Возвращение пророка

к 200-летию со дня рождения А. С. Хомякова

Традиционная весенняя научно-практическая конференция, прошедшая в Российской академии живописи, ваяния и зодчества была посвящена творчеству А. С. Хомякова. Основной доклад "А. С. Хомяков как личность и мыслитель" был сделан доктором филологических наук проф. Тарасовым Б. Н. в контексте историософского и антропологического восприятия творчества замечательного русского мыслителя, общественного деятеля, изобретателя, портретиста, иконописца, поэта, драматурга.

Предлагая разобраться в импортированных "плодах просвещения", А. С. Хомяков писал: "Принимая все без разбора, добродушно признавая просвещением всякое явление западного мира, всякую новую моду и оттенок моды, всякий плод досуга немецких философов и французских портных, всякое изменение в мысли или в быте, мы еще не осмелились ни разу хоть вежливо, хоть робко, хоть в полусомнении спросить у Запада: все ли то правда, что он говорит? Все ли то прекрасно, что он делает?". Настаивая на идее самостоятельного развития России, он возражал против подражательности : "Мы принимали от умирающей Греции святое наследие, символ искупления, и учились слову, мы отстаивали его от нашествия Корана и не отдали во власть Папы; сохраняли непорочную голубицу, перелетевшую из Византии на берега Днепра и припавшую на грудь Владимира".

Не отвергая в целом западного просвещения, русский энциклопедист предлагал различать те знания и идеалы, которые имеют универсальный характер (" всечеловеческая или всемирная нравственная истина") и те, которые на русской почве не могут принести пользы. Как воцерковленный человек, А. С. Хомяков полагал Православие - истинным просвещением, стремлением к национальным традициям и ценностям.

Привлек внимание участников конференции также доклад студента 1 курса факультета искусствоведения Шведенко М. "Критика славянофилами реформ Петра 1". Докладчик отметил, что "высшей правдой" для славянофилов были _ православие, самодержавие, община. Православие и община являются основой русской народности, истории. Славянофилы высоко ценили научные знания Запада и его материальную культуру, признавали заимствования этой культуры, однако отрицали заимствование самих начал западного просвещения, которое, по их мнению, противоречит русскому пути исторического развития. Так, по представлениям славянофилов, власть - это долг, тягота, подвиг, но не привилегия. Вся суть реформ Петра I, по их мнению, сводится к одному - замене русского самодержавия абсолютизмом. Самодержавие, означавшее первоначально просто единодержавие, становится при Петре 1 Римско-Германским императорством.

Петр 1 внес в ход русской истории элемент насилия, разобщил сословия и стал виновником сословной вражды, прежде русскому обществу неведомой. Характер петровских преобразований, разрыв с предшествующим ходом общественного развития, подражание Западной Европе лишали Россию, по мнению славянофилов, возможности индивидуального исторического развития.

Темы выступлений - "Слово и образ в Евангелиях", "Тема России в творчестве К. И. Горбатова", "Неизвестные грани таланта К. Брюллова", "История русского алфавита", "Православно-иконописная традиция в живописи Е.Сорокина", "Иконография парных изображений святых апостолов Петра и Павла.", "Иконы "Богоматерь Федоровская" и "Святитель Николай". История возникновения данной иконографии" - органично дополнили концепции основных докладов. Так, студенты 1 курса факультета архитектуры Струнин К. и Ермохина Н. в своем докладе "История русского алфавита" сделали акцент на опасности тенденции языкового реформирования, связанной с заменой кириллицы на латиницу, что влечет за собой кардинальные изменения в государственной политике. Студентка 5 курса факультета искусствоведения Малова Т. в докладе "Тема России в творчестве К.И.Горбатова" отметила духовную и интеллектуальную значимость этой темы в творчестве многих русских художников, постигших гармонию русского уклада жизни.

14 мая 2004 г.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Л. Моденкова:
Возвращение пророка
к 200-летию со дня рождения А. С. Хомякова
17.05.2004
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы