СКОРЫЙ В БЕДАХ ЗАСТУПНИК

Новости Москвы 
0
182
Время на чтение 5 минут
В начале прошлого века в приемной Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елисаветой в Москве, стояла небольшая модель церкви по проекту архитектора Щусева - для далекого итальянского городка Бари. Настоятельница обители давно мечтала построить храм и несколько зданий для русских паломников, приезжавших на солнечный итальянский берег поклониться мощам одного из самых почитаемых на Руси святых - святителя Николая чудотворца.
22 мая по новому стилю вспоминается перенесение святых мощей святителя и чудотворца Николая из города Миры в Ликии (Малая Азия, сегодня - на территории Турции) в итальянский город Бари, где они хранятся и доныне.
Трудно представить город на Руси без храма, посвященного святителю Николаю чудотворцу, архиепископу Мир Ликийских. Не зря иностранцы величали святого Николая "русским заступником". Все узнают его лик на иконах - святого, всегда спешащего помочь в беде и печали. Заметим, что иконография святого разнообразна. Появлялись иконы Николы Ратного, Путного и Мокрого - святитель Николай почитался покровителем путешествующих (особенно по морю), а также ратников, крестьян и купцов. Икона Николы Зарайского изображает святого Николая, благословляющего правой рукой, а в левой держащего защищаемый им город. С мечом в правой руке угодник Божий изображен на иконе "Никола Можайский".
Святитель родился в III веке в городе Патарах в Ликии. С детства посвятив свою жизнь служению Богу, святой Николай помогал бедным, неправедно осужденным, погибающим. Он претерпел гонения, обличал ереси. Став архиепископом Мирликийской епархии, святой был примером для своей паствы - в вере и любви. После непродолжительной болезни он мирно скончался.
Необычен рассказ о том, как мощи Cвятителя появились в небольшом итальянском городке - Бари. В XI веке многие города христианского Востока подвергались набегам воинственных мусульман. В 1087 году святитель Николай явился одному священнику из Бари и сказал, чтобы его мощи перенесли в этот город. За мощами было отправлено три корабля, Чтобы скрыть истинную цель их путешествия, корабли нагрузили пшеницей. Однако вскоре разнеслась весть, что венецианские купцы тоже намерены отправиться в Миры и перенести мощи Cвятителя в Венецию. Но барийцы первыми прибыли к берегам Ликии и вывезли мощи к себе в Бари - на восточное побережье Италии. В пути неожиданно переменился ветер, и корабль направился по направлению к городу Патарам - родине святого Николая. И только когда пятеро барийцев признались, что взяли себе частицу мощей святого, море успокоилось, и подул попутный ветер.
Один наш соотечественник, чье имя осталось неизвестным, присутствовал при перенесении мощей Cвятителя и, можно сказать, стал первым среди множества паломников из России, которые до сегодняшнего дня приезжают в Бари почтить память великого святого. Владея грамотой, он внес описание этого события в отечественный свод сказаний о святом Николае.
Также одним из первых паломников в Бари стал купеческий сын Василий Григорьевич, живший в XVIII веке и происходивший из одноименного городка в нынешней Винницкой области. Королева Бона, супруга польского короля Cигизмунда I, происходила из Барской провинции и назвала далекое местечко по родному Бар-граду. Особенно Василий просил Cвятителя избавить его от открывшейся язвы. И, действительно, на мощах святого он получил исцеление.
Вот как он описывает город: "Рассмотрехом красоту града... Стоит же на веселом полю, далече от гор, яко едва зрятся от тамо, на месте равном, пещистом, чистом, на самом брезе, яко от единия страни ограду его омочает волна морская. Строением костелов, монастырей и домов есть лепотен, народа в себе живущего имат много, такожде и от приходящих на поклонение по морю и по суху есть множество".
До сих пор мощи Cвятителя Николая хранятся в крипте (подземной церкви) базилики на берегу моря в старой части города Бари - храме романского стиля ХII века. Они находятся ниже уровня пола, под алтарем, и закрыты со всех сторон железобетонными блоками. Паломники прикладываются к мощам, опускаясь на колени под алтарь.
Еще с самых первых лет появления мощей Cвятителя в Бари они источают святое миро, которое собирается раз в год - 22 мая по новому стилю. Разбавленное водой, это миро используют верующие во исцеление души и тела.
