В Москве и Питере откроются еврейские музеи

Новости Москвы  Общество 
0
104
Время на чтение 4 минуты
Новая выставка в Российском Этнографическом музее в Петербурге стала официальным стартом масштабного международного проекта, в результате которого через пять лет Россия получит петербургский Еврейский музей и музей Холокоста в Москве.

Проект получил личное благословение российского президента. Во время встречи с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном в ноябре прошлого года Владимир Путин поддержал создание в северной столице музея, посвященного жизни и истории еврейского народа.

Директор Этнографического музея Владимир Грусман рассматривает создание новых музеев как ответ интеллигенции на растущее число проявлений этнической, религиозной и расовой нетерпимости в России и за ее пределами.

"Реализация этого выставочного проекта представляется мне чрезвычайно своевременной", - говорит директор музея. - Недавние антисемитские заявления европейских политиков и погромы на мемориальных кладбищах доказывают, что страшная бацилла ксенофобии не ушла из мирового сообщества и в двадцать первом веке".

"Образы одного народа"

Выставка "Образы одного народа" впервые представляет большую часть еврейских коллекций музея, где насчитывается более 2,5 тыс. предметов, в том числе ритуальная утварь, праздничные и обрядовые костюмы, убранство хранилищ Торы, амулеты и обереги, предметы домашней обстановки.

Экспозиция лишена политической окраски и представляет собой непредвзятый рассказ об истории еврейской нации в России с периода царствования Елизаветы Петровны до начала двадцатого века.

Дизайнеры представили выставку в виде извилистой улицы типичного штетла -еврейского местечка в России. С елизаветинских времен до октябрьского переворота российские евреи проживали за чертой оседлости, на задворках империи, в двадцати пяти губерниях - на территории от Балтийского до Черного моря.

Экспозиция рассказывает о жизни еврейских общин Поволжья, Средней Азии, Кавказа, Украины и позволяет проследить взаимовлияние этих культур. В числе экспонатов, например, шалаш осеннего праздника Суккот, принадлежавший еврейскому семейству из Бухары, расположенный в типичном дворике штетла.

"Соседство евреев и мусульман в Средней Азии - очень давнее, укоренившееся в культуре этих народов", - рассказывает автор выставки Татьяна Емельянова. - Евреи в Бухаре жили небольшими общинами, и могли совсем не соприкасаться с мусульманами, но еврейские женщины надевали паранджу, когда выходили в город. Бани были общими и для евреев, и для мусульман".

Прививка против тоталитаризма

Для соавтора выставки Людмилы Урицкой самое ценное на экспозиции, а также ключ к пониманию еврейской нации - это книги: рукописные средневековые свитки с религиозными текстами, а также пинкасы - мемориальные книги еврейских семей.

"Евреев не зря называют народом книги: отношение нации к книге преисполнено пиетета, - говорит Урицкая. - Преемственность традиций находит свое воплощение в пинкасах, куда записывалось все - от рождения ребенка до строительства забора. В результате потомки располагают подробнейшей историей семьи".

Московский же музей Холокоста расположится на Поклонной горе в здании Музея истории Великой Отечественной Войны, став органичной частью постоянной экспозиции.

Ирина Флиге, глава исторического отдела петербургского правозащитного общества "Мемориал" надеется, что появление музея Холокоста сыграет роль своеобразной прививки против тоталитаризма.

"Такой музей обязательно должен быть государственным, и сам факт его создания отражает позицию страны, - считает Флиге. - Мне кажется чудовищным, что в России с ее кровавой историей, ГУЛАГом, массовыми репрессиями - до сих пор избегают говорить о массовом истреблении евреев. Ни о каком иммунитете против тоталитаризма и речи быть не может, пока проблему будут замалчивать".

Есть ли общественный консенсус?

Анна Колупаева, глава отдела по работе с музеями Министерства культуры РФ, называет упреки правозащитников справедливыми. Однако, по ее мнению, дело не столько в косности чиновников, сколько в настроениях народа, неоднородность которых и является главным препятствием.

"Действительно стыдно, что в России до сих пор нет музея, посвященного этой трагедии, - говорит представитель министерства. - С другой стороны, у нас нет навыка, нет традиций, не выработаны единые подходы, и главное, нет общественного консенсуса по отношению к этому вопросу".

Создание Еврейского музея в Петербурге является по сути воссозданием Музея еврейской цивилизации, открытого в Петрограде в 1916 году на Васильевском острове и просуществовавшего до 1929 года, когда он был ликвидирован в рамках кампании по уничтожению "еврейских буржуазных структур".

Большинство экспонатов Музея еврейской цивилизации оказались в фондах Российского этнографического, однако выставлялись крайне редко, поэтому многие из них впервые показаны только сейчас на выставке в Петербурге.

Дальнейшая работа над созданием обоих музеев будет проходить в сотрудничестве с ведущими учеными и сотрудниками крупнейших европейских Еврейских музеев.

В их числе - Алла Геллер, консультант Еврейского исторического музея в Амстердаме, созданного в голландской столице после окончания Второй Мировой войны. Этот музей занимает четыре соединенных между собой синагоги, расположенные в еврейском квартале Амстердама.

"Мифы и страхи"

"Во время войны еврейское население города было практически полностью уничтожено, и власти города решили разместить музей в пустовавших синагогах, - рассказывает Геллер. - Концепция нашего музея соединяет рассказ о судьбах конкретных людей с историей нации в определенной стране и всемирной историей евреев. Я рекомендовала бы такой подход и российским коллегам".

По словам Аллы Геллер, в Голландии ксенофобию считают результатом невежества. По этой причине, особое внимание в музее уделяют образовательным программам.

"Если евреи будут отмалчиваться, то агрессии в их адрес будет больше - и главным образом потому, что воображение людей склонно создавать химеры, - полагает Геллер. - Чем больше мы рассказываем о себе, тем более адекватное мнение окружающих мы получаем".

С этой точкой зрения, судя по всему, согласны в российском правительстве. Создание обоих музеев финансируется из государственного бюджета.

"Мифы и страхи рождаются из-за недостатка информации, - утверждает Анна Колупаева. - Доступность информации о народах, населяющих Россию, должна способствовать росту толерантности в обществе".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41