Началось все в 2001 году, когда настоятель Троицкой церкви в Норском Михаил Перегудов решил рядом с храмом сделать кладбище и похоронил на нем певчего Георгия. Затем на следующий год он и сам слег в могилу. А пару месяцев назад и другой священник - брат Михаила Перегудова Вячеслав Поляков был похоронен рядом.
Самого первого покойника хоронили ночью, аки разбойники. Соседи увидели, вызвали милицию. Мало ли что там люди с лопатами ночью делают. Приехала милиция, а утром появились санитарные врачи, чиновники. Властные структуры запретили хоронить здесь людей. Церковнослужители головами покивали, могилу закопали, но стоило уехать проверяющим, как тут же отрыли ее заново. Местные жители головами покачали, жалобами телефоны пообрывали, да и затихли. Видя безнаказанность, верослужащие стали кладбище покойниками расширять. Причем последняя могила, хоть и сделана пару месяцев назад, похожа на памятник черстводушию. Ровненький прямоугольник земли с крестом даже ничем не отгорожен. И прямо на могиле видны отпечатки обуви...
Все санитарные, человеческие и правовые нормы топчутся священнослужителями сплошь и рядом. По всем законам от кладбища до жилой зоны должно быть не меньше 350 метров. К тому же могилы должны устанавливать специализированные службы, а не любой желающий. Ведь законы же умные люди писали, учитывающие расположение грунтовых вод, состояние почвы и прочие факторы.
Священники же недолго думая закопали покойных на берегу Волги, недалеко от водозаборника Горводоканала. Неужели из наших водопроводных кранов течет вода вперемешку с человеческими останками?
Нынешний настоятель церкви Андрей Смирнов честно признался, что разрешения на кладбище у него нет и он в курсе про трехсотметровую ограничительную зону, но ему это безразлично. "Захотим - и могилы в центре города у Сретенской церкви выроем, и никто не пикнет, - с церковной терпимостью воскликнул верующий. - Почему подзахоранивают на Леонтьевском кладбище и в Крестах, а нам нельзя?" Основной аргумент батюшек: тыщи лет назад хоронили, хороним и хоронить будем.
Удивительно, куда смотрят санитарные службы. Не в Священное Писание же? Хотя - удивительная тенденция. Монашки Казанского монастыря устроили кладбище в центре Ярославля (среди них была и бывшая работница мэрии). Кладбище в Норском поселке тоже сделал бывший депутат Областной думы Михаил Перегудов.
Вот такая смычка церковной и светской власти, не признающей законы. Даже дети знают, что на Леонтьевском кладбище хоронят. И, по разговорам, церковнослужители берут за место от 20 до 30 тысяч рублей. Хотя не имеют права этим заниматься, но ведь хоронят же, и молчат санслужбы города.
Но батюшка Троицкой церкви на могильном расширении не остановился. Он решил обнести церковь забором. Причем стал класть мощные бетонные блоки прямо на место, где проходят под землей водопровод, газопровод, телефонный провод. В случае аварии к ним было бы не добраться. Восьмидесятитрехлетний Николай Иванович Зокин стоял рядом с батюшкой, умолял его не делать этого, а тот лишь улыбался. "Скоро вы сюда на вертолете попадать будете", - говорил священник, перекрывая блоками подъезд к дому. Дедушка от такой любви к ближнему захворал и угодил в больницу.
Приехали связисты и коммунальщики. Смирнову объяснили суть политики ЖКХ на текущий момент и место Троицкой церкви в ней. Бетонные плиты временно отступили. Наверное, как с могилами, временно. Доступ к трубам батюшка пока не перекрыл, но проезд ограничил. "Скорой" теперь до дома Зокина не добраться, пожарный проезд к дому тоже перестал существовать.
У священника постоянно возникают конфликты с местным населением. Святой отец так ставит свою машину, что не проехать. Причем место-то есть, где церковная машина не мешала бы проезду. Так нет же. Один раз чуть до драки дело не дошло. Хотя при назначении на должность батюшка сказал: "Я человек не злобный, я вас не обижу".
Я не уверен, что такое поведение священников идет на пользу Церкви и не отвращает людей от прихода. Ветеран считает иначе: "Я ведь не к нему хожу, а к Богу. Хотя обидно. Служба службой, а совесть иметь надо".
Ярославская область