Боженька

Религия 
0
141
Время на чтение 5 минут
Как верно заметил митрополит Сурожский Антоний: "Чему научаешься в детстве, в течение жизни отлагается в человеке и не покидает его". Рано или поздно семена любви к Богу, заложенные в детстве, дают свои ростки, пусть еще совсем слабенькие и маленькие, но ведь это только начало. Важно не загубить их на корню и взращивать в себе с Божьей помощью.

Я с детства верила в Бога. У меня порой складывается ощущение, как будто я родилась уже с этой верой. Будучи ребенком, я узнала, что все мы произошли от Адама и Евы, которых сотворил Бог. Мне очень ярко запомнились три фрагмента из детства, связанные с осознанием присутствия Бога в моей жизни. Был какой-то праздник. Точно не помню. Мама в честь такого случая купила дорогих шоколадных конфет, обернутых в красивые блестящие фантики, с очень вкусной ягодной начинкой. Купила их, правда, немного, но все они, к моему удовольствию, достались "в полное мое распоряжение". У нас в квартире тогда была одна-единственная небольшая иконка Богородицы, которая стояла высоко в центре на книжной полке. Простая фотография в узорчатой пластмассовой рамочке. Для меня она была очень дорога и одновременно таинственна. Бывало, заберусь высоко на кресло и смотрю на Нее, а Она на меня. Как живая. В моем детском сознании иконочка ассоциировалась с Всевидящим Боженькиным Оком (кстати, нас потом несколько раз обворовывали и в один из таких случаев по непонятной причине украли ее, хотя никакой материальной ценности она не представляла). Так вот, мне очень захотелось поделиться вкусной конфеткой с Боженькой. Тем более что мама поддержала мое намерение и отнеслась к этому совершенно серьезно (про себя, наверное, порадовалась, что дочка проявляет интерес к Богу, пусть даже таким образом). На ночь я положила конфетку перед иконкой. А утром, только проснувшись, побежала смотреть, взял ли Боженька мою конфетку. Я была уверена, что не найду ее на оставленном месте. Но, к моему большому разочарованию, она лежала нетронутой. Для пущей убедительности решила подождать еще несколько дней, авось Боженька передумает и съест ее (ведь она была очень вкусная!). Прошло около недели. Мои конфеты давно уже закончились, а та все еще лежала целая и невредимая. Теперь захотелось полакомиться ею мне самой. Но было стыдно брать обратно, ведь я ее "подарила" Боженьке. И все-таки не выдержала - достала с полки и съела. После этого совесть немного мучила. Мама мне сказала, что Богу нужны не столько мои конфетки, сколько, чтобы я ее слушалась и вела себя хорошо (надо признаться, что в то время я вытворяла такие "фокусы", что бедная моя мама не знала, что со мной делать). На том я и успокоилась и перестала дарить Богу по праздникам вкусные конфетки. Сейчас, когда уже выросла, вспоминаю об этом и думаю, а, может, зря тогда перестала? Так бы научилась не только все время просить у Бога, но хоть что-то отдавать, пусть малое, но дорогое, что у меня есть. Раньше - вкусную конфетку, потом - "дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно". Теперь же я не могу подарить Богу даже этого, только бы суметь от всего сердца благодарить Господа за Его щедрые подарки.

Второе, что запомнилось из детства, - Рождество. В святую ночь ровно в 12 часов вся наша семья выходила на улицу смотреть появление на небе Рождественской Звезды. Для нас, детей, это было всегда чудом, с замиранием сердца мы ждали этого события, так, наверное, в Иерусалиме в Великую Субботу паломники ждут появления Благодатного Огня. Тем более что мы жили в деревне, где кругом царила сказочная красота, особенно ночью, когда снег так и серебрится, так и переливается под лунным светом. Прямо рядом с нашим домом среди темного неба постепенно появлялось светлое облачко-островок. Это было настоящее рождественское чудо. Мы долго завороженно смотрели на него. Во всем чувствовалось Божественное Присутствие, какая-то необыкновенная радость и счастье.

Еще мне хорошо запомнилось мое крещение. Я крестилась в 1994 году, тогда мне исполнилось 11 лет. Я плохо понимала, зачем надо креститься. Но внутренне чувствовала, что в этот момент совершается что-то великое и одновременно загадочное, то, что неизмеримо выше человека. Для меня крещение означало стать ближе к Богу. И я с нетерпением ждала этого события. Почти каждое лето к нам в поселок Шеркалы приезжал священник и в Спасской церкви (после революции и до сегодняшнего дня в ней располагается сельский клуб) крестил всех желающих. Вся наша семья решила окреститься в очередной его приезд, кроме бабушки и дедушки, которые были крещены в младенчестве. Народу собралось много. В церкви было не протолкнуться. Многие приходили, как и мы, всей семьей. Крещение проходило отдельными группами, так как всех сразу крестить было невозможно. Батюшка поочередно погружал головой каждого в таз со святой водой, непрестанно молился. Когда подошла моя очередь, было немного страшно. Но зато потом как радостно было в мокром платье, уже с крестиком на груди, бежать домой и с восторгом рассказывать бабушке, что я теперь тоже крещеная.

