Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Домонгольская Одигитрия

Марина  Полякова, Россiя

20.04.2004

По уверениям знатоков изобразительного искусства, в наше время очень непросто найти раритет, не всплывавший ранее. Все уже открыто, изучено и оценено. Но вот в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева такая находка появилась. Из частной коллекции на временную экспозицию в музей передана старинная икона - Богоматерь Одигитрия.

Ее древность впечатляет. Исследователи считают годом ее рождения примерно 1200-й. И возраст этот вызывает "священный ужас" - а где же она была раньше, кто, на дне каких сундуков таил ее? Иконы, написанные до середины XII века, называют "домонгольскими" (то есть созданы они до нашествия Золотой Орды), и не так уж много их сохранилось - всего около 20 штук. Находка столь почтенной, неизвестной знатокам ранее и прекрасно сохранившейся иконы немедленно вызвала волну сомнений в умах искусствоведов. А вдруг - подделка? Но, по уверениям исследователей и реставраторов, проведенная экспертиза была такой дотошной, что для сомнений не осталось места. Новейшие методы позволили не только тщательно изучить состав краски и липовую доску, на которой написана икона, но и определить, как изменился за века ее цвет. Оказывается, фон иконы по замыслу мастера был розовым (теперь он напоминает березовую кору - серый, кое-где желтоватый, с темными прожилками), и то, изначальное, сочетание розовых, зеленоватых, золотых пигментов создавало изысканный колористический строй.

С некоторым усилием место рождения иконы определяют так - византийская провинция. Судя по высокому мастерству иконописца, он принадлежал к придворной школе. Впечатлил искусствоведов и тот факт, что поза младенца Христа не повторяет никакой известный иконографический тип. По канонам его ножки должны быть скрещены, что отсылает зрителя к крестным страданиям Спасителя. Здесь же ножки свисают вниз свободно и ровно. Для непосвященных - мелочь, для знатоков - тема диссертации.

Кроме таинственной и прекрасной иконы музей также демонстрирует книжную миниатюру "Св. евангелист Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос". Она приобретена в пару к уже находящейся в коллекции музея миниатюре "Св. евангелист Марк с Софией Премудростью Божией". Эти изображения - два из четырех, выполненных в начале XVI века для Четвероевангелия, созданного новгородскими мастерами. Позже миниатюры были беспощадно вырваны из книги, наклеены на доску, покрыты лаком и таким образом превращены в иконы. С одной стороны, поступок варварский, с другой же - лак сохранил в хорошем состоянии красочный слой. У музея есть надежда собрать полную коллекцию этих миниатюр - осталось только отыскать изображения св. евангелистов Матфея и Луки.

Маленькая книжная страничка, небольшая, камерная и лиричная икона позволяют нам остановиться на бегу, мыслить, вскрывать вековые пласты истории и культуры. На кого смотрела из своего оклада Богоматерь Одигитрия, какие люди видели ее лик? И через тысячу лет (если не случится на нее варвара) будет Одигитрия так же строго и грустно взирать на наших потомков. В этом, наверное, и есть загадка искусства. Оно вечно.

15 апреля 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме