От предания к фактам

Жизнь Серафима Саровского все еще требует тщательного изучения

Религия 
0
245
Время на чтение 4 минуты
Об авторе: Татьяна Борисовна Горбачева - сотрудник Информационного центра Оргкомитета по оказанию содействия в проведении мероприятий, связанных с празднованием 250-летия со дня рождения преподобного Серафима Саровского.

Ярким и заметным событием прошлого года стало празднование 100-летия канонизации одного из самых почитаемых русских святых - преподобного Серафима Саровского. В этом году торжества продолжатся: 1 августа 2004 года Православная Церковь будет праздновать 250-летие со дня его рождения.

До недавнего времени годом рождения саровского чудотворца считался 1759-й. Но благодаря архивным исследованиям научного сотрудника музея "Саровская пустынь" и автора книги "Преподобный Серафим Саровский: предания и факты" Валентина Степашкина оказалось, что годом рождения старца следует считать 1754 год.

Анализ ранее опубликованных жизнеописаний преподобного Серафима позволил сделать автору книги неожиданный вывод: скорее всего они были основаны на устных преданиях. Попытки исторического анализа жизни святого предпринимались и ранее, но они не приносили больших результатов из-за недоступности архивов Саровского монастыря.

Первые биографические данные о преподобном стали известны в 1841 году, когда Московский университет издал книгу иеромонаха Сергия (Васильева). И уже впоследствии все даты биографии старца из этого издания входили в следующие книги.

Архивы Дивеевской женской общины открыла для читателей "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря". Она была написана архимандритом Серафимом (Чичаговым), ставшим впоследствии архиепископом. Он принимал деятельное участие в прославлении преподобного Серафима в 1903 году. Но, по всей вероятности, его все же не допустили к архивам Саровской пустыни.

Только в наше время появилась возможность исследовать архивы Саровского монастыря. А также рассмотреть документы, которые связаны с жизнью преподобного Серафима, хранящиеся в архивах Курской, Нижегородской, Пензенской областей и в Мордовии.

Год рождения
В середине XVIII века в губернском городе Курске в купеческой семье Исидора Ивановича и его жены Агафьи Фотиевны Машниных родился мальчик, названный родителями Прохором.

Как известно из документов, в 1768 году Агафьи Машниной было 50 лет, и у нее было трое детей: Алексей 17 лет, Прохор 14 лет и Прасковья 19 лет. Получается, что год рождения Прохора - 1754-й.

В архиве Курской казенной палаты были найдены материалы переписи населения, датируемой 1782 годом, где записано, что при проведении предыдущей переписи 1763 года Прохору Машнину было 5 лет. Следовательно, год рождения получается уже 1758 год.

Истину оставалось искать в архивах Саровской пустыни, куда Прохор поступает послушником. В 1786 году в "Списке монахов Саровской пустыни" впервые встречается имя Серафим с обозначением полных лет - 32. То есть в монастырском делопроизводстве год рождения 1754-й. Несомненно, юный послушник прибыл в монастырь с документами, удостоверяющими личность, где обозначался и год рождения.

В подтверждение этой даты Валентин Степашкин также приводит "Духовный регламент", согласно которому устанавливался возрастной ценз иноческого пострига: мужчин дозволялось постригать не ранее 30-летнего возраста. Если учесть, что "...города Курска мещанин Прохор Сидоров сын Машнин от роду 32 года" был пострижен в монахи в 1786 году, то, по мнению Валентина Степашкина, метод простого вычитания также подтверждает версию о дате рождения - 1754-й.

Падение с колокольни
Родители преподобного Серафима построили в Курске Сергиево-Казанский собор, прекрасно сохранившийся до нашего времени. Исидор Иванович Машнин, отец Прохора, руководил строительными работами. В 1760 году, когда уже была построена нижняя церковь, Машнин скончался.

Достроить храм он завещал своей жене. В 1778 году храм был окончательно отделан и 22 октября/4 ноября освящен в день празднования иконы Казанской Божией Матери.

В течение многих лет Агафия Фотиевна продолжала постройку церкви и лично наблюдала за рабочими. Часто с собой она брала и Прохора. Во всех первых "Сказаниях" о жизни преподобного Серафима присутствует описание следующего случая: "Во время строения храма однажды Агафия пошла на церковное здание, взявши с собою и сына своего, которому было тогда около семи лет, и как взошла на здание, то он, отлучась от нее, по детской неосторожности упал с высоты здания на землю". Испуганная мать думала, что сын разбился насмерть, но, к несказанной своей радости и величайшему удивлению, увидела Прохора целым и невредимым.

Об этом факте часто говорят и во многих житиях старца Серафима. Однако, по мнению Валентина Степашкина, первое упоминание о колокольне появилось в "Житии" 1863 г. и историческим источником служить не может, так как в 1761 году (а именно этим годом датируется падение Прохора) колокольни еще не было.

Автограф
Прохор проходил обучение грамоте по "Псалтири". В архиве Саровской пустыни в Саранске был найден действительный автограф будущего святого, представляющий собой черновик письма на имя иеромонаха Питирима. В черновике "верющаго письма" - так называлась доверенность на выполнение некоторых дел - Прохор Машнин просит своего земляка иеромонаха Питирима представлять его интересы в городском магистрате, если будет в том необходимость.

Многие факты позволяют утверждать, что это автограф именно Прохора Машнина. Во-первых, он был размещен среди документов послушника Прохора. Во-вторых, описываемые факты полностью соответствуют его жизни. Установлено, что делопроизводитель монастыря писать под диктовку это письмо тоже не мог. Лингвистическая экспертиза текста показала явные проявления южнорусского говора (Курск как раз находился на этой территории).

Послушания
В житийной литературе упоминаются различные послушания, которые исполнял Прохор, поступив в Саровскую обитель. В архивных документах найдено подтверждение только двум работам - столяра и полесовщика, то есть смотрителя за лесами.

В начале 1780-х правительство сняло запрет на разработку корабельных лесов. Тогда монахи Саровской пустыни, 90% владений которой составляли леса, стали задумываться, как сохранить собственный лес. Появилось послушание "полесовщиков". И монаха Серафима первого назначили на это послушание.

Одно из подтверждений тому, что преподобный выполнял послушание столяра, было найдено в письме игумена Саровского монастыря Исайи II. Рассказывая о церкви Зосимы и Савватия, игумен отмечает: "...престольная доска кипарисная в эту церковь может быть сделана и Серафимом, но по приказу строителя, за послушание; ибо отец Серафим по новоначалию находился тогда в столярной работе с прочими".

Среди других малоизвестных фактов о жизни Саровского чудотворца можно выделить следующий. В 1818 году игумен Саровской обители Нифонт и еще 13 иеромонахов, в том числе и Серафим, были награждены наперсными крестами в честь победы над французами в Отечественной войне 1812 г.

По мнению Валентина Степашкина, несмотря на огромное число публикаций, связанных с преподобным Серафимом, в его биографии еще много неизвестных страниц. Жизнь святого требует тщательного изучения, пересмотра и перепроверки многих фактов.

21 апреля 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Горбачева
Царский звон
Далеко будет слышен главный колокол Троице-Сергиевой лавры
05.11.2003
Царский звон
Далеко будет слышен главный колокол Троице-Сергиевой лавры
04.11.2003
Все статьи Татьяна Горбачева
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35