Спорная дорога в храм

Казанская городская администрация закрывает глаза на конфликт между старообрядцами и католиками

Межконфессиональное согласие в Татарстане, которым так гордилась не без основания республиканская власть, дало трещину. Чиновники администрации Казани закрывают глаза на разгорающийся конфликт между старообрядцами и католиками.

В октябре прошлого года на перекрестке улиц Свердлова и Айдинова был установлен большой дубовый крест и освящена земля под строительство католического храма. На торжественном мероприятии Римско-Католическую Церковь представлял посланник Папы, апостольский нунций Антонио Меннини, а городскую администрацию - мэр Камиль Исхаков. Присутствовали на мероприятии старообрядцы и православные, выступающие против начала строительства католического храма именно в этом месте, в двух шагах от старообрядческого храма, возведенного в начале XIX века.

Прослышав, что Римско-Католическая Церковь не собирается ограничиваться строительством одного храма в Казани, заволновались и мусульмане, которые не исключают, что следующая католическая церковь перекроет прихожанам дорогу в мечеть.

В беседе с корреспондентом "НГ" священник Ариэль Альварес, прибывший в Казань полтора года назад в помощь местному настоятелю Диогенису Аргентинесу, подтвердил, что у Римско-Католической Церкви большие планы строительства храмов по всей республике: "Это только начало, будем строить еще храмы здесь, в Казани, и вообще в Татарстане".

Сегодня казанский католический приход составляют около 150 прихожан, которые собираются вместе только по большим праздникам. Постоянно ходят на службу не более ста человек. В основном это русские и татары, а также несколько поляков, украинцев и прибалтов. Католический храм ютится в часовне Арского кладбища. Зимой, когда рано темнеет, многие прихожане опасаются здесь появляться. Однако священники уверены, что с появлением храма в более людном месте число прихожан будет расти.

Надо сказать, что с середины XIX века в Казани существует католический храм в стиле классического польского костела, расположенный на улице Горького, 30. Однако в советские годы в храме разместил аэродинамическую трубу Казанский авиационный институт (КАИ). Выступая на торжественном освящении земли, Камиль Исхаков, памятуя о грядущих муниципальных выборах, слова подбирал осторожно: дескать, католический храм закладываем взамен утраченного.

Казань с давних пор делится на три части, определяющиеся, в частности, и религиозной принадлежностью их обитателей. За озером Кабан раскинулась мусульманская часть с соборной мечетью Марджани, которой начинается ныне возрождаемая Старо-Татарская, дышащая седой историей, слобода. Здесь столько мечетей, возведенных богатыми купцами, медресе, добротных подворий, домов-музеев мусульманских духовных деятелей и татарских просветителей, что этот уголок Казани воспринимаешь не иначе, как музей под открытым небом.

По другую сторону озера Кабан - Рабочая слобода, обживаемая с XVII века трудолюбивыми старообрядцами с их молельными домами. В десятые годы XIX века купец Гребенщиков построил старообрядцам Поморского Согласия церковь Казанской Богородицы со звонницей над входом. А другой известный старообрядец, купец-благотворитель Яков Шамов - больницу для бедных, известную в городе как Шамовская.

Золотые православные купола хранили мир и покой аристократического района Казани, обитель императорского университета, старейшего учительского института и третьего в России ветеринарного института, художественного и музыкального училищ, семинарий, гимназий и театров. В них были заняты и селились поблизости от места работы иностранцы. Для них в этом "дворянском раю" на параллельных улицах с разницей в пять лет в середине XIX века были построены католический храм (1858 г.), здание которого и теперь стоит на улице Горького, и лютеранская церковь Святой Екатерины (1863 г.).

Мэр Исхаков, выступая на церемонии освящения, "забыл" упомянуть, что КАИ переезжает в другой район Казани, уже освободил один памятник архитектуры - Казанское художественное училище, и сейчас ведется разговор о переносе аэродинамической трубы из здания храма на улице Горького.

Почему бы Католической Церкви не поставить вопрос о восстановлении исторической справедливости, возвращении ей здания костела и не заняться его восстановлением? Видимо, потому, что самый малочисленный, меньше ста тысяч жителей, Вахитовский (некогда аристократический) район Казани, ее деловой центр, где стоит старинный костел, вряд ли поможет католикам с их проблемой роста числа прихожан.

Старообрядцы, вот уже полгода пытаясь добиться сохранения своих интересов, прихода и территории, направляли письма президенту РТ Минтимеру Шаймиеву и президенту РФ Владимиру Путину. Однако все послания переадресовывались в городскую администрацию, чиновники которой не устают отписываться: "Закон не запрещает строить католический храм в этой части города".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Вера Постнова:
Халяльный бренд Татарстана
Истинный мусульманин знает вкус пищи, приготовленной по божественному закону
24.04.2007
Имена, любезные Аллаху
Обряд имянаречения у татар пережил гонения безбожников
16.10.2006
"Исламский джамаат" осудили за закрытыми дверями
В Татарстане вынесен приговор участникам террористической организации
04.08.2006
Женщина в исламе знает свое место
В Казани все сильнее заявляет о себе женское движение за мусульманский стиль жизни
29.05.2006
Съезд мусульман прошел без Шаймиева
Третий курултай Татарстана подтвердил обострение противоречий в республиканской общине
21.02.2006
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы