих и, как художник, готов ради них подвергать себя всем лишениям". Своими успехами в преподавании Гоголь заслужил уважение начальства. Против правил ему позволяется поместить в институт двух своих сестер на казенное содержание. Проезжая за ними через Москву летом 1832, он встречается с профессором истории Московского университета Михаилом Погодиным. Погодин записывает в своем дневнике: "Познакомился с Гоголем. Он рассказывал мне много чудес о своем курсе истории в Патриотическом институте. Из его воспитанниц нет ни одной не успевшей". Между ним и Погодиным завязывается переписка.
Гоголь к этому времени уже известен, как автор "Вечеров на хуторе...", замышляется "Миргород", но тем не менее он не оставляет работы над своими курсами географии и истории, пытаясь свести их воедино. Наброски и планы этого грандиозного учебника можно найти в бумагах Гоголя за 1833. "Это будет всеобщая история или всеобщая география в трех или в двух томах под названием "Земля и люди", - писал он Погодину. К этому же времени относится работа над украинскими летописями с целью составления "Малороссийской истории". В январе 1834 Гоголь делится с Погодиным своими чувствами: "Сколько приходит ко мне мыслей теперь! Да каких крупных! полных, свежих! Мне кажется, что сделаю кое-что необщее во всеобщей истории. Малороссийская история моя чрезвычайно бешена, да иначе, впрочем, и быть ей нельзя. Меня попрекают, что слог в ней слишком уж горит, неисторически жгуч и жив; но что за история, если она скучна!"

Осечка господина профессора
Молодой историк принимает решение добиваться университетской кафедры. Для этого он подает новому министру просвещения Сергею Уварову свой проект преподавания всеобщей истории. Гоголь знал, на что рассчитывал; 20 лет назад Уваров сам начал свою карьеру подобной статьей. План, переданный министру при содействии Пушкина, был благосклонно принят Уваровым и даже напечатан в журнале министерства в феврале 1834. "Учитель не должен довольствоваться тем, что его многие понимают; его должны понимать все", - это заявление привлекло внимание. Киев, Москва, Петербург наперебой предлагают Гоголю кафедру. Осенью 1834 он начинает свой курс истории средних веков в Санкт-Петербургском университете. Один из студентов так вспоминает его первую лекцию: "Гоголь овладел совершенно вниманием слушателей. Невозможно было спокойно следить за его мыслью, которая летела и преломлялась, как молния, освещая беспрестанно картину за картиной в этом мраке средневековой истории". Лекция была вскоре опубликована в том же уваровском журнале, как и еще две работы по истории Малороссии.
Но в студенческой аудитории лектора ждал полный крах. Все воспоминания о гоголевских чтениях удивительно схожи: явился неведомо откуда самоучка, увлек, очаровал своей страстностью, а после поскучнел, навел на всех сон, тоску и, наконец, сам понял, что занялся не своим делом. По свидетельству коллеги Гоголя "студенты ходили в аудиторию к нему, только затем уж, чтоб позабавиться над "маленько сказочным" языком преподавателя (которого еще недавно упрекали в излишней живости). Гоголь не мог этого не видеть, сам тотчас же осознал свою неспособность, охладел к делу". Но вот что пишет этот "охладевший" скучный профессор Погодину в декабре 1834: "Знаешь ли ты, что значит не встретить сочувствия, не встретить отзыва? Я читаю один, решительно один в здешнем университете. Никто меня не слушает, ни на одном, ни разу не встретил я, чтоб поразила его яркая истина. Хоть бы одно студенческое существо понимало меня!" А вот и мнение одного из этих "существ": "Мы все были убеждены (и едва ли мы ошибались), что он ничего не смыслит в истории и, что господин Гоголь-Яновский, наш профессор, не имеет ничего общего с писателем Гоголем!" - это из воспоминаний Ивана Тургенева. Между тем, Гоголь, единственный на кафедре, читал действительно свой, авторский курс, остальные пользовались конспектами переводов.
