Предлагая разобраться в импортированных "плодах просвещения", А. С. Хомяков писал: "Принимая все без разбора, добродушно признавая просвещением всякое явление западного мира, всякую новую моду и оттенок моды, всякий плод досуга немецких философов и французских портных, всякое изменение в мысли или в быте, мы еще не осмелились ни разу хоть вежливо, хоть робко, хоть в полусомнении спросить у Запада: все ли то правда, что он говорит? Все ли то прекрасно, что он делает?". Настаивая на идее самостоятельного развития России, он возражал против подражательности : "Мы принимали от умирающей Греции святое наследие, символ искупления, и учились слову, мы отстаивали его от нашествия Корана и не отдали во власть Папы; сохраняли непорочную голубицу, перелетевшую из Византии на берега Днепра и припавшую на грудь Владимира".
Не отвергая в целом западного просвещения, русский энциклопедист предлагал различать те знания и идеалы, которые имеют универсальный характер (" всечеловеческая или всемирная нравственная истина") и те, которые на русской почве не могут принести пользы. Как воцерковленный человек, А. С. Хомяков полагал Православие - истинным просвещением, стремлением к национальным традициям и ценностям.
Привлек внимание участников конференции также доклад студента 1 курса факультета искусствоведения Шведенко М. "Критика славянофилами реформ Петра 1". Докладчик отметил, что "высшей правдой" для славянофилов были _ православие, самодержавие, община. Православие и община являются основой русской народности, истории. Славянофилы высоко ценили научные знания Запада и его материальную культуру, признавали заимствования этой культуры, однако отрицали заимствование самих начал западного просвещения, которое, по их мнению, противоречит русскому пути исторического развития. Так, по представлениям славянофилов, власть - это долг, тягота, подвиг, но не привилегия. Вся суть реформ Петра I, по их мнению, сводится к одному - замене русского самодержавия абсолютизмом. Самодержавие, означавшее первоначально просто единодержавие, становится при Петре 1 Римско-Германским императорством.
Петр 1 внес в ход русской истории элемент насилия, разобщил сословия и стал виновником сословной вражды, прежде русскому обществу неведомой. Характер петровских преобразований, разрыв с предшествующим ходом общественного развития, подражание Западной Европе лишали Россию, по мнению славянофилов, возможности индивидуального исторического развития.
Темы выступлений - "Слово и образ в Евангелиях", "Тема России в творчестве К. И. Горбатова", "Неизвестные грани таланта К. Брюллова", "История русского алфавита", "Православно-иконописная традиция в живописи Е.Сорокина", "Иконография парных изображений святых апостолов Петра и Павла.", "Иконы "Богоматерь Федоровская" и "Святитель Николай". История возникновения данной иконографии" - органично дополнили концепции основных докладов. Так, студенты 1 курса факультета архитектуры Струнин К. и Ермохина Н. в своем докладе "История русского алфавита" сделали акцент на опасности тенденции языкового реформирования, связанной с заменой кириллицы на латиницу, что влечет за собой кардинальные изменения в государственной политике. Студентка 5 курса факультета искусствоведения Малова Т. в докладе "Тема России в творчестве К.И.Горбатова" отметила духовную и интеллектуальную значимость этой темы в творчестве многих русских художников, постигших гармонию русского уклада жизни.
14 мая 2004 г.