itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Взлеты и падения Третьего пасхального фестиваля

Новости Москвы  Общество 
0
131
Время на чтение 6 минут
Третий Московский пасхальный фестиваль закончился на весьма высокой ноте: трепак из "Щелкунчика", который маэстро Гергиев посвятил недавно отметившему день рождения Александру Дзасохову, оркестр бисировал сам, без дирижера, в бешеном темпе и ни разу не сбился. Завершился праздник, которого, конечно, все ждали с вполне оправданным нетерпением.

Три года назад Пасхальный фестиваль ворвался с легкой руки Гергиева в московскую музыкальную жизнь и буквально взорвал ее мерное и неспешное течение. Это было самое странное дитя прославленного дирижера: программу составляли едва ли не на ходу, выбирая то, что было на слуху у согласившихся приехать исполнителей. И хотя на зов откликнулись даже такие звезды, как Вадим Репин и Ольга Бородина, все мероприятие отдавало некоторой самопальностью. И нередко автору этих строк приходилось слышать от иностранцев, что такие дела так не делаются. Но публика шла. Имя и артистический темперамент Гергиева стали залогом успеха. Фестиваль состоялся, оставив нас с разведенными в стороны руками.

В том, что за первым фестивалем последует второй, ни у кого сомнений не вызывало. И в определенных кругах непосещение концертов стало моветоном. В кругах, надо заметить, самых широких: открытие и закрытие действа стали вполне светскими мероприятиями. Программа второго фестиваля была гораздо стройнее и вывереннее, но тоже сыровата. Не было четкой концепции, сойти за которую такая формулировка, как "исполнение русской музыки" не могла. Надо, конечно, поблагодарить В.Гергиева за то, что он так любит музыку И.Стравинского: "Свадебка" на открытии и "Петрушка" на закрытии второго пасхального фестиваля стали настоящим откровением.

Прежде чем начать разговор о третьем фестивале, надо отметить, что определение "московский" с этого года стало, мягко говоря, условным: фестиваль перешагнул границы МКАД и перелился в города и веси России. Региональная программа охватила Санкт-Петербург, Кострому, Тверь, Вологду, Ярославль, Новгород Великий и Нижний, Рязань и Владимир. Москвичам, естественно, досталось меньше, что вызвало отнюдь не легкий ропот. Великорусским же городам перепало прилично: "Жизнь за царя" М.Глинки, "Ариадна на Наскосе" Р.Штрауса, Шестая симфония Чайковского, его же "Вариации на тему рококо" в транскрипции для альта с солирующим Башметом и многое другое. Были также продублированы три из четырех концертов "баховской программы".

Такой поход в провинцию даже заставил московского градоначальника на открытии фестиваля предположить, что мероприятие получит статус "всероссийского" и лишится определения "московский". Юрию Михайловичу иногда свойственно бросаться в крайности, что в данном случае кажется несколько странным: не в духе Лужкова отдавать такую жемчужину на откуп федеральному центру. Реформаторский пыл мэра охладил новый министр культуры и массовых коммуникация А.Соколов, не без основания заметивший, что "московский - и значит всероссийский".

В программе Третьего фестиваля четко выделились две главные составляющие. Первой стало исполнение всех симфоний С.Прокофьева, за что, кажется, никто со времен Кирилла Кондрашина не брался. Второй - "Дни Баха", ставшие весьма ценным подарком для столичных меломанов, которые качественным исполнением музыки великого немца не избалованы. На столичных площадках прозвучали пять симфоний (Пятую и Седьмую Гергиев подарил Нижнему Новгороду и Ярославлю). Пусть не всегда исполнение оказывалось идеальным, пусть немного смазался ритм в финале Первой симфонии, но ведь было и глубокое, блестящее исполнение Шестой симфонии, была настоящая театральная феерия в Третьей. Все это можно с уверенностью относить к художественным вершинам фестиваля.

В Москве Гергиев аккомпанировал трем солистам, и в каждом случае эффект был разный. Открывал фестиваль вместе с маэстро греческий скрипач Леонидас Кавакос, к которому вполне подошло бы такое несколько устаревшее, но тем не менее верное определение "музыкант высокой культуры" - Скрипичный концерт Я.Сибелиуса лишний раз это доказал. Чувствовалось, что сердца солиста и дирижера бьются в унисон - Гергиев показал себя первоклассным аккомпаниатором, особенно во второй части - Adagio. Глубокое, трагическое звучание и скрипки Кавакоса и мариинского оркестра, эмоциональная насыщенность, выверенное и сбалансированное звучание - все это производило впечатление художественной цельности. Чего не скажешь об исполнении Второго фортепианного концерта китайским пианистом Ланг Лангом. Здесь маэстро рискнул и, как оказалось, напрасно. Ланг - пианист ярко выраженного сентиментального толка - испытание Гергиевым не выдержал. Не спасла ни техника, ни внешняя эмоциональность - солиста иногда просто не было слышно, лишь изредка рояль робко отзывался на его усилия. Оркестр же нещадно гнул свою линию, игнорируя тщетные попытки Ланга прорваться сквозь плотную звуковую массу. Впрочем, когда мариинцы смолкали, ничего впечатляющего со сцены не доносилось.

Совсем другого качества партнерство обнаружил в Концерте для фортепьяно и духовых И.Стравинского Александр Торадзе, темпераментом Гергиеву равный. Вот тут уже рояль отзывался на каждый призыв пианиста, что придало всему концерту неизвестную доселе глубину звучания и яркость.

С оркестром Гергиева, что и говорить, спорить сложно. Это всегда поток, перед которым слушателю трудно устоять и не увлечься исполняемой музыкой: он берет в плен и ведет за собой. И не важно, что это за поток - река форте или ручеек пианиссимо. В связи с этим хочется остановиться на исполнении Второй симфонии Сергея Рахманинова. Держать весь зал в постоянном напряжении без малого 40 минут - дело нешуточное. Такого обилия оркестровых красок в этом произведении давно не приходилось слышать. В очередной раз хочется сказать комплимент духовой группе, которая во второй части симфонии поражала просто вагнеровским монолитным звучанием.

Так уж повелось с самого начала, что Валерий Гергиев привозил с собой какую-нибудь новую оперную постановку. На первом фестивале была "Снегурочка", запомнившаяся Даниилом Штодой - Берендеем. В прошлом году случился "Борис Годунов", сыгранный под дождем на Соборной площади и памятный самим маэстро Гергиевым в штормовке и бейсболке. В нынешнем году привезли "Чародейку" П.И. Чайковского. Рисковали не меньше, чем с "Борисом". Во-первых, опера ни у кого не на слуху, к признанным шедеврам не относится. Но это бы еще ничего, преодолеть можно. А вот как справиться с ужасной акустикой Концертного зала имени самого автора оперы? Это вопрос, кажется, неразрешимый. Третья проблема - дикция певцов: про ансамбли, которыми опера изобилует, можно вообще не говорить, но ведь даже в ариях ни слова было не разобрать.

Победил опять всех маэстро Гергиев со товарищи: оркестровая часть оперы, конечно, завораживала, но вот солисты в ней явно потерялись. Елена Ласовская - обладательница весьма красивого голоса, тем не менее, так и не смогла объяснить, почему Петр Ильич назвал свое произведение именно "Чародейка", а не "Князь" или, например, "Княгиня". Вот эти персонажи в исполнении Виктора Черноморцева и Ольги Савовой действительно выглядели убедительно. Перед Черноморцевым, которому пришлось преодолевать нещадный оркестровый шквал в финале оперы, вообще стоит опуститься на колени. Все это помноженное на акустику зала, давало явно не тот результат, которого можно было ожидать.

Жанр обзора не позволяет говорить обо всем без исключения, за рамками и так останется обширнейшая хоровая программа и колокольные звоны. Но было на завершившемся фестивале нечто такое, не упомянуть о чем было бы преступлением, поскольку по своей художественной значимости это нечто оказалось равноценным всему остальному. Речь идет, конечно, о "Днях Баха в Москве". Открывал программу сборный концерт, в котором приняли участие А.Огринчук (гобой), Р.Цизак (сопрано), К.Шорнсхайм (клавесин) и Ю.Тейхманис (виолончель). Потом слушатели Малого зала консерватории имели удовольствие приобщиться к скрипичным сонатам и партитам Баха, с непередаваемым изяществом выходившим из под смычка Виктории Мулловой, игравшей на скрипке с жильными струнами. В третий вечер Владимир Фельцман представил на суд публики Французские сюиты, которые прозвучали гораздо сдержаннее и суше, чем того можно было ожидать.

Кульминацией же цикла стали "Страсти по Матфею", исполненные в БЗК Collegium Vocale Gent под управлением Филиппа Херрвега и сборной команды солистов. Организаторы концерта предусмотрительно подготовили полный перевод текста "Страстей", чем весьма и весьма облегчили прослушивание. Надо сказать, что такого проникновенного и трогательного рассказа о страданиях Христа мне слышать не приходилось. Главная заслуга в этом принадлежит, несомненно, англичанину Марку Пэдмору, тонко и со знанием дела исполнившему партию Евангелиста. Великолепное впечатление произвел и Михаэль Фолле, певший Христа. Исполнительницы женских партий (Летиция Шеррер и Ингеборг Данц) ничем особым не запомнились - обычный европейский уровень вокала, не более того. А вот баритону Томасу Бауэру басовые арии оказались явно не по плечу. Но главное, конечно, не это.

Разбор полетов иногда затмевает суть произошедшего. А она, слава Богу, ясна как день - фестиваль обрел свое настоящее лицо, расширился, окреп и зажил своей жизнью, которая пока, правда, все еще зависит от одного человека. Тем не менее очевидно, что заряд, вложенный Гергиевым в это блестящее мероприятие, сохранится еще надолго и на наш век его хватит.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09