Особенно необычно и знаменательно звучат три разных по смыслу, но одинаково звучащих слова из похвалы Cвятителю: "Отче Николае, аще и Мирская страна молчит, но мир весь, иже тобою просвещенный, мира же благоухание и чудес множествы взывает богохвальными песньми".
С 1951 года базилика, где почивают мощи святителя Николая, принадлежит доминиканцам, однако на святых мощах регулярно служится православная литургия для паломников, приезжающих в Бари для поклонения святым мощам Чудотворца.
В Бари открыто подворье Русской Православной Церкви и действует тот самый храм, инициатором строительства которого была не только Великая княгиня Елисавета, но и сам император Николай II - ведь Cвятитель Николай был его небесным покровителем. Николай II посетил Бари, еще будучи наследником, и распорядился перемостить нижний храм мрамором.
После смерти своего супруга, Великого князя Сергея Александровича, Великая княгиня Елисавета становится председательницей Императорского Православного Палестинского Общества, опекавшего русских паломников в зарубежных странах, и выступает с инициативой строительства русского храма в Бари.
Средства для подворья в Бари собирала вся Россия. Все доходы Николо-Александровского храма на Песках (решением Синода от 29 ноября 1911 г. и ему было присвоено наименование "Барградский") передавались на строительство храма в Италии. А по высочайшему повелению дважды в год, на Николу Вешнего и Николу Зимнего, во всех российских церквях устраивался тарелочный сбор на строительство в Бар-граде.
Возведение православного собора в Бари было связано также с именем известного миссионера, проповедника и новомученика, расстрелянного в 1918 году, - протоиерея Иоанна Восторгова. Благодаря ему удалось приобрести участок земли в Бари для Палестинского Общества, на котором впоследствии и появляются храм и дом для паломников из России. Он приехал в Апулию в обстановке почти секретной из-за опасения противодействия как местной администрации, так и католического духовенства. Однако 20 января 1911 г. о. Иоанн сообщает об успешной покупке земли. "Да вознесется на дальнем иноверном Западе православный храм с сияющими крестами и куполами!", - отметил о. Иоанн, вернувшись в Россию.
Храм был торжественно заложен 22 мая 1913 года. На строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии, прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии (католическое духовенство в церемонии закладки участия не приняло, как прежде во Флоренции). В фундамент церкви заложили грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли.
Пришли телеграммы от императора Николая II ("искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма"), от Елиcаветы Феодоровны ("соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников"), от архитектора Щусева ("поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу").
В этот же период было решено возвести "Барградскую" церковь в Петербурге. Храм был заложен 8 сентября 1913 г. и освящен 15 декабря 1915 г. (в 1932 г. был снесен).
"Барградские" храмы в Италии и России строились одновременно и были очень похожи друг на друга. Их архитектурное решение в духе псковско-новгородской архитектуры предложил князь Ширинский-Шихматов. Он собрал и древние иконы для иконостасов обеих церквей (в Бари они не были отправлены из-за начавшейся войны). Предполагалось создать в помещениях подворья в Бари первого в истории зарубежного музея русской старины, экспонировать древние иконы, редкие издания, фотографии всех Никольских церквей в России, а также поручить К. С. Петрову-Водкину роспись интерьеров.
Нижний храм в Бари был отстроен и освящен спустя год после закладки. Быстро завершили строительство и дома для гостей. Однако дальнейшее возведение собора было остановлено - шла Первая мировая война.
Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов прервался.
Однако сейчас храм святителя Николая в Бари полностью достроен. Не перестает он удивлять паломников своей небесной белизной и устремленностью ввысь. Особенно необычно смотрится его архитектура в старо-русском стиле: из-за пальм и мандариновых деревьев выглядывает островок родной Руси.
От него, пройдя по типичным итальянским улочкам с цветами на балконах, попадаешь в старый город, в базилику к великому святителю Николаю чудотворцу - скорому заступнику в бедах.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Горбачева
От предания к фактам
Жизнь Серафима Саровского все еще требует тщательного изучения
22.04.2004
Царский звон
Далеко будет слышен главный колокол Троице-Сергиевой лавры
05.11.2003
Царский звон
Далеко будет слышен главный колокол Троице-Сергиевой лавры
04.11.2003
Все статьи Татьяна Горбачева
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29