Успение Богородицы и символика православного храма

Успение Пресвятой Богородицы - главный богородичный праздник - издревле стал одним из самых почитаемых на Руси. Этому празднику посвящены кафедральные соборы, множество больших и малых храмов Русской Православной Церкви.
В Киево-Печерском патерике есть сказание об основании преподобными Антонием и Феодосием Успенского собора в созданной ими обители. Основателям собора неоднократно являлось видение храма в небесах. Место для храма, а также его зрительный образ, пропорции и размеры были указаны свыше, что сделало Успенский собор образцом русского храмоздательства.

Символика Успения Богородицы указывает на связь между храмом земным и Храмом Небесным (Откр 11. 1, 19): по успении Дева Мария, воспитанная при ветхозаветном храме, вводится Великим Первосвященником Господом Иисусом Христом в Небесное Святое святых.

Прославляя Пречистую Деву как одушевленный храм и священный Ковчег Нового Завета, святоотеческие толкования, богослужебные тексты и иконография проводят параллели между Успением и Введением Богородицы во храм.
Во Втором Слове на Успение Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин подчеркивает, что Марии "надлежало подняться в большую и сокровеннейшую скинию, в самое небо". В 6-й и 9-й песнях второго канона Иоанна Дамаскина на Успение говорится: "Приидите в Сион, на Божественную и тучную Гору живаго Бога, возрадуемся, Богородицу зряще: к зело бо лучшей и Божественней сени, яко Матерь, Сию во Святая святых Христос престави... Воистину Тя, яко светел свещник невещественного Света, кадильницу златую Божественного Угля, во Святая святых всели, ручку и жезл, скрижаль богописанную, ковчег святый, трапезу Слова жизни, Дево, Рождество Твое" (песни 6 и 9).

Иконы, изображающие Введение во храм и Успение, передают учение Церкви в зримых образах.

Икона Введения во храм изображает, как сопровождаемая родителями и девами трехлетняя Мария входит в иерусалимский храм, где первосвященник Захария (отец Иоанна Крестителя) встречает ее и вводит во Святое святых. Тема первосвященника и отроковицы обретает новозаветный смысл в иконографии Успения, где Первосвященник Христос берет на руки ребенка - душу Богоматери, чтобы возвести ее в Небесный Иерусалим. Икона включает изображения ангелов, апостолов, святителей и праведных жен, провожающих Богородицу при восхождении в горний мир. Присутствие Христа Архиерея и священнослужителей подчеркивает литургическое значение иконы.

Сопоставляя Введение во храм и Успение с перенесением Ковчега Завета во Святое святых храма, православное богослужение и иконопись напоминают о нечестивом Авфонии, которому Архангел отсек руки за попытку опрокинуть ложе с усопшей Богоматерью: "Како кивота Бога Жива прикоснутися, лукаве, дерзнул еси? Но постиже суд отсечением" (статия вторая, 107). Авфония был наказан как библейский Оза, дерзнувший прикоснуться к Ковчегу Завета при перенесении святыни в скинию на горе Сион при царе Давиде (2 Цар 6. 6-7).

Нередко в православной традиции духовный смысл одного события Священной истории отражает духовный смысл другого события. Например, взаимосвязь Рождества Христова и Успения Богородицы раскрыта О.Е.Этингоф в статье "Литургическая символика парного расположения сцен Рождество Христово и Успение Богоматери" (О.Е.Этингоф, Образ Богоматери, М., 2000, стр. 205-228). Подобное взаимоотражение Введения во храм и Успения связано с символикой православного храма как "неба на земле".

1 мая 2004 г.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий