Выступление показательное. Прежде всего потому, что в нем, как в фокусе, собрано большинство опорных точек, на которых базируются воззрения тех, кто составляет сегодня церковную среду. Здесь и невероятные слухи (ни у одной из общественных организаций нет и не может быть статьи бюджета на строительство "неправославных молелен", и поэтому неоткуда получить ни кришнаитам, ни кому-либо другому 15 тысяч долларов), и фундаменталистские взгляды на тех, кто исповедует другие религии, поскольку исповедовать охранительное православие эпохи Николая I - все, на что способна сегодня значительная часть православных. Это когда православие воспринимается как дот, из которого нужно успеть отстреляться по тем, кто приближается, - католики, кришнаиты, буддисты, да, кстати, нередко и свои "недостаточно" православные. Однако эти настроения очень показательны для современного российского общества, которое очень хочет жить (и получать) по западным меркам, но отказаться ни от амбиций, ни от претензий, ни от рудиментарных традиций не торопится.
Такие, как этот издатель, очень любят говорить и писать о том, как сектанты преследуют тех, кто покидает их секты. Здесь мы видим то же самое отношение - и самим не делать ничего, и не дать построить храм, в который могут уйти люди. Однако в любом случае Россия будет двигаться в сторону Запада - другого пути просто нет. И чем более она будет западной, тем больше времени у таких православных будет уходить на борьбу с кришнаитскими храмами и католическими епархиями. И тем меньше времени будет оставаться на служение своему Богу.
Толерантность - одна из основ современного западного общества. Иными словами, мирное сосуществование людей с разными политическими, культурными и религиозными взглядами. Когда человек сам выбирает, что ему читать, кому доверять, какому богу поклоняться. В России есть целое учреждение - институт толерантности, но толерантности нет, и современная ситуация убеждает в том, что ее и не будет. Ведь нежелание быть толерантным - это прежде всего нежелание преодолеть собственную лень и работать. История с кришнаитской "молельней" тому убедительное подтверждение. То, что православию в Москве ничего не грозит, видно невооруженным глазом. В Москве более 500 православных церквей - и только запланированный к постройке кришнаитский храм. То, что количество верующих в храмах за последние годы снизилось, знает каждый. Но ведь те, кто ушел, никуда не делись - просто они сами выбрали для себя другой религиозный путь и имеют на это право. А ушли они потому, что в церкви никто ничего не сделал для того, чтобы они там остались. Именно об этом, кстати, открыто говорил несколько лет назад Патриарх. С тех пор мало что изменилось - так к какому же храму в результате приведет верующих их путь?..