Всю вторую половину 1834 писатель напряженно работал над публицистическим сборником "Арабески", который вышел в январе 1835. К уже известным статьям прибавились две университетских лекции "О движении народов" и "Аль-Мамун" (последнюю очень хвалил Пушкин), историографическое эссе "Миллер, Шлецер и Гердер", блестящая двухстраничная поэма из истории древнего мира "Жизнь" и несколько заметок по искусству и литературе. Выход сборника совпал с публикацией "Миргорода", это определило его судьбу. Молодой Белинский, тщательно разобрав художественные произведения Гоголя и предсказав ему великое будущее, так набросился на "Арабески", что сборник так и не разошелся из книжных лавок. Общий смысл критики был тот же: Гоголь - писатель великий, Гоголь-Яновский - публицист, не посредственный даже, а просто никудышный. Только через семь лет Белинский напишет Гоголю: "Во время оно с юношеской запальчивостью изрыгнул я хулу на Ваши в "Арабесках" статьи ученого содержания, не понимая, что тем самым изрыгаю хулу на Духа. Они были тогда для меня слишком просты, а потому и неприступно высоки; притом же на мутном дне самолюбия шевелилось желание блеснуть беспристрастием". Кто теперь скажет, чья вина в том, что мы так и не увидели напечатанным гоголевского курса истории средних веков, наброски к которому занимают более 300 страниц?
Толки о странном преподавателе переполнили столицу, под давлением администрации Гоголь уехал летом 1835 в длительный отпуск. Из Патриотического института его поспешили уволить, а под Новый год он подал в отставку с последней государственной должности. "Я расплевался с университетом. Неузнанный взошел я на кафедру и неузнанный схожу с нее". Впереди были "Ревизор", "Мертвые души", всероссийская слава и тоскливые скитания по Европе. Позднее биографы обнаружили в черновиках Гоголя почти готовую рукопись "Толкового словаря русского языка" (за 20 лет до Даля!), наброски по этнографии, истории, религии, сельскому хозяйству. Все это время в нем жила неутоленная жажда просветительства. Может быть, в последний раз в русской литературе в таком чистом виде можно слышать древнее учительное слово. Слово огненной проповеди миру. Не о высоких материях трактует эта проповедь, но взывает к душе человеческой, желает "вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь!" Писатель хочет, чтобы книги его не забавляли, а уязвляли людей, и печалится, что "по окончании чтения душа не встревожена ничем, и можно обратиться вновь к карточному столу, тешащему всю Россию".

За карточным столом и застала Россию последняя книга Гоголя, "Выбранные места из переписки с друзьями", где он, отчаявшись, попытался проповедовать, уже не прикрываясь ни историческими параллелями, ни сюжетными ходами. Окололитературная среда встретила эту проповедь возмущенным хохотом. Честным диссонансом звучали в нем и резкие ответы друзей Гоголя. Белинский разразился всем известным теперь гневным письмом (интересно, что бы вышло, проживи он еще семь лет, памятуя историю с "Арабесками"?). Аксаковы потребовали, чтоб Гоголь замолчал, потому что он человек светский и на проповедь права не имеет. Тяжелы были эти дружеские удары, еще труднее было снести удивленное негодование и смех салонной публики. О смысле речи не шло, но как он посмел нас чему-то учить, для чего полез он в учителя!?
Сам Гоголь ответил в своей записной книжке так. "Зачем оказался я учителем? Я сам не помню. Мне показалось, что гибнет лучшее, что перо писателя обязано служить истине, что беспощадное жало сатиры коснулось, вместе с искоренением злоупотреблений, и того, что должно составлять святыню; что слишком уж много увлеклись течением времени и не останавливаются взглянуть вокруг себя".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артемий Ермаков
«Прозревший будущую Россию»
Беседа с историком Артемием Ермаковым
28.07.2010
Эхо первого кризиса
Восстание декабристов в контексте глобальных социально-экономических проблем первой половины XIX века
27.12.2008
"Ибо всякий из нас служит!"
Современная государственная идеология России и ее «николаевские» корни
02.12.2008
Все статьи Артемий Ермаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31