Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Читателям "Труда" отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Святейший Патриарх  Кирилл  (Гундяев), Труд

05.06.2004

- После визита в Россию представители Русской Зарубежной Церкви высказали немало позитивного в адрес православия в России. Но это те, кто увидел своими глазами, как обстоят дела. Это еще не все наши зарубежные соотечественники. Вы, уважаемый Владыко, часто бываете за границей. Скажите, меняется ли в русской эмигрантской среде, в Русской Зарубежной Церкви отношение к Московскому Патриархату? Ведь в каких только грехах нашу Церковь не обвиняли в прошлом, закрывая глаза на те мученические условия, в которых ей приходилось выживать при советском режиме.

Илья Бородкин, Московская область.

- Действительно, за две тысячи лет своей истории Церковь нигде и никогда не подвергалась таким массовым и беспощадным репрессиям, как в послереволюционный период в СССР, особенно в 20-30-е годы. Во время Великой Отечественной войны расстрелы духовенства и мирян прекратились, многие вернулись с каторги и из ссылки, стали открываться храмы, монастыри, духовные учебные заведения, но Церковь была загнана в социальное гетто и лишена права самостоятельно участвовать в общественной жизни.

Позже, при так называемой хрущевской "оттепели", давление атеистического государства на Церковь усилилось, и высшим советским руководителем были даже определены временные границы ее существования. То, что Русская Православная Церковь выстояла в таких жестких исторических обстоятельствах, - несомненное чудо, дарованное Богом в ответ на молитвы новомучеников российских и подвижнические труды почивших и ныне здравствующих иерархов, священников, мирян - всего церковного народа.

В начале 90-х годов нашей стране выпало новое испытание - нашествие целой армии сектантских проповедников, преимущественно из-за рубежа. Известные силы решили воспользоваться моментом, когда, по их мнению, народ оказался в идеологическом вакууме, чтобы изменить сам цивилизационный код России. Но из этой затеи ничего не получилось, потому что Русская Православная Церковь, несмотря ни на что, сохранила свой духовный и интеллектуальный потенциал и смогла оградить паству и народ от лжеучителей и их лжеучений.

Должен сказать, что за рубежом всегда были люди, отчетливо видевшие весь трагизм обстоятельств, в которых пребывала наша Церковь, и потому с уважением относившиеся к подвигу, совершаемому ею в далеком от них Отечестве. Но были и другие "наблюдатели", либо не знавшие всех реалий советской действительности, либо не понимавшие значения и масштабности происходивших у нас событий, либо просто находившиеся в плену враждебных идеологических схем.

Сегодня положение меняется к лучшему. После падения "железного занавеса" многие представители первой и второй волны эмиграции, в том числе и священнослужители, получили возможность побывать в России. И их прежние, сформировавшиеся зачастую под влиянием антицерковных сил представления о Русской Церкви после личного ознакомления с жизнью наших приходов и епархий стали другими. Конечно, эти изменения происходят не так быстро, как бы хотелось, но положительная динамика в развитии отношений между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью налицо.

- Возможен ли, пусть в будущем, переход Русской Православной Церкви на григорианский календарь?

Степан Павловский, Москва.

- Хотел бы сразу подчеркнуть: сам по себе календарь как система исчисления времени не может быть ни греховным, ни спасительным. Это вопрос исторический, астрономический, отчасти этнографический, но уж никак не сотериологический (сотериология - учение о спасении. - Ред.) Судя по накалу страстей вокруг календарной темы, немногие, наверное, знают, что в первые века христианства разные поместные церкви Пасху праздновали в разные дни, и это не вызывало никаких взаимных подозрений в ереси и тем более в богоотступничестве. В отношении календаря в нашей Церкви существует устойчивая традиция - более глубокая, чем просто благочестивая привычка, и с ней необходимо считаться. Если вы сызмальства праздновали Рождество Христово 7 января, то вам очень трудно будет пойти на рождественское богослужение 25 декабря. А поскольку от верности тому или иному календарю дело человеческого спасения не зависит, то мы и не считаем нужным отказываться от юлианского календаря, к чему нас некоторые то и дело побуждают. Нужно уважать духовную традицию, в которой наши прихожане родились и выросли, щадить их религиозные чувства. Так что в обозримом будущем календарные перемены нас не ожидают, и Русская Православная Церковь будет по-прежнему жить по юлианскому календарю.

- Ваше Высокопреосвященство, как Русская Православная Церковь относится к возрождению русского казачества?

Вячеслав Ярошенко, Ростов-на-Дону.

- Сам феномен возрождения казачества в современной России напоминает нам о действии Промысла Божия в человеческой истории. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотические идеи, глубокая православная воцерковленность, жертвенная готовность защищать Родину, исконные обычаи и традиции русского народа. Вот почему после революции, когда историческая связь, преемственность с прошлым рассматривались как препятствие для строительства "светлого будущего", именно казачество подверглось жесточайшим репрессиям и пострадало от большевиков, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старой России.

И тот факт, что в искусственном отрыве от опыта предыдущих поколений современные люди, воспитанные в советских школах на совершенно иных исторических примерах, вне какого бы то ни было религиозного влияния, сумели возродить институт и самый дух казачества, представляется совершенно особым для нашей жизни явлением. Конечно, процесс возрождения казачества протекает не без естественных в таком деле издержек. Есть проблемы на стыке отношений между казаками и государством, есть они и в отношениях между Русской Православной Церковью и некоторыми казачьими организациями, да и внутри самих казачьих формирований возникают конфликты. Тем не менее, если давать предварительную оценку процессу становления казачества в России, то она будет положительной. Ныне русское казачество все активнее играет свою, исторически принадлежащую ему роль в деле обустройства Отечества. Хотел бы обратиться к казакам с призывом и впредь оставаться верными Православию, исконным духовным традициям.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме