Читателям "Труда" отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Новости Москвы  Религия 
0
124
Время на чтение 4 минуты
- После визита в Россию представители Русской Зарубежной Церкви высказали немало позитивного в адрес православия в России. Но это те, кто увидел своими глазами, как обстоят дела. Это еще не все наши зарубежные соотечественники. Вы, уважаемый Владыко, часто бываете за границей. Скажите, меняется ли в русской эмигрантской среде, в Русской Зарубежной Церкви отношение к Московскому Патриархату? Ведь в каких только грехах нашу Церковь не обвиняли в прошлом, закрывая глаза на те мученические условия, в которых ей приходилось выживать при советском режиме.

Илья Бородкин, Московская область.

- Действительно, за две тысячи лет своей истории Церковь нигде и никогда не подвергалась таким массовым и беспощадным репрессиям, как в послереволюционный период в СССР, особенно в 20-30-е годы. Во время Великой Отечественной войны расстрелы духовенства и мирян прекратились, многие вернулись с каторги и из ссылки, стали открываться храмы, монастыри, духовные учебные заведения, но Церковь была загнана в социальное гетто и лишена права самостоятельно участвовать в общественной жизни.

Позже, при так называемой хрущевской "оттепели", давление атеистического государства на Церковь усилилось, и высшим советским руководителем были даже определены временные границы ее существования. То, что Русская Православная Церковь выстояла в таких жестких исторических обстоятельствах, - несомненное чудо, дарованное Богом в ответ на молитвы новомучеников российских и подвижнические труды почивших и ныне здравствующих иерархов, священников, мирян - всего церковного народа.

В начале 90-х годов нашей стране выпало новое испытание - нашествие целой армии сектантских проповедников, преимущественно из-за рубежа. Известные силы решили воспользоваться моментом, когда, по их мнению, народ оказался в идеологическом вакууме, чтобы изменить сам цивилизационный код России. Но из этой затеи ничего не получилось, потому что Русская Православная Церковь, несмотря ни на что, сохранила свой духовный и интеллектуальный потенциал и смогла оградить паству и народ от лжеучителей и их лжеучений.

Должен сказать, что за рубежом всегда были люди, отчетливо видевшие весь трагизм обстоятельств, в которых пребывала наша Церковь, и потому с уважением относившиеся к подвигу, совершаемому ею в далеком от них Отечестве. Но были и другие "наблюдатели", либо не знавшие всех реалий советской действительности, либо не понимавшие значения и масштабности происходивших у нас событий, либо просто находившиеся в плену враждебных идеологических схем.

Сегодня положение меняется к лучшему. После падения "железного занавеса" многие представители первой и второй волны эмиграции, в том числе и священнослужители, получили возможность побывать в России. И их прежние, сформировавшиеся зачастую под влиянием антицерковных сил представления о Русской Церкви после личного ознакомления с жизнью наших приходов и епархий стали другими. Конечно, эти изменения происходят не так быстро, как бы хотелось, но положительная динамика в развитии отношений между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью налицо.

- Возможен ли, пусть в будущем, переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь?

Степан Павловский, Москва.

- Хотел бы сразу подчеркнуть: сам по себе календарь как система исчисления времени не может быть ни греховным, ни спасительным. Это вопрос исторический, астрономический, отчасти этнографический, но уж никак не сотериологический (сотериология - учение о спасении. - Ред.) Судя по накалу страстей вокруг календарной темы, немногие, наверное, знают, что в первые века христианства разные поместные церкви Пасху праздновали в разные дни, и это не вызывало никаких взаимных подозрений в ереси и тем более в богоотступничестве. В отношении календаря в нашей Церкви существует устойчивая традиция - более глубокая, чем просто благочестивая привычка, и с ней необходимо считаться. Если вы сызмальства праздновали Рождество Христово 7 января, то вам очень трудно будет пойти на рождественское богослужение 25 декабря. А поскольку от верности тому или иному календарю дело человеческого спасения не зависит, то мы и не считаем нужным отказываться от юлианского календаря, к чему нас некоторые то и дело побуждают. Нужно уважать духовную традицию, в которой наши прихожане родились и выросли, щадить их религиозные чувства. Так что в обозримом будущем календарные перемены нас не ожидают, и Русская Православная Церковь будет по-прежнему жить по юлианскому календарю.

- Ваше Высокопреосвященство, как Русская Православная Церковь относится к возрождению русского казачества?

Вячеслав Ярошенко, Ростов-на-Дону.

- Сам феномен возрождения казачества в современной России напоминает нам о действии Промысла Божия в человеческой истории. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотические идеи, глубокая православная воцерковленность, жертвенная готовность защищать Родину, исконные обычаи и традиции русского народа. Вот почему после революции, когда историческая связь, преемственность с прошлым рассматривались как препятствие для строительства "светлого будущего", именно казачество подверглось жесточайшим репрессиям и пострадало от большевиков, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старой России.

И тот факт, что в искусственном отрыве от опыта предыдущих поколений современные люди, воспитанные в советских школах на совершенно иных исторических примерах, вне какого бы то ни было религиозного влияния, сумели возродить институт и самый дух казачества, представляется совершенно особым для нашей жизни явлением. Конечно, процесс возрождения казачества протекает не без естественных в таком деле издержек. Есть проблемы на стыке отношений между казаками и государством, есть они и в отношениях между Русской Православной Церковью и некоторыми казачьими организациями, да и внутри самих казачьих формирований возникают конфликты. Тем не менее, если давать предварительную оценку процессу становления казачества в России, то она будет положительной. Ныне русское казачество все активнее играет свою, исторически принадлежащую ему роль в деле обустройства Отечества. Хотел бы обратиться к казакам с призывом и впредь оставаться верными Православию, исконным духовным традициям.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Доклад Святейшего Патриарха на первом
собрании духовенства Московской митрополии
22.02.2024
Выступление на XII Рождественских
Парламентских встречах
31.01.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26