Антисемитизм и европейское самосознание

Мы должны прийти к осознанию двойственности европейской истории, мы должны открыто говорить о наших представлениях об истории, о наших воспоминаниях и, не в последнюю очередь, о наших предрассудках и предубеждениях.

В одном из выступлений в Германии бывший министр иностранных дел Латвии Сандра Калниете подчеркнула, что оба тоталитарных режима - национал-социалистический и коммунистический - были в равной мере преступными, а потому недопустимо делать между ними какие-либо различия. После этого высказывания заместитель председателя Центрального совета еврейских общин Германии Саломон Корн в знак протеста покинул зал. Когда же в одном из выступлений председатель Центрального совета еврейских общин Германии Пауль Шпигель заговорил об опасности "традиционного антисемитизма в странах Восточной Европы", протест против этого высказывания заявил президент Польши Александр Квасьневский.

ЕщЈ до начала торжеств по случаю вступления в Евросоюз 10 новых стран призывы и предостережения, протесты и опровержения следовали одно за другим. В западных странах ЕС бытует мнение, что государства Восточной Европы ещЈ даже не приступали к попыткам разобраться с историей пособничества режиму национал-социалистов и что там прочно укоренился традиционный антисемитизм. Ну, а восточные европейцы, со своей стороны, упрекают Запад в том, что он закрывал и продолжает закрывать глаза на преступления коммунистических режимов.

Но давайте разберЈмся. Имеет ли вообще смысл спорить о том, какая система была страшнее, какой режим, национал-социалистический или коммунистический, принЈс больше страданий? Можно ли козырять численностью жертв, противопоставляя их друг другу? Наверное, это так же недопустимо, как и попытки поставить знак равенства между режимами. Оба были тоталитарными, оба были преступными, но они были разными.

В истории стран ЕС немало тЈмных страниц. Латышам, например, ещЈ только предстоит разбираться с вопросом сотрудничества с нацистской Германией. Не следует забывать, что из 70 тысяч евреев в Латвии выжили только 3 тысячи, остальные были уничтожены немецкими и латышскими нацистами. В Польше нуждается в осмыслении вопрос антисемитизма с католической подоплЈкой. Если выйти за рамки ЕС, то и России ещЈ долго придЈтся бороться с бытовым антисемитизмом. А любые попытки использовать историю, чтобы отвлечь внимание от собственных проблем и упущений, только затрудняют диалог.

В "старых" странах ЕС катастрофически мало знают о новых членах союза. В прошлом веке народы Восточной Европы по два, а то и по три раза становились жертвами насилия или оккупации со стороны других народов, их лишали свободы и независимости. Они имеют полное право на то, чтобы мы учитывали этот их трагический опыт. И они заслуживают уважения за своЈ мужественное сопротивление коммунистической диктатуре. Возможно, именно то, что эти воспоминания живы в их памяти, поможет им с большей ответственностью подойти к собственной истории.

Но вот что действительно недопустимо, так это снисходительные поучения со стороны Запада. Вспомним, как много времени понадобилось Германии, чтобы открыто и честно разобраться со своей ответственностью за преступления национал-социализм. Этот процесс ещЈ не был завершен, когда распад Советского Союза и объединение с ГДР добавили ещЈ одну непростую главу к истории. Или возьмЈм Францию: там дискуссия о пособничестве режиму национал-социализма только началась.

ВсЈ это темы, которые должны широко обсуждаться между старыми и новыми членами Евросоюза. Непременное условие для этого: уважение к чужим страданиям, достойное отношение к памяти всех жертв. Но речь идЈт не только о научном, сугубо академическом изучении истории. Эта политическая и историческая дискуссия должна вестись и на эмоциональном уровне. Мы должны прийти к осознанию двойственности европейской истории, мы должны открыто говорить о наших представлениях об истории, о наших воспоминаниях и, не в последнюю очередь, о наших предрассудках и предубеждениях. Открыто говорить о собственных утратах и страданиях и не забывать при этом о трагедиях других народов - вот цель такой публичной дискуссии. А в результате мы, возможно, хотя бы немного приблизимся к тому, что принято именовать общеевропейским самосознанием.

8 мая 2004 г.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Корнелия Рабитц:
Все статьи автора
"общество"
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Педагогические секты
Деятельность деструктивных групп в Новосибирске
08.02.2006
Все статьи темы