Граждане баптисты

Не только православные могут быть патриотами - убежден председатель Российского Союза евангельских христиан-баптистов Юрий Сипко

Религия 
0
155
Время на чтение 6 минут
Российский Союз евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) - самое многочисленное из протестантских течений в сегодняшней России, ведущее активную социальную работу. Несмотря на это, многие продолжают считать баптистов "сектантами", оторванными от общественной жизни. О том, чем на самом деле живут российские протестанты, рассказал в интервью "НГР" председатель Российского Союза ЕХБ Юрий Сипко.

Юрий Сипко: 'Как пастор я могу благословить кого-то на участие в выборах, но агитация здесь недопуст


- Юрий Кириллович, когда будет обнародована социальная концепция евангельских христиан-баптистов?

- Она пока только разрабатывается. Сроков выхода в свет сказать не могу. Отдельные ее положения скорее всего будут обсуждаться в октябре на совете Союза евангельских христиан-баптистов.

- А чем она будет отличаться от социальных концепций других конфессий?

- В первую очередь тем, что наш Союз будет в ней определен как особая протестантская деноминация. В содержательной части, я думаю, не будет кардинальных отличий, поскольку общепротестантская социальная концепция, которая была представлена в конце прошлого года, отражает наши точки зрения по всем основным вопросам.

- Перед выборами президента Патриарх Алексий II призвал православных прийти на избирательные участки. А вы обращались к своей пастве с подобными призывами?

- Религиозным организациям запрещено участвовать в политической жизни. Как пастор я могу благословить кого-то на участие в выборах, но агитация здесь недопустима. Служители баптистских Церквей всегда говорят о личной свободе каждого прихожанина. Это свобода распространяется и на выборы. При этом я убежден, что российские баптисты к всенародному голосованию относятся как настоящие граждане и патриоты. Я, например, в числе участников нашей экспедиции "Евангелие - народам России" 14 марта оказался в городке Сусумане, который мало кто знает. Это не помешало нам прийти на местный избирательный участок и проголосовать.

Поэтому представления о том, что баптисты игнорируют политическую жизнь страны, - это пережитки советского времени. Ребенком я с первого класса ходил в библиотеку, наш отец выписывал газеты, мы постоянно слушали радио. Однажды к нам домой пришла комиссия из горисполкома. А вскоре вышла газетная статья, где нас изобразили маргиналами, оторванными от мира. Газета писала, что родители запрещают нам читать, что у нас дома нет ни газет, ни радио. Эти представления сохранились до сих пор, как я вижу.

- Есть ли идея создать политическую партию баптистов или протестантов в целом?

- Такая идея была. Но всех деятелей, ориентировавшихся на религиозные ценности, убрали с политической арены. Впрочем, может быть, это и не плохо, потому что христианам не может быть уютно в этой среде. И мы как баптисты понимаем, что не стоит политическими средствами пытаться завоевать признание. Христианам нужно прежде всего восстановить свой христианский облик и дистанцироваться от политики.

- В 1944 году советская власть объединила баптистов и евангельских христиан. Не усугубились ли различия между ними с приходом демократии?

- Как сказал Христос, "ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше". Я думаю, что ни баптисты, ни евангельские христиане не восприняли это объединение как насилие. Ведь их выпустили из сталинских концлагерей и предложили продолжать религиозную жизнь в новом качестве. Все наши различия были обусловлены исключительно территориальными причинами и касались некоторых особенностей богослужения. В 1944 году они были согласованы и в дальнейшем не вызывали споров.

Советская власть лишь подтолкнула нас к объединению, которое было вполне достижимо и организационно, и догматически. Мы живем единой семьей уже 60 лет и внутри нашего братства не существует барьеров.

- Есть ли сегодня последователи "баптистов-инициативников", которые отказывались получать государственную регистрацию? И как вы строите с ними взаимоотношения?

- Да, есть. Они очень многообразны, потому что это движение, появившееся в процессе раскола, продолжает раскалываться до сих пор. Одни зарегистрированы автономно на уровне общин, не входя ни в какие объединения. Другие отошли от своих прежних взглядов. Есть и те, кто продолжает занимать очень жесткую позицию по отношению к власти и зарегистрированной Церкви ЕХБ. К сожалению, у них нет лидеров, с которыми можно было бы вести диалог. Попытки его наладить не дали результатов.

- Как вы оцениваете результаты недавней встречи с представителями православного духовенства в Даниловом монастыре?

- Я очень доволен. Все участники единодушно решили сделать такие встречи регулярными. Мы пришли к выводу, что нам необходимо проводить совместные консультации по вопросам отношений с государством, социального служения, службы в армии и альтернативной гражданской службы.

На всех дискуссиях царила атмосфера той близости, которая присутствует в христианском мире, но о которой мы в суматохе нередко забываем. Обнаружилось даже, что православные при всей их мощи и баптисты при их малочисленности нуждаются друг в друге. У нас один Господь и одна будущность. Безусловно, такие встречи способствуют снижению межрелигиозной напряженности.

- Как вообще складываются ваши отношения с армией? Ведь раньше баптисты отказывались брать в руки оружие. Что изменилось с тех пор?

- Говорить, что раньше было так, а сейчас иначе, не совсем корректно. В баптистском мире не запрещено брать в руки оружие. Пацифизм и баптизм - не синонимы. Одни баптисты брали в руки оружие, другие - не брали. Конфликт возникал не на этой почве, а на почве принятия присяги. Многие усматривали здесь противоречие с библейской заповедью: "Не клянись". А государство, естественно, не могло доверить оружие солдату, который не произнес клятву на верность своей родине.

Когда члены наших Церквей спрашивают, идти ли им служить, я всегда отвечаю, что они вольны выбирать сами. Но мой совет - не надо прятаться от трудностей. Армия помогает сформировать характер. А для христианина, который называет себя воином Христовым, это очень важно. Почему-то в обществе сложилось мнение, что патриотом может быть только православный. Это не так.

- К каким общим выводам удалось прийти по поводу альтернативной службы призывников?

- И та и другая сторона говорят о том, что государство должно дать людям с пацифистскими убеждениями возможность исполнить свой государственный долг. При этом ни православным, ни баптистам пацифизм в чистом виде не присущ. Православие всегда благословляло воинов на защиту отечества.

Баптисты, следуя Писанию, действуют точно так же. Поэтому отношение к альтернативной службе у нас оказалось одинаковым. Все отмечали, что ныне действующий закон об АГС отражает желание не помочь людям определенных убеждений, а как можно больше их унизить. Практически все статьи этого закона носят репрессивный характер.

- В чем выражается социальное служение евангельских христиан-баптистов?

- Направлений существует множество. Конечно, опыт у нас пока накоплен небольшой, поскольку в советское время ничем подобным заниматься было нельзя. Сегодня наша страна переживает социальную трагедию. Старики, обездоленные, дети-сироты, беспризорники, инвалиды, алкоголики и наркоманы - все они лишены какой бы то ни было защиты.

Поэтому во всех этих сферах по мере сил работают представители наших Церквей. К сожалению, климат, сложившийся в нашем обществе, не слишком благоприятен для такого служения. Одному из наших пасторов не дали удочерить девочку из детского дома только потому, что в документах он честно указал свою конфессиональную принадлежность. И это далеко не единичный случай. Очень часто попытки подарить ребенку детство, отправить его в летний лагерь отдыха или воскресную школу встречают такую реакцию чиновников.

В области работы с алкоголиками и наркоманами, которую ведут наши Церкви, достигнуты очень хорошие результаты. И это вопреки убеждениям не только профессиональных наркологов, но даже самих наших подопечных. Через молитву, чтение Писания, через поддержку общины люди возвращаются к нормальной жизни. И таких случаев не счесть.

- То есть ваше служение всегда сопряжено с проповедью?

- Конечно, не всегда. Например, служение детям - это просто помощь. Мы берем детей в летние лагеря, обеспечиваем им полноценный отдых, окружаем атмосферой любви и взаимного уважения. За десять-двенадцать дней общения в таком лагере многие буквально воскресают. Этой любви они не испытывали с самого рождения. Зачем детям наше богословское учение? Искренняя христианская любовь - это самая эффективная проповедь!

- Акция "Евангелие - народам России", которую осуществляет ЕХБ, - это проповедь или социальная помощь обездоленным?

- Наиболее точным мне кажется слово миссия. Экспедиция стартовала 21 декабря 2003 г. и уже четыре месяца находится в пути. Маршрут пролегает по берегу Ледовитого океана, затем - Сахалин, Камчатка, Кавказ, южные регионы России. В июле путешествие должно закончиться на всеобщем баптистском конгрессе в Брянске. Главная цель экспедиции - посещение наших церквей, вовлечение их в социальное служение. Участники посещают исправительно-трудовые учреждения и детские дома, оказывают социальную помощь в регионах. Надо сказать, что у нас поначалу было очень много опасений, но все они развеялись.

- Чем они были вызваны?

- Пугали суровые условия Севера и несовершенство нашей техники. Ведь мы взяли "КамАЗ", давно отработавший свое на лесоповале. Кроме того, на любом этапе экспедицию могли задержать до выяснения обстоятельств и сорвать нам весь график. Ожидали мы и неприятия со стороны местных жителей. Несколько раз мы действительно сталкивались с пикетами. Но это были единичные случаи. И все они закончились мирно.

Несмотря на все эти трудности, мы рискнули отправиться в такое путешествие. И до сегодняшнего дня продолжается работа, меняются экипажи, приходят новые люди, готовые взять отпуск и отказаться от привычных условий. Экспедиция идет по графику. И это великая радость.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Шабуцкий
Обитель в миру
Православные диаконисы служат Богу и людям
21.01.2004
Переводчик Пророка
"Канонический текст Корана составлен с большими композиционными ошибками", - убежден писатель Чингиз Гусейнов
20.08.2003
Все статьи Сергей Шабуцкий
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Апографъ
19.04.2024 19:06
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05