Напомним, что обострение отношений произошло в 2002 году, когда Папа Иоанн Павел II принял решение об учреждении в России четырех епархий (вместо временных структур в форме апостольских администратур). Руководители Московской патриархии в ответ обвинили католиков в прозелитизме и развернули антикатолическую кампанию. В дело вмешалась и светская власть, решительно встав на сторону РПЦ. В результате наиболее активные католические священники-иностранцы были высланы из России.
Уже первое заседание православно-католической комиссии показало, что в конфликте между Ватиканом и Московской патриархией православная сторона заняла гораздо более жесткую, нежели их оппоненты, позицию. РПЦ считает, к примеру, всех русских православными и требует не переманивать их в "латинство". За католицизмом остается право окормлять только немцев, поляков, литовцев и другие исконно католические народы, проживающие в России. Католики, чтобы вывести из-под удара свои общины, согласились даже интерпретировать отдельные факты как прозелитизм. Интересно, что жесткой критике со стороны чиновников РПЦ подверглись деятельность "латинского" детского центра "Родничок" в Дмитровском районе Московской области, детского дома св. Николая в Новосибирске, обеды для бедных, которые организуют католические монахини в Ангарске Иркутской области. Можно лишь глубоко сожалеть о такой критике, так как она только дискредитирует православие. Получается, что сами наладить систему социальной помощи не можем и другим не даем.
Очевидно, что если бы Римская курия действительно хотела заняться прозелитизмом, то пошла бы на создание униатских приходов. Однако этого не произошло. И глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Кирилл совершенно прав, заявляя, что Ватикан не издавал никаких директив по обращению россиян в католичество. Но одно дело слова, другое - дела.
В отношениях с Римской курией Москва явно прибегает к двойным стандартам, и это, конечно, не может не огорчать. Мы видим дружбу с католиками-европейцами и постоянные конфликты с лидерами российских католиков (в основном поляками и белорусами), на которые руководство РПЦ идет, видимо, рассчитывая на то, что их влияние в Ватикане падает - следующий Папа вряд ли будет поляком. В конце мая в Москве прошла международная конференция "Православный Восток и католический Запад: разделения и связи", посвященная 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами. В форуме, организованном РПЦ, со стороны католиков приняли участие итальянцы - кардинал Франческо Маркизано и представитель Святого Престола в РФ архиепископ Антонио Меннини. При этом глава российских католиков, белорус Тадеуш Кондрусевич, не был приглашен даже в качестве гостя. И еще одна любопытная деталь. В программе конференции была запланирована общая молитва в начале заседаний, однако участники ограничились слушанием молитвенного песнопения в исполнении хора, что, по словам заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина, "общей молитвой считать нельзя". Было время, когда православным разрешалось в случае крайней нужды причащаться в католических храмах. Теперь оказывается, что с ними нежелательно даже читать "Отче наш". Неужели так своеобразно Московская патриархия отреагировала на процесс объединения с Русской зарубежной церковью? Изоляционистские тенденции, присущие зарубежникам, актуализировали внутри РПЦ болезненную закрытость и боязнь экуменизма.
Испытывающая серьезный внутренний кризис Русская православная церковь сегодня пытается обрести свою идентичность в борьбе со всевозможными врагами - реальными и мнимыми. Внутри церковной ограды огромную силу набрало антисектанское движение, призванное уничтожить новые религиозные течения, а вместе с тем и "ересь папизма". Православные фундаменталисты на пути ложного собирания церкви порой доходят до откровенного абсурда. Но это их мало смущает. Относительно недавно вышел в свет "Новый православный противокатолический катехизис". Книга издана по благословению епископа Мурманского и Мончегорского Симона. Католическая церковь в книге определяется как "антихристианская неоязыческая религия, поклонение в которой ведется Папе и богам-идолам, выдуманным католиками". Авторы издания утверждают, что "современное римо-католичество имеет своим непосредственным предшественником неоиндуизм, возникший в середине XIX века", и католики, "отвергнув Единого Бога, признают истинными "живыми богами" нетриипостасных богов-идолов иудеев и мусульман, "богов" и "верховные божества" язычников, приравнивая их к Истинному Богу". Кроме того, если верить "Новому катехизису", католики ведут "активную, прикрываемую христианской фразеологией скрытую борьбу против Бога (Пресвятой Троицы и Христа) и его откровения (Нового Завета и Откровения в целом), закладывающую основы для создания вселенских универсальных религии и Церкви". В связи с широким распространением этого издания протоиерей Всеволод Чаплин вынужден был сделать заявление, что "содержащиеся в "Новом православном противокатолическом катехизисе" утверждения - частное мнение авторов данного издания, не всегда соответствующее официальной позиции Русской православной церкви".
И католики, и православные выработали за века раскола множество формул взаимной неприязни и претензий. Однако если Католическая церковь в XX веке в какие-то периоды своей истории наработала позитивный опыт восприятия Русской церкви как церкви-сестры, то православные в этом отношении сделали очень мало. И делать, похоже, ничего не собираются.
Ведь для действительного стремления к диалогу, к открытости, к подлинному христианству нужны горение сердца, стремление к Правде Божией, подвиг веры.
А это-то как раз в большом дефиците. Большем, чем при Советской власти.