Было бы большим преувеличением сказать, что наша семья отличалась особой религиозностью. В церковь мы не ходили, потому что ее не было. Пожалуй, в те времена не нашлось бы на всем нашем Севере не то что церкви, но даже маленькой действующей часовенки. Но в Бога верили, передавая эту веру, как лучик света, из поколения в поколение. У нас в роду даже был священник о. Василий (Петрук) - родной брат моего покойного дедушки, который в начале XX века был вынужден эмигрировать из Украины в Бразилию, где принял священнический сан и служил до конца жизни в православной церкви Сан-Паулу. Особую роль в моем религиозном воспитании, помимо мамы, сыграла бабушка. Человек неученый, малограмотный, она открыла мне мир таких удивительных вещей, которые за все мои годы обучения не дала ни одна школа, ни, в дальнейшем, университет. Я до сих пор с нежностью и любовью вспоминаю наши совместные прогулки по берегу Оби. Помню, с каким удовольствием бабушка пила из эмалированной кружки студеную прозрачную, как слеза, водичку из ручейка, уходящего в реку. И эти удивительные речные камешки с серебристыми, светящимися на солнце прожилками, которые я собирала на берегу и мечтала сделать из них ожерелье. Бабушка приобщила меня к любви к природе, к родной земле, к Богу.

Бабушка из всех праздников больше всего любила Пасху, Светлое Христово Воскресение. В этот день, только проснувшись, я вприпрыжку бежала на кухню, откуда доносился чудесный запах свежеиспеченных куличей и булочек. Там бабушка завершала последние приготовления. Разрумянившаяся от раскаленной печи, со следами муки на щеке, она была вся какая-то волшебная. Так и сияла. В ее глазах было такое умиротворение, такое счастье, что я невольно любовалась ею. "Христос воскрес!", - радостно улыбалась она.

Когда я была маленькая, хотела "побыстрее вырасти", стать большой и самостоятельной. На это бабушка мне всегда говорила: "Не торопись. Вырасти ты всегда успеешь. А вот детства уже никогда не вернешь. Когда-нибудь вспомнишь мои слова". Да, действительно, чем старше я становилась, тем дальше уходило от меня детство и все, что с ним связано. Бог в моей жизни как-то незаметно для меня самой отошел на второй план. Вера была всегда. Но совсем не та, что в детстве - не живая, а какая-то "дремлющая". Особенно это было очевидно, когда я училась в школе. Слава Богу, уже будучи первокурсницей университета, "пробудилась" - тяжело заболела и вскоре умерла бабушка. Для меня это был как гром среди ясного неба. Жизнь будто разделилась на две половины: до ее ухода и после. Смерть бабушки стала не только разлукой с бесконечно любимым человеком, но и расставанием с детством. Разрывались последние нити, связывающие меня с ним. Самое отрадное, что появилось в это время и помогло мне выстоять и воспрянуть духом, - молитва. Я так еще никогда ни за кого не молилась. Только тогда поняла, какое великое счастье хоть раз в жизни забыть о себе и посвятить себя другому без остатка, какая радость, выкраивая время от учебы, нестись на поезде и затем на автобусе в наш далекий поселок Шеркалы к еще более осиротевшему, чем я, дедушке, тяжело переживавшему кончину жены, и утешать, утешать, пока не высохнут слезы. Горе утраты сменилось радостью любви. Господь показал мне, как можно во всей полноте любить человека, разделить с ним не только радость, но и горе, полностью отдать себя на служение ему. Дедушки не стало совсем недавно. В его комнате о нем напоминает большая икона Казанской Божией Матери, обветшалый молитвослов с пометками на страничках, во дворе звонко лающий у калитки дедушкин любимец песик Тришка. А в моем сердце - бесконечная, согревающая душу любовь и надежда на вечную встречу.

Но детство незаметно пролетело. Как- то уж очень быстро сбылась мечта стать большой. Началась взрослая жизнь, которая тоже пройдет так скоро, что и не заметишь. Но как радостно смело идти вперед с главной новостью всей нашей жизни, с главной новостью моей бабушки, дедушки, мамы, с главной новостью каждого из нас: Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес!

N4